Юлия Дружинина
Как развивать речь детей второго года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Как развивать речь детей второго года жизни.
Ваш ребёнок развивается, растёт и его активный словарь тоже. Словарный запас малыша увеличивается от 8-10 слов к началу второго года жизни до 300 – 400 к 24 месяцам. Это потрясающе!
К сожалению, в настоящее время живое речевое общение между взрослым и ребёнком всё чаще заменяется взаимодействием с гаджетами. Речь малыша обедняется и не становится главным средством коммуникации. В результате в возрасте 2 – 2,5 лет происходит мощная задержка речевого развития (ЗРР) при сохранном интеллекте. Что бы этого избежать родителям и людям из близкого круга ребёнка (бабушки, дедушки, тёти, дяди, братья, сёстры и т. д.) очень важно создать активную речевую среду. Каким образом? Давайте попробуем разобраться.
Публикация «Как развивать речь детей второго года жизни» размещена в разделах
В возрасте примерно до 1 года 6 месяцев у малыша главным образом развивается и совершенствуется понимание обращённой к нему речи взрослых. Происходит это за счёт увеличения пассивного словаря и переноса слов в активный. Развиваются связи между предметом и словом, которое оно обозначает. Чтобы связи закреплялись на должном уровне, были прочными, необходимо как можно чаще показывать предметы (например, мяч) среди других, давая его точное название, а также совершать различные действия: ощупывать, играть.
При этом важно, чтобы мама проговаривала признаки предмета ( например: «Мячик какой? – круглый, большой / маленький мячик, красивый, резиновый и т. д.). Важно озвучивать действия, которые можно осуществлять с этим предметом ( например: «Давай покатаем / бросим / половим мячик»). Родители должны учить ребёнка выполнять простейшие поручения (инструкции) – «Принеси красный мячик». Эти нехитрые задания помогут развивать уровень понимания обращённой речи у ребёнка. Не нужно специально выбирать время, чтобы поупражняться. Обогащение и развитие словаря малыша должно происходить постоянно. Очень важным фактором развития уровня понимания обращённой речи малышом, является речь взрослых : не стоит допускать облечённого называния предметов, действий ( например: машина – «бибика», падать – «бах» и т. д.). В разговоре необходимо употреблять правильное их название.
В речи ребёнка второго года жизни уже присутствуют звукоподражания, и он активно ими пользуется, пытается повторить. Малыш учится использовать интонационные оттенки речи. Он понимает, что медведь в сказке «говорит» грубым, низким голосом, а зайчик – тоненьким голоском.
К 1 году 6 месяцам (при нормативном развитии) в речи появляется простая фраза: «дай пить», «идём гулять». Появление фразовой речи является мощным скачком, «выходом на новый уровень» в речевом развитии малыша.
Для развития умения составлять простое предложение (из 2 слов) можно поиграть в следующие игры:
Игра «Где спряталась игрушка?»
Взрослый прячет игрушку (название игрушки ребёнок может назвать самостоятельно). Если малыш задаёт вопрос, используя вопросительное слов ГДЕ, то воз-рослый отдаёт ему игрушку. Например: ребё нок спрашивает: «Де мясик? (где мячик)
Игра «Магазин игрушек»
В роли продавца выступает родитель, а ребёнок – покупатель. В магазине разложены игрушки ( можно в рамках лексических тем: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты» и т. д.
Ребё нок должен попросить продавца: «Дай, кубик / мячик / куклу / грушу» и т. д.
Взрослый должен ответить: «Маша, на кубик / мячик / куклу / грушу» и т. д.
Играющие могут поменяться местами и продолжить играть дальше.
Важно, чтобы ребёнок под контролем взрослого учился правильно изменять форму слов в В. п. с окончанием –у-.
В возрасте двух лет, когда дети уже достаточно много говорят (пусть не всегда понятно, они могут обращаться ко взрослым, проявляя инициативу сами по разнообразным причинам: будь то просьба дать игрушку, которую ему не достать, просто хочет привлечь внимание: проехала машина, залаяла собака или сообщить о своём состоянии (испачкался, обидели на игровой площадке). Как правило, они подкрепляют то, о чём говорят жестами. Жесты помогают ребёнку легче выразить свои мысли, чувства, переживания, просьбы.
Такие словесные обращения ребёнка очень важны в становлении его активной речи, поэтому взрослые ни в коем образе не должны игнорировать их и не препятствовать использованию жестов. Излишне потакать не стоит, так это может привести к снижению активной речевой деятельности ребёнка – ведь малыш решит, что его поймут и так, без слов.
Мы знаем, что лучше всего речь развивается в деятельности. Поэтому очень важно помнить и о практических умениях ребёнка. Показывайте, как и что нужно делать, рассказываете о порядке действий ( например: при одевании на улицу в холодное время года описывайте алгоритм одевания: сначала наденем колготки, затем возьмём красную тёплую кофту и наденем её через голову, затем наденем комбинезон и т. д.). Этим вы будете стимулировать ребёнка на проговаривание услышанных слов и применение их в своей речи, тем самым будет происходить интенсивное развитие активной речи малыша.
Чтение и заучивание небольших по объёму стихотворений, потешек, песенок так-же помогут в улучшении качества речи и поможет увеличить активный словарь ребёнка.
Уважаемы взрослые! Ваше терпение и усилия обязательно будут вознаграждены в виде пусть не всегда понятной (в силу возраста, но очень эмоциональной, развитой речи малыша.