Полина Рубашная
Консультация «Как родительские установки влияют на детей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа человеческой души очень сложна, и психика состоит из двух взаимоопределяющих элементов - реализованного и нереализованного, то есть сознательного и подсознательного. В сфере бессознательного большое значение имеют фиксированные установки по отношению к себе, другим и жизни в целом. Это определяется установками и психологическими защитами. Родителям особенно важно понимать роль родительских установок в эмоциональном и личностном развитии своих детей. Для детей родители, пожалуй, самые важные и любимые люди. Авторитет родителей непререкаем, особенно на ранних этапах психологического и эмоционального развития. Вера детей в непогрешимость, правоту и справедливость родителей непоколебима, например, "мама сказала так" или "папа сказал так". В отличие от сформировавшейся личности, у детей 3-4 лет отсутствуют механизмы психологической защиты, они не могут руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям необходимо внимательно относиться к своим словесным обращениям к детям и оценке их поведения, избегать установок, которые впоследствии могут негативно проявиться в поведении ребенка, стереотипизировать жизнь детей и эмоционально ограничивать их. Отношения возникают ежедневно. Некоторые из них случайны и слабы, другие принципиальны, устойчивы и сильны и формируются с раннего детства. Сформировавшись, установки не исчезают и влияют на поведение и чувства ребенка в благоприятные моменты его жизни. Единственное оружие против негативных установок - это вызывающая установка, которая постоянно подкрепляется позитивными установками родителей и окружения. Например, контрнамерение "ты все можешь" побеждает установку "ты ни на что не годен", но только если ребенок может реально подтвердить свои способности в реальной деятельности (рисовать, строить модели, петь песни и т. д.). Несомненно, большинство родительских установок позитивны и способствуют благоприятному развитию личностного пути ребенка. И они помогают, а не мешают, поэтому нет необходимости их осознавать. Это меры психологической защиты, которые помогают ребенку защитить себя и выжить в окружающем мире. Пословицы, поговорки, сказки и басни - это примеры позитивных установок на защиту, которые исторически сложились и передаются из поколения в поколение. Ниже приведена таблица наиболее распространенных негативных родительских установок. Осознайте, какое влияние они оказывают на личность вашего ребенка, и выработайте установку на их опровержение. Вспомните, говорили ли вам подобные вещи ваши собственные родители. Руководили ли некоторые из них вами в жизни? Проанализируйте, какие указания, оценки и установки вы даете своим детям. Выявите совсем немного негативных установок и научитесь превращать их в позитивные, развивая в ребенке уверенность, богатство эмоционального мира и яркость.
Публикация «Консультация „Как родительские установки влияют на детей?“» размещена в разделах
Конечно, список установок гораздо длиннее. Важно осознавать, что сказанное, казалось бы, случайно и без злого умысла, может "просочиться" в будущее и негативно повлиять на психоэмоциональное состояние ребенка, его поведение, а зачастую и жизненные сценарии. Я сейчас занят.. ". ’Посмотри, что ты наделал’, ’Ты всегда не прав’, ’Когда же ты научишься’, ’Сколько раз тебе говорить?’, ’Ты сводишь меня с ума’, ’Что бы ты без меня делал’, ’Ты всегда во все вмешиваешься’. - Все эти "слова" прочно засели в подсознании ребенка, и не удивляйтесь, если он отдалится, станет скрытным, ленивым, недоверчивым и тревожным. А эти слова ласкают душу ребенка: ты самый любимый. - Посиди со мной.. " Я помогу тебе.. ’Я рад, что ты успешен, несмотря ни на что, наш дом - наша крепость, скажи мне, что не так. ’. Чувство вины и стыда не помогают детям быть здоровыми и счастливыми. Не нужно делать жизнь ребенка унылой. Детей не нужно ценить за то, что они делают или говорят, иногда их нужно просто утешить. Дети - это не беспомощная "соломинка на ветру" и не трусы, как травинки на тротуаре, боящиеся, что по ним пройдутся. Дети рождаются с огромным запасом инстинктов, эмоций и моделей поведения, которые делают их активными, энергичными и сильными. Многое в процессе воспитания зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их способности чувствовать и догадываться.