Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Как правильно учить дошкольника читать» (1 фото)

Марина Александровна Лукомская
Консультация для педагогов «Как правильно учить дошкольника читать»

Консультация для педагогов «Как правильно учить дошкольника читать»

Как правильно учить дошкольника читать.

Многие дети начинают активно интересоваться книгами уже в самом раннем возрасте. Если родители сумеют грамотно подойти к процессу обучения и простимулировать интерес к чтению, то получат все шансы вырастить настоящего книголюба. В то же время самостоятельное обучение ребёнка дошкольного возраста чтению имеет ряд нюансов и правил, о которых мы расскажем в этой статье.

Публикация «Консультация для педагогов „Как правильно учить дошкольника читать“» размещена в разделах

Когда начинать первые уроки чтения?

В этом отношении многочисленные мнения педагогов и психологов расходятся. Соответственно, выбор тактики часто ложится на плечи самих родителей. Одни считают оптимальным возрастом для первого знакомства с буквами 4-5 лет, другие начинают приобщать ребёнка к миру чтения ещё раньше - с 2-3 лет. Нередко можно встретить и таких родителей, которые возлагают непростую задачу обучения ребёнка чтению на школьных учителей.

Какого бы мнения вы ни придерживались, помните, что каждый ребёнок развивается по своему собственному индивидуальному «графику». Мы рекомендуем начинать занятия не ранее того, как вы поймёте, что ваши сын или дочь действительно готовы учиться читать. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки.

Малыш разговаривает чётко и связно, самостоятельно выстраивает целостные и логически правильные речевые конструкции, предложения.

Дошкольник научился правильно выговаривать буквы (исключением в этом отношении может стать «р» и другие сложные для этого возраста буквы, произношение которых часто требует помощи логопеда).

Ребёнок не путает созвучные слоги и слова, а также буквы в них.

Маленький ученик проявляет живой интерес к буквам, книгам, чтению. Если сын или дочка предпринимает попытки читать самостоятельно, можно закрыть глаза на все вышеперечисленные признаки и смело приступать к первым урокам чтения.

Самые распространённые методики развития чтения у дошкольников

Существует несколько основных классических и современных методик, каждая из которых имеет как плюсы, так и определённые минусы. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Чтение по слогам

Классическая методика, по которой учились читать практически все мы и которая до сих пор используется в большинстве детских садов и начальных школ. Суть так называемого фонетического метода заключается в том, что ребёнка вначале учат произносить звуки, которые затем объединяются в слоги, а впоследствии и в отдельные слова. В качестве обучающих материалов используют традиционные буквари и азбуки, наглядные буквенно-звуковые карточки. Этот метод можно назвать по-настоящему универсальным. Однако нужно учесть, что он вряд ли подойдёт для дошкольника младше 3-4 лет, поскольку требует определённого уровня знаний, которых у ребёнка в этом возрасте попросту нет.

Чтение целых слов

Обучение чтению при помощи карточек Глена Домана – метод, который обычно используют едва ли не с грудного возраста. Суть метода заключается в том, что малышу с первых месяцев жизни демонстрируют карточки с отдельными словами, чётко проговаривая их. Таким образом ребёнок с самого раннего возраста учится воспринимать слова как цельные языковые единицы, а не как набор отдельных слогов. Некоторые специалисты считают, что этот метод также способствует развитию феноменальной памяти. В то же время нужно помнить, что в дальнейшем он может привести к сложностям при разборе слов по составу.

Методика Монтессори

Принцип обучения чтению по системе Марии Монтессори заключается в том, что малыш учится читать при помощи карточек с буквами, изготовленных из шероховатой бумаги. При этом ребёнок обводит пальцем контуры букв, громко и внятно произнося звуки вслед за взрослым. Помимо раннего запоминания букв, такая методика способствует развитию мелкой моторики. По этой причине её часто используют в специализированных детских садах Монтессори и группах раннего развития.

Обучение по кубикам Зайцева

Ещё одна техника обучения чтению дошкольников, требующая использования наглядного материала. Его роль выполняют специальные кубики. На их грани нанесены часто употребляемые слоги, а также отдельные буквы, из которых малышу предлагается составлять слова. Особенность таких кубиков заключается в том, что каждый из них имеет определённый размер, звучание и цвет. Таким образом, у дошкольника есть возможность запоминать их характеристики, привязывая их в уме к определённым буквам и словам. Учитывая то, что такие занятия носят исключительно игровой характер, их можно начинать буквально с самого раннего возраста.

Какому методу отдать предпочтение?

Как правило, родителям приходится сменить несколько методов обучения, прежде чем они найдут оптимальный. В любом случае занятия ни в коем случае не должны сводиться к скучным и уж тем более строгим урокам. Учить дошкольника чтению обязательно нужно в игровой форме, ведь только в этом случае малыш будет с интересом и нетерпением ждать очередного занятия.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Консультация для педагогов и родителей «Как и зачем учить стихи с дошкольниками»Консультация для педагогов и родителей «Как и зачем учить стихи с дошкольниками» Заучивание стихов в дошкольном возрасте является важным обучающим и воспитательным моментом. Это самый действенный способ развития дошкольника.

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.

Консультация для педагогов и родителей «Сказки важно и нужно читать детям»Консультация для педагогов и родителей «Сказки важно и нужно читать детям» Детская художественная литература воспитывает в ребёнке культуру речи. Она учит грамматически правильно, логично и точно передавать свои.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как правильно учить дошкольника читать»
Опубликовано: 15 мая 2025 в 18:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Как правильно учить дошкольника читать»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Александровна Лукомская (УИ 919813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных