Как сформировать интерес к чтению у учащихся коррекционных школ. Классный час по нравственному воспитанию

галина ростиславская
Как сформировать интерес к чтению у учащихся коррекционных школ. Классный час по нравственному воспитанию

Как сформировать интерес к чтению? Если спросить у учителей чтения коррекционной школы, какую проблему они в своей работе считают трудной, то большинство ответит: привить интерес к чтению и сохранить желание читать книги. Читать книгу для детей с ОВЗ - это большой серьезный труд. Легче посмотреть худ. фильм, мультфильм, а чтение остается невостребованным. При таком отношении к чтению восприятие мира становится поверхностным, бездумным и, как следствие, бездуховным, потому что духовность требует работы души, внимания к людям, окружающему миру, созерцательности. Развить это в себе можно при чтении книг, а читать книги надо научиться. Как привлечь внимание умственно отсталого ребенка к книге в наше время?- Необходимо обратить внимание на то, что одним детям легче и интересней воспринимать устный пересказ, а другие предпочитают увидеть текст, прочесть,чтобы глубже усвоить его смысл.

На этом и следует строить свою работу, чтобы включить всех ребят в классе к знакомству с произведениями писателя. Начинаю с самого главного-формирования умения вести диалог, дискутировать в процессе познания, задавать вопросы. Этому могут способствовать не только уроки чтения, но и тематические классные часы.

Тема. Спасибо Пушкину за это.

Цели - обучающие: воспитывать положительные эмоции, желание любить произведения А. С. Пушкина, воспитывать культуру речи.

- коррекционные: корригировать речь, развивать навыки выразительного чтения,формировать умение вести диалог, задавать вопросы, развивать память, мышление.

Ход мероприятия.

Акцентирую внимание детей на прослушивание грамзаписи стихотворения А. С. Пушкина "Гонимы вешними лучами".

-О каком времени года это стихотворение? Кто его написал? Как оно называется?

В совместной беседе мы должны определить для себя, что для нас значит творчество А. С. Пушкина, почему Пушкина называют "живой душой" нашего народа.

Для разговора о Пушкине мы готовились долго: знакомились с его сказками, знакомили с ними малышей,читали другие его произведения, рисовали к ним иллюстрации, учили стихотворения современных авторов о Пушкине, читали воспоминания о нем его современников теперь попробуем подвести итог: что значит Пушкин для нас.

Даю возможность желающим ребятам рассказать, основываясь на том, что он читал, рисовал, слушал, ответить на вопрос: что побудило желание нарисовать, прочитать, узнать прошлое своего народа. (Ребята составляют небольшие рассказы, основываясь на личном опыте)

-Многие из вас уже успели узнать и полюбить Пушкина. Действительно,казалось бы, иначе и не может быть. Ведь сказки Пушкина мы слушали с детства, а стихи учили с начальных классов. Давайте попробуем проверить насколько мы знакомы с А. С. Пушкиным.

Предлагаю викторину.

1. Когда родился А. С. Пушкин? (6 июня 1799г)

2. В каком городе родился А. С. Пушкин? (в Москве)

3. Как звали родителей А. С. Пушкина? (отец Сергей Львович, мать Надежда Осиповна)

4. Были ли у Пушкина братья и сестры? (Ольга, Лев) -добавляю, что был еще брат Николай, который умер в детстве.

5. В какой школе учился А. Пушкин? (Царскосельский лицей)

7. Как звали жену А. С. Пушкина? (Наталья Николаевна Гончарова)

8. Назовите имена детей А. С. Пушкина и Натальи Гончаровой. (Мария, Наталья, Александр, Григорий)

9. К кому А. С. Пушкин обращался со словами "подруга дней моих суровых" (К няне, Арине Родионовне)

10. Как звали бабушку поэта? (Мария Алексеевна)

Ребята выбирают лучшего знатока биографии поэта (1-2,поясняя, почему они отдали голос тому или другому однокласснику.

Провожу конкурс на лучшего пушкиниста по этапам.

Словесность.

Читая произведения А. С. Пушкина, мы часто встречаемся со словами, которые в современном русском языке не употребляются или встречаются крайне редко. Поэтому возникают трудности в понимании смысла выражения, употребляемого поэтом. Кто из вас помнит, что обозначают слова и кто сможет объяснить смысл следующих выражений:

-Назвать сказку, объяснить смысл высказывания "Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь" (Белена-ядовитое растение. Белены объелась - потеряла рассудок. Сказка о рыбаке и рыбке.). На слайде показываю правильность ответа. - "Вот неделя, другая проходит. Еще пуще старуха вздурилась. Опять к рыбке старуха посылает: воротись, поклонися рыбке - Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей. Испугался старик, взмолился: "Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь".

- Назвать сказку. Объяснить,что это была за "рогатка", которой грозила царица служанке?

"И царица налетела на Чернавку

Как ты смела

Обмануть меня и в чем?

Та призналася с трудом

"Так и так". Царица злая

Ей рогаткой угрожая

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить. " (показать слайд с изображением рогатки. Это длинный ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, каторжникам, т. е. в переносном смысле царица угрожала Чернавке каторгой). (Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях)

-Из какого произведения строчки? Дайте пояснение слов во фразе "парчовая на маковке кичка"

(Сказка о рыбаке и рыбке. Кичка-головной убор) (Во время просмотра слайда объясняю, что парча - это дорогой ценный по тем временам блестящий материал. Носили такой головной убор только богатые) Рассматривая слайд, ребята убеждаются в правильности ответа:

"Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха,

В дорогой собольей телогрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею" - если возникают вопросы, то по ходу обсуждения даю сама или прошу ребят ответить на появившиеся вопросы.

Ребята выбирают лучшего словесника,того, кто более точно,правильно справился с заданием.

Грамматика.

Прочитать строки, написанные на доске, расставить знаки препинания. Объяснить правильность их расстановки. (Назвать сказки).

Ребята работают у доски. Объясняя правила правописания и называя сказку.

Лучшим считается тот, кто безошибочно расставил все знаки препинания и объяснил, почему в том или ином случае он поставил запятые.

"Узнай героя произведения". О ком говорится в следующем отрывке. Назвать произведение.

На слайдах предлагаются отрывки из произведений. Ребята зачитывают вслух отрывки и называют героя и само произведение.

Слайд 1."Ей было 17 лет и красота ее было в полном цвете. Она не имела подруг и выросла в уединении. Редко наша красавица являлась среди гостей. Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей, была отдана в ее распоряжение. Перечитав разное, она остановилась на романах. Поначалу она не обратила никакого внимания на молодого француза - учителя. (Маша. "Дубровский")

Слайд 2."При сих словах вышла из перегородки девочка, лет 14-ти и побежала в сени. Красота ее меня поразила. "Это твоя дочка?-спросил я смотрителя. "Дочка-с,-отвечал он с видом довольного самолюбия,-да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать".

Вскоре она воротилась с самоваром, маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня. Она потупила большие голубые глаза, отвечала мне безо всякой робости. " (Дуняша. "Станционный смотритель").

Слайд 3. Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава, отрада.

Победой прославлено имя твое.

Твой щит на вратах Цареграда.

И волны, и суша покорны тебе.

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый шквал-

В часы роковой непогоды -

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.

Щадят победителя годы.

Под грозной броней ты не ведаешь ран.

Незримый хранитель могущему дан. (князь Олег. "Песнь о вещем Олеге)

В данном задании следует обратить внимание на выразительность чтения, беглость чтения, правильность чтения. И выбрать того, кто лучше всех прочитал свой отрывок, правильно назвав произведение из которого он выбран.

На этапе "Поэзия" предложить ребятам прочесть те стихотворения современных поэтов, которые посвящены А. С. Пушкину, и которые они предварительно выбрали для заучивания.

Дети читали стихотворения

А. Твардовский.

Земля рождавшая когда-то

Богатырей в глухом селе.

Земля,которая богата

Всем, что бывает на земле.

Земля,хранившая веками

Заветы вольности лихой.

Земля, что столькими сынами

Горда передо всей землей.

Земля,где дружба всех наречий,

Так нерушима и тепла,

Где правда жизни человечьей

Впервые на землю пришла.

Земля, где песни так живучи,

Где их слагает и поет,

Сам неподкупный и могучий,

Сам первый песенник - народ.

Земля такая не могла ведь,

Восстав из долгой тьмы времен,

Родить и нынче долго славить

Поэта меньшего,чем Он.

В. Дуликов. Строчка.

Роняет лес багряный свой убор

Знакомые и фраза, и картина.

И набегает легкая кручина.

И светлая слеза туманит взор

Багряный свой убор роняет лес.

Казалось, изменил всего лишь строчку.

И гулкие слова теряют вес.

Россия. Пушкин. Рано ставить точку.

В. Ибнер. Пушкин жив.

От бомбы дрогнули в огне

Стропила мирной комнатушки.

А человек стоял в огне.

А человек взывал: Ко мне!

Тут книги у меня, тут Пушкин.

Ему кричали: Выходи!

Но книг оставить не хотел он.

И крепко прижимал к груди

Он томик полуобгорелый.

Когда ж произошел обвал

И рухнул человек при этом,

То и тогда он прижимал

К груди создание поэта.

В больнице долго он без сил

Лежал,как мертвый на подушке,

И первое, что он спросил,

Придя в сознание: -Где Пушкин?

И голос друга поспешил

Ему ответить:- Пушкин жив!

На этапе "Ролевое чтение"(прием способствующий совершенствованию навыков выразительного чтения. авт. Светлана Семенова док. педнаук,профессор) дается задание прочесть отрывок по партитуре. Партитура составляется заранее и предварительно можно потренировать ребят пользоваться ею.

чтец 1.

Текст

Это имя знакомое с детства

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново жить и беречь. (Манера чтения. Просветленно, трогательно)

чтец 2.

Текст

Это имя подростка смешного,

Что свечу до полуночи жег.

И строчил, и вычеркивал слово-

Свой сигнальный веселый рожок (Манера чтения. С восхищением и глубокой грустью)

чтец 3.

Текст.

Это имя как лозунг и знамя

И опять веселясь и грустя

Рядом с нами,за нас и за нами-

Он наш сверстник и наше дитя. (Манера чтения. Возвышенно, торжественно)

На данном этапе можно взять другие отрывки с указанием манеры чтения. Можно взять строчки из произведения (например, каждому предложить прочесть всего одну строчку по партитуре одного катрена.)

Лучший чтец выбирается всеми учащимися и обговариваются все положительные моменты чтения четверостишия.

Подведение итога.

О каком поэте мы сегодня говорили? Вспомните, на какой вопрос мы должны были с вами ответить? (Почему Пушкина называют "живой душой" народа и что значит для каждого из нас Пушкин)

Ответы на вопросы должны должны быть построены по типу рассказа-рассуждения, состоять из двух частей. Первая часть Для меня Пушкин -это., (потому что., так как., ведь.) Вторая часть-объяснение.

Совместно приходим к выводу, что А. С. Пушкин, его произведения очень понравились, легко читаются, интересны, по ним можно узнать, как жили раньше наши предки, запоминающиеся, красивый язык.

"Живая душа" народа - эта наш язык, наша культура,наша самобытность. которую вы должны знать,хранить, поддерживать. В этом вам помогут произведения А. С. Пушкина.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Интерес к чтению: как его пробудить» ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ: КАК ЕГО ПРОБУДИТЬ Обучение чтению – прекрасная возможность общения с пользой. Все родители знают об этом, но немногие.

Исследовательская работа по экологическому воспитанию учащихся четвертого класса «Нужное из ненужного» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Алдан». Исследовательская работа по теме:.

Как привить дошкольникам интерес к чтению художественной литературы. Из опыта работы 2015 год официально объявлен годом литературы в России. Государство старается привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать.

НОД по нравственному воспитанию «Урок добра»НОД по нравственному воспитанию «Урок добра» Уроки добра» НОД по нравственному воспитанию в логопедической группе ФФН (6-7л). Цель: Стимулировать желание детей оказывать помощь сверстникам.

План по нравственному воспитанию План мероприятий по нравственному воспитанию Сентябрь 1 неделя 1. «Урок вежливости в школе игрушек» Цель: формировать доброжелательность,.

План совместной деятельности педагога с детьми по нравственному воспитанию Тема, цель занятия Материал Виды и формы совместной деятельности педагога с детьми сентябрь Тема: Достопримечательности моего города.

Приложение к плану по нравственному воспитанию Декабрь Подготовительный этап: 1 неделя 1. Разработать перспективный план по теме проекта. 2. Подготовить методическую и художественную.

Проект по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством приобщения к чтению художественной литературы Тема: "В каждой книжке свой секрет, И не нужных книжек нет!" Срок реализации: один месяц, краткосрочный. Участники проекта: воспитанники,.

Статья. Поиск путей взаимодействия и сотрудничества с учащимися специальных (коррекционных) школ. Статья. Поиск путей взаимодействия и сотрудничества с учащимися специальных (коррекционных) школ. Как правильно и грамотно выстраивать.

Классный час по духовно-нравственному воспитанию с применением арттехнологий и сказкотерапии «Милосердие и сострадание» Тема: «Милосердие и сострадание» Цель: раскрыть понятия сострадания и милосердия, показать разницу между созерцательной добротой и активным,.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Как сформировать интерес к чтению у учащихся коррекционных школ. Классный час по нравственному воспитанию
Опубликовано: 31 октября 2015 в 22:29
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о участие в конкурсе «Воспитатель 2019 года»
В России конкурс «Воспитатель года» стал пользоваться большой популярностью в педагогической дошкольной среде. Участие в нём требует определённой...
Фотоотчет «22 марта — Сорок сороков, или Жаворонки»
Мероприятие , проведенное совместно с сотрудниками Музея им. Худякова А. А города Балахны. Мастер - класс "Жаворонок" из соленого теста. Игры и музыкальные...
Журнал центра поликультурного образования «Мы разные, но мы вместе»
Поликультурное образование – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной...
Аппликация во второй младшей группе «Яблоневое дерево»
Какой ребёнок не любит творить? Одним из видов творчества является аппликация. Аппликация помогает маленькому человеку познать цвет и форму, познакомит с...
Дидактические игры для детей первой младшей группы
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию дидактические игры , которые я сделала для своих малышей. Игры получились красочные, яркие....