Нина Митрофанова
Консультация для родителей «Как распознать дизартрию у ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дизартрия - это нарушения произносительной стороны речи, обусловленного недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленное органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:
-при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
Публикация «Консультация для родителей „Как распознать дизартрию у ребёнка“» размещена в разделах
-ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев, пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев, ходить (после 18 месяцев);
-у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
-повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну. Рот всегда открыт; проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
-отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту; малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости;
-отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.
В более старшем возрасте:
-Речевое развитие в раннем возрасте не соответствует норме (младенец не лепечет, первые слова появляются после 2-х лет и т. д.).
-Ребенок не страдает ЛОР-заболеваниями, но при этом говорит в нос. Назальный оттенок возникает из-за малой подвижности нёба. Воздушная струя не встречает на своем пути преград и свободно попадает в носовые ходы.
-Неправильное речевое дыхание, трудности с произношением длинных фраз, частые паузы в речи и т. д.
-В речи отсутствует мелодичность, она слишком растянутая или, наоборот,
-Слишком высокий, писклявый голос.
Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может
отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.
Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения
кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить
очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.
При обнаружении симптомов дизартрии у своего ребенка необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам. Чем раньше врачи и логопеды начнут заниматься с дизартриком, тем выше шанс нормализовать речь и избежать трудностей с обучением в школе.
Даже легкая форма дизартрии требует коррекции, прежде всего это связано с тем, что сам ребенок чувствует стеснение. Он осознает ошибки своей речи и обижается, когда его не понимают окружающие. Все это приводит к тому, что ребенок с дизартрией замыкается в себе и вовсе перестает общаться с окружающими его людьми.
Работа по нормализации речи должна вестись не просто логопедом, а специалистом с достаточной квалификацией и опытом. При коррекции дизартрии используются особые логопедические методики, без знания которых невозможно оказать помощь ребенку. Ну и, конечно, важная роль в коррекции дизартрии отводится родителям, тк они должны помогать своему ребенку, контролировать речь ребенка в домашних условиях, выполнять все рекомендации логопеда и медиков.