МААМ-картинки

Как распознать дислексию и дисграфию?

Лариса Верещагина
Как распознать дислексию и дисграфию?

Многие родители сталкиваются с тем, что их любознательные и вполне смышлёные дети испытывают серьёзные трудности при овладении чтением и письмом. Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания. Не торопитесь ругать своих детей, обвиняя их в лени, невнимательности и неусидчивости. Не стоит та же подозревать учителей в недостаточном внимании к вашему ребёнку. Проблема заключается в том, что некоторые дети страдают специфическими нарушениями чтения и письма дислексией и дисграфией, и им срочно нужна помощь специалиста.

Что такое дислексия и дисграфия?

Публикация «Как распознать дислексию и дисграфию?» размещена в разделах

Дислексия (от греческого «дис» - затруднение, нарушение, «лексис» - слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон КГМ, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Практически всегда одним из последствий дислексии является дисграфия.

Дисграфия (от греческого «графио» - писать, изображать) – стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладением чтением и письмом.

Формируются эти функции в разные периоды дошкольного детства. Их структуры сложно переплетены между собой. Сбой в формировании одной функции может стать причиной задержки формирования другой.

Если уже в дошкольном возрасте формирование какой-то функции запаздывало, то в школе это проявится при чтении или на письме в виде специфических ошибок

- И если у ребёнка к моменту поступления в школу недостаточно сформировались зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, то он не сможет качественно усвоить написание букв и будет путать их на письме.

- И если у ребёнка недостаточно развит фонематический слух, позволяющий понимать речь, улавливать оттенки сказанного, различать один звук от другого, он не в состоянии различать схожие звучания, в результате он неизбежно будет допускать на письме замены букв. Услышав звук, он не в состоянии быстро представить его в виде буквы. Именно поэтому овладение грамотой таким детям даётся с большим трудом.

У детей, страдающих дислесией и дисграфией, часто возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Им свойственные пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти (особенно слуховой, трудности в поведении и общении.

Ребёнок, страдающий дислексией и дисграфией, осознаёт, что не может справиться с тем, что одноклассникам даётся легко. Неуспехи в школе, непонимание со стороны родителей и учителей могут привести к серьёзным изменениям в его психике. С каждой неудачей он всё меньше верит в себя, постепенно становится молчаливым, застенчивым, необщительным. Боясь насмешек, ребёнок под разными предлогами старается избежать посещения школы. Другая крайность – обида на всех и вся, раздражительность, несдержанность, вспышки гнева, немотивированная агрессия, конфликты с учителями.

Группы риска.

Вероятность возникновения дислексии и дисграфии выше у

- левшей и правшей, переученных из левшей,

- детей с ОНР, которые не посещали логопедические группы,

- детей, в семьях которых говорят на двух и более языках,

- детей с вялой артикуляцией, нечётко произносящих звуки,

- детей, родители которых стремятся как можно раньше научить ребёнка читать,

- детей, которые слишком рано пошли в школу и начали изучать иностранный язык,

- детей, которым невропатолог поставил диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или ЗПР.

Логопеды и специалисты рекомендуют родителям насторожиться, если дошкольник плохо различает и говорит звуки, с трудом учит стихи и никак не может научиться завязывать шнурки и застёгивать пуговицы.

Как распознать дислексию и дисграфию?

Все ошибки чтения и письма специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребёнка при чтении и письме встречаются ошибки, которое, как вам кажется, похожи на специфичные, но они редки или вообще единичны, то это, скорее всего, «физиологические» ошибки, закономерно встречающиеся у детей при овладении чтением и письмом, или результат переутомления, невнимательности.

У ребёнка есть дислексия если он :

- с трудом запоминает и путает буквы при чтении, постоянно заменяет близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж,

- читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно, допускает множество ошибок,

- пропускает буквы (марка –мара, куртка - курка, слоги (молоко–мокко, дорожка-дожка, предлоги,

- заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, поэтому - потом,

- заменяет или переставляет буквы и слоги (утка – тука, канава - кавана,

- не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится - говорил,

- изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из-под листьях,

- неправильно согласует в роде существительные и прилагательные или местоимение (весёлый девочка, моя платье,

- пытается угадать слово по нескольким первым буквам,

- плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он только что прочитал.

Чтение для дислексика – тяжёлый труд, он физически устаёт от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает намного легче.

Теперь заглянем школьнику в тетрадь. О наличии дисграфии говорят такие ошибки:

- пропуск букв и слогов (упала-упла, бабочка-бачка, огромный город – огромный горд,

- искажение слов (лошадь – ложит, коньки – куни, на охоте – на отух,

- не дописывание слов и букв (растёт – растё, мышка - мышк,

- перестановка букв и слогов (яблоко - ябколо, фрукты - фрутки,

- добавление лишних букв (лужа – лулжа, дружно - дуружно,

- замена согласных (картофель – картовель, дупло – тубло, сушки - шуски,

- слитное написание предлогов, раздельное приставок, когда приставка напоминает предлог, союз или местоимение (вогороде, по дкроватью, я сный)

- разделение одного слова на два (ведёрко – ведёр ко, игра – и гра,

- неумение обозначать на письме мягкость согласных (мяч – мач, коньки - конки,

- смешение букв, схожих по напсианию Т – П, Б – Д, И – У (потянул – попинул, рябит – рядип, муха - миха).

- переворачивание букв в другую сторону («зеркальное» письмо) Б, В, Э, З,

- пропуск редко встречающихся букв: Ъ, Э.

Ребёнок, страдающий дисграфией, не замечает поля и продолжает писать до самого края листа, к концу предложения «съезжает» со строчек, переносит слова как попало, часто не делает пробелов между словами, соединяя два слова в одно, не ставит точку в конце предложения и продолжает писать следующее с маленькой буквы. У дисграфиков очень плохой почерк, слова у них словно наползают друг на друга.

Дети с дисграфией и дислексией неохотно выполняют задания по русскому языку. Им тяжело даётся чтение, пересказ, изложения и особенно диктанты.

Кто поможет ребёнку?

Дислексия и дисграфия поддаются коррекции, но её эффективность зависит от степени нарушения, от своевременности обращения родителей к специалистам.

Статистика показывает, что чем раньше будет выявлена проблема и оказана помощь, тем быстрее и эффективнее она будет решена.

Если вашему ребёнку было предложено посещение логопункта, а вы по той или иной причине отказались или не участвовали в процессе коррекции, знайте – проблем в школе не избежать!

Когда ребёнок учится читать и писать, опытный учитель быстро замечает у ребёнка первые признаки дислексии и дисграфии и порекомендует родителям пройти обследование у специалистов – логопеда или дефектолога. Рекомендуется так же консультация психолога. В ходе обследования определяются недостатки общего, речевого и психического развития ребёнка. Затем организуется работа по их исправлению, выбираются формы и методы коррекционного воздействия, даются рекомендации родителям относительно занятий с ребёнком дома.

Памятка для родителей

Что нужно делать:

- помогите ребёнку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял его не в один приём, а с перерывом для отдыха,

- поскольку дислексики и дисграфики, как правило, хорошо воспринимают устную речь, то существенную помощь в усвоении ребёнком нового материала по другим предметам могут оказать взрослые члены семьи, прочитывая ему заданный материал вслух,

- никогда не сравнивайте ребёнкас другими детьми, сравнивайте его сним самим на предыдущем этапе,

- вашему ребёнку полезны занятия, развивающие мелкую моторику и активизирующие работу разных участков мозга: рисование, вырезание из бумаги, создание аппликаций из круп (фасоль, горох, скорлупки орехов, выкладывание узоров из мозаики, спичек, лепка,

- лучше слышать отдельные звуки вашему ребёнку помогут языковые игры (придумывание слов на одну букву, подбирание рифм к словам, чтениешёпотом и медленно чистоговорок, скороговорок, пословиц, поговорок,

- попросите ребёнка угадывать буквы, которые вы пишите у него на спине или ладони, или когда он ощупывает пластмассовые буквы или вылепленные из пластилина, вырезанные из наждачной бумаги,

- научите ребёнка печатать на компьютере, это поможет ему развить моторную память, а благодаря текстовой программе Word, он будет видеть, какое слово напечатал с ошибкой,

- следите за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, особенно важно, чтобы он в одно и то же время ложился спать и просыпался. Приучите его утром и вечером массировать шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем, это активизирует мозговую деятельность,

- старайтесь, чтобы интеллектуальные и речевые нагрузки у ребёнка чередовались с физическими и подвижными играми. Почаще гуляйте с ребёнком, в это время мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность.

Чего делать нельзя:

- Если ребёнок плохо читает, не наказывайте его чтением. Читайте вместе с ним. Можно по очереди, хором, по 1 предложению. Для совместного чтения подберите книги с небольшими рассказами с крупным шрифтом, в которых много картинок.

- Не мучайте ребёнка бесконечным писанием диктантов и безумным списыванием тестов, даже если вам это советует специалист. Механическое выполнение упражнений не даёт положительного результата.

- Не пытайтесь устранить все ошибки одновременно. Если поставлена цель научить ребёнка писать без ошибок, то пока не обращаёте внимание на некрасивый почерк.

- Не стремитесь наращивать скорость чтения.

- Не раздражайтесь, не ругайте и тем более, не наказывайте ребёнка, если он ошибается. Исправлению дислексии и дисграфии это не поможет, а желание учиться отобьёт окончательно. Но и хвалить без причины тоже не стоит.

Желаю успеха!

Публикации по теме:

Как играть со сказкой Интерес детей к сказкам всем известен. Первое знакомство как правило начинается с таких сказок, как: " Репка", Курочка Ряба", " Теремок".

Аутист. Как распознать? Статья «Аутизм! И как его распознать» Автор: Матакова Светлана Александровна Что же такое аутизм? Аутизм – это расстройство психического.

Игра «Как пройти?» Как пройти? (Р. Калинина) Цель: расширение знаний детей об окружающем, раз­витие коммуникативных навыков детей. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст:.

Как мы готовились к 8 мартаКак мы готовились к 8 марта Вот и пришла весна и принесла с собой самый нежный праздник в году 8 Марта - Международный Женский день. Его мы ждали целый год, чтобы.

Как отказать капризному ребёнку? Как сказать ребёнку «нет»? Часто можно слышать советы педагогов и детских психологов, которые советуют: "Не потакайте детским прихотям", но многие родители зачастую.

Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!»Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!» Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!» к 74-й годовщине снятия блокады.

Конспект занятия в подготовительной группе «Как велика моя земля, как широки просторы!» Конспект занятия в подготовительной группе «Как велика моя земля, как широки просторы!» Цель. Закрепить знания детей о названии страны,.

ОД «Как стать неболейкой» Конспект организации образовательной деятельности детей 6-7 лет Тема «Как стать Неболейкой» Цель: формирование предпосылок здорового образа.

Проектно-исследовательская деятельность «Как рисуют мальчики, как рисуют девочки» Составила: воспитатель МБДОУ д/с № 42 Канищева Н. А. Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек, прежде всего, интересуют.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как распознать дислексию и дисграфию?
Опубликовано: 21 марта 2018 в 22:08
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД