Лучший педагог года

Консультация «Как развивать коммуникативные способности»

Надежда Подрезова
Консультация «Как развивать коммуникативные способности»

Как развивать коммуникативные способности.

(Старший дошкольный возраст)

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит прежде всего от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного социального развития. По мнению Т. Д. Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, агрессивность, отчужденность, враждебность, зависит и от современной помощи, и от полноценности развития ребенка в период дошкольного детства.

Публикация «Консультация „Как развивать коммуникативные способности“» размещена в разделах

Как известно, эмоциональное общение взрослого с ребенком (до года) закладывает в нем чувство базового доверия (или не доверия) к людям, к окружающему миру. (В последующем это общение обуславливает его доброжелательность, коммуникативность). Интерес к общению и коммуникативная избирательность с возрастом постоянно увеличиваются: до 3 лет ребенок концентрирует внимание на общении с близкими взрослыми; в 3-4 года уже обращает внимание на своих сверстников, легко меняет партнёров по игре; в 6-7 лет начинает дружить с определенными детьми – с теми, кого трудно заменить в игре. В игровой деятельности в групповой иерархии – формируется его половая матрица поведения, самооценка, статус: появляется возможность оценить себя и сравнить свои возможности с возможностями партнеров.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

— активно вступать в диалог,

— задавать вопросы,

— слушать и понимать речь,

— строить общение с учетом ситуации,

— легко входить в контакт,

— ясно и последовательно выражать свои мысли,

— пользоваться формами речевого этикета,

— регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

И так, как определить статус ребенка в групповой иерархии сверстников?

Чтобы не ошибиться, можно прибегнуть к адаптированным для дошкольников индивидуальным социометрическим методам.

«Два домика».

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: На столе стоят два макета домиков. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

«Капитан корабля».

Ход исследования: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

Кто еще остался на берегу?

Анализ результатов.

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику. При условии, что в группе принимает участие 20 детей, можно судить по следующим баллам:

От -20 до -10 баллов – отвержение (отверженные);

От -9-0 баллов – игнорирование (незамечаемые);

От 1-10 баллов – дружба (лидеры);

11-20 баллов – предпочтение («звезды» группы).

Парные упражнения.

«Приветствие»

Дети, разбившись на пары (по ходу игры могут поменять несколько партнеров, по команде воспитателя быстро здороваются друг с другом или протянув руки (правую руку к правой руке, или носом к носу, или пяткой о пятку, или бедром о бедро, или спиной о спину, или ухом об ухо.

«Насос или надувная кукла».

Один ребенок, расслабленно лежа на полу, изображает надувную куклу, из которой выпущен воздух. Другой как бы с помощью насоса ритмично накачивает куклу воздухом: наклоняется вперед, произнося на выдохе звук с-с-с. Кукла постепенно «наполняется» воздухом – фигура распрямляется, выравнивается, затем снова «сдувается». После этого игроки меняются ролями.

«Танец противоположности».

Под ритмичную музыку пары изображают танец, но один танцует, весело подпрыгивая, другой – грустно вальсируя. Через 1-2 минуты игроки меняются ролями.

«Упражнение на доверие».

В каждой паре один участник играет роль компаса, другой – туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели партнеры меняются ролями.

«Ладонь в ладонь».

Пары, прижав ладони друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.

Публикации по теме:

Развивайте творческие способности детей Он в строители пошёл - строит города, Дружен мальчик был с конструктором всегда! Тот актёр - играет восхитительно, Приглашает на спектакль.

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе ДОУ Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения.

Консультация «Как и зачем развивать художественные способности детей с ограниченными возможностями здоровья?»Консультация «Как и зачем развивать художественные способности детей с ограниченными возможностями здоровья?» Творческие занятия необходимы каждому ребенку! Ведь цель такого развития вовсе не в том, чтобы каждый стал художником. Главная цель в.

Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой определенные требования в социально- коммуникативном.

Коммуникативные игры в детском клубе креативно-делового общения. Логопедическое занятие со старшими дошкольниками Логопед. Салам, исэнмесез, гут монинг, хэллоу, добрый день, здравствуйте! -Как вы думаете о чем мы сейчас будем говорить? (о том, как здороваются.

Коммуникативные навыки в развитии творческих способностей детей ГБОУ Школа №1467 Структурное подразделение №2Из опыта работы воспитателя Осьмининой Е. Ю. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:.

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста Научная статья «Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования.

Пальчиковый театр помогает развивать речьПальчиковый театр помогает развивать речь Учитель-логопед: Богданова О. В. Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта в Российской Федерации.

План самообразования педагога-психолога «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста» План самообразования педагога-психолога по теме: «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста»Муравьевой Лилии.

Продолжаем развивать мелкую моторику рукПродолжаем развивать мелкую моторику рук В продолжении предыдущей темы хочется сказать,что, конечно же не интересно и ужасно не хочется самому застёгивать пуговицы, зашнуровывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как развивать коммуникативные способности»
Опубликовано: 9 марта 2016 в 07:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД