галина ростиславская
Как сформировать интерес к чтению у учащихся коррекционных школ. Классный час по нравственному воспитанию
Как сформировать интерес к чтению? Если спросить у учителей чтения коррекционной школы, какую проблему они в своей работе считают трудной, то большинство ответит: привить интерес к чтению и сохранить желание читать книги. Читать книгу для детей с ОВЗ - это большой серьезный труд. Легче посмотреть худ. фильм, мультфильм, а чтение остается невостребованным. При таком отношении к чтению восприятие мира становится поверхностным, бездумным и, как следствие, бездуховным, потому что духовность требует работы души, внимания к людям, окружающему миру, созерцательности. Развить это в себе можно при чтении книг, а читать книги надо научиться. Как привлечь внимание умственно отсталого ребенка к книге в наше время?- Необходимо обратить внимание на то, что одним детям легче и интересней воспринимать устный пересказ, а другие предпочитают увидеть текст, прочесть,чтобы глубже усвоить его смысл.
Публикация «Как сформировать интерес к чтению у учащихся коррекционных школ, Классный час по нравственному воспитанию» размещена в разделах
На этом и следует строить свою работу, чтобы включить всех ребят в классе к знакомству с произведениями писателя. Начинаю с самого главного-формирования умения вести диалог, дискутировать в процессе познания, задавать вопросы. Этому могут способствовать не только уроки чтения, но и тематические классные часы.
Тема. Спасибо Пушкину за это.
Цели - обучающие: воспитывать положительные эмоции, желание любить произведения А. С. Пушкина, воспитывать культуру речи.
- коррекционные : корригировать речь, развивать навыки выразительного чтения,формировать умение вести диалог, задавать вопросы, развивать память, мышление.
Ход мероприятия.
Акцентирую внимание детей на прослушивание грамзаписи стихотворения А. С. Пушкина "Гонимы вешними лучами".
-О каком времени года это стихотворение? Кто его написал? Как оно называется?
В совместной беседе мы должны определить для себя, что для нас значит творчество А. С. Пушкина, почему Пушкина называют "живой душой" нашего народа.
Для разговора о Пушкине мы готовились долго: знакомились с его сказками, знакомили с ними малышей,читали другие его произведения, рисовали к ним иллюстрации, учили стихотворения современных авторов о Пушкине, читали воспоминания о нем его современников теперь попробуем подвести итог: что значит Пушкин для нас.
Даю возможность желающим ребятам рассказать, основываясь на том, что он читал, рисовал, слушал, ответить на вопрос: что побудило желание нарисовать, прочитать, узнать прошлое своего народа. (Ребята составляют небольшие рассказы, основываясь на личном опыте)
-Многие из вас уже успели узнать и полюбить Пушкина. Действительно,казалось бы, иначе и не может быть. Ведь сказки Пушкина мы слушали с детства, а стихи учили с начальных классов. Давайте попробуем проверить насколько мы знакомы с А. С. Пушкиным.
Предлагаю викторину.
1. Когда родился А. С. Пушкин? (6 июня 1799г)
2. В каком городе родился А. С. Пушкин? (в Москве)
3. Как звали родителей А. С. Пушкина? (отец Сергей Львович, мать Надежда Осиповна)
4. Были ли у Пушкина братья и сестры? (Ольга, Лев) -добавляю, что был еще брат Николай, который умер в детстве.
5. В какой школе учился А. Пушкин? (Царскосельский лицей)
7. Как звали жену А. С. Пушкина? (Наталья Николаевна Гончарова)
8. Назовите имена детей А. С. Пушкина и Натальи Гончаровой. (Мария, Наталья, Александр, Григорий)
9. К кому А. С. Пушкин обращался со словами "подруга дней моих суровых" (К няне, Арине Родионовне)
10. Как звали бабушку поэта? (Мария Алексеевна)
Ребята выбирают лучшего знатока биографии поэта (1-2,поясняя, почему они отдали голос тому или другому однокласснику.
Провожу конкурс на лучшего пушкиниста по этапам.
Словесность.
Читая произведения А. С. Пушкина, мы часто встречаемся со словами, которые в современном русском языке не употребляются или встречаются крайне редко. Поэтому возникают трудности в понимании смысла выражения, употребляемого поэтом. Кто из вас помнит, что обозначают слова и кто сможет объяснить смысл следующих выражений:
-Назвать сказку, объяснить смысл высказывания "Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь" (Белена-ядовитое растение. Белены объелась - потеряла рассудок. Сказка о рыбаке и рыбке.). На слайде показываю правильность ответа. - "Вот неделя, другая проходит. Еще пуще старуха вздурилась. Опять к рыбке старуха посылает: воротись, поклонися рыбке - Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей. Испугался старик, взмолился: "Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь".
- Назвать сказку. Объяснить,что это была за "рогатка", которой грозила царица служанке?
"И царица налетела на Чернавку
Как ты смела
Обмануть меня и в чем?
Та призналася с трудом
"Так и так". Царица злая
Ей рогаткой угрожая
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить. " (показать слайд с изображением рогатки. Это длинный ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, каторжникам, т. е. в переносном смысле царица угрожала Чернавке каторгой). (Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях)
-Из какого произведения строчки? Дайте пояснение слов во фразе "парчовая на маковке кичка"
(Сказка о рыбаке и рыбке. Кичка-головной убор) (Во время просмотра слайда объясняю, что парча - это дорогой ценный по тем временам блестящий материал. Носили такой головной убор только богатые) Рассматривая слайд, ребята убеждаются в правильности ответа:
"Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха,
В дорогой собольей телогрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею" - если возникают вопросы, то по ходу обсуждения даю сама или прошу ребят ответить на появившиеся вопросы.
Ребята выбирают лучшего словесника,того, кто более точно,правильно справился с заданием.
Грамматика.
Прочитать строки, написанные на доске, расставить знаки препинания. Объяснить правильность их расстановки. (Назвать сказки).
Ребята работают у доски. Объясняя правила правописания и называя сказку.
Лучшим считается тот, кто безошибочно расставил все знаки препинания и объяснил, почему в том или ином случае он поставил запятые.
"Узнай героя произведения". О ком говорится в следующем отрывке. Назвать произведение.
На слайдах предлагаются отрывки из произведений. Ребята зачитывают вслух отрывки и называют героя и само произведение.
Слайд 1."Ей было 17 лет и красота ее было в полном цвете. Она не имела подруг и выросла в уединении. Редко наша красавица являлась среди гостей. Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей, была отдана в ее распоряжение. Перечитав разное, она остановилась на романах. Поначалу она не обратила никакого внимания на молодого француза - учителя. (Маша. "Дубровский")
Слайд 2."При сих словах вышла из перегородки девочка, лет 14-ти и побежала в сени. Красота ее меня поразила. "Это твоя дочка?-спросил я смотрителя. "Дочка-с,-отвечал он с видом довольного самолюбия,-да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать".
Вскоре она воротилась с самоваром, маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня. Она потупила большие голубые глаза, отвечала мне безо всякой робости. " (Дуняша. "Станционный смотритель").
Слайд 3. Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава, отрада.
Победой прославлено имя твое.
Твой щит на вратах Цареграда.
И волны, и суша покорны тебе.
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый шквал-
В часы роковой непогоды -
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.
Щадят победителя годы.
Под грозной броней ты не ведаешь ран.
Незримый хранитель могущему дан. (князь Олег. "Песнь о вещем Олеге)
В данном задании следует обратить внимание на выразительность чтения, беглость чтения, правильность чтения. И выбрать того, кто лучше всех прочитал свой отрывок, правильно назвав произведение из которого он выбран.
На этапе "Поэзия" предложить ребятам прочесть те стихотворения современных поэтов, которые посвящены А. С. Пушкину, и которые они предварительно выбрали для заучивания.
Дети читали стихотворения
А. Твардовский.
Земля рождавшая когда-то
Богатырей в глухом селе.
Земля,которая богата
Всем, что бывает на земле.
Земля,хранившая веками
Заветы вольности лихой.
Земля, что столькими сынами
Горда передо всей землей.
Земля,где дружба всех наречий,
Так нерушима и тепла,
Где правда жизни человечьей
Впервые на землю пришла.
Земля, где песни так живучи,
Где их слагает и поет,
Сам неподкупный и могучий,
Сам первый песенник - народ.
Земля такая не могла ведь,
Восстав из долгой тьмы времен,
Родить и нынче долго славить
Поэта меньшего,чем Он.
В. Дуликов. Строчка.
Роняет лес багряный свой убор
Знакомые и фраза, и картина.
И набегает легкая кручина.
И светлая слеза туманит взор
Багряный свой убор роняет лес.
Казалось, изменил всего лишь строчку.
И гулкие слова теряют вес.
Россия. Пушкин. Рано ставить точку.
В. Ибнер. Пушкин жив.
От бомбы дрогнули в огне
Стропила мирной комнатушки.
А человек стоял в огне.
А человек взывал : Ко мне!
Тут книги у меня, тут Пушкин.
Ему кричали: Выходи!
Но книг оставить не хотел он.
И крепко прижимал к груди
Он томик полуобгорелый.
Когда ж произошел обвал
И рухнул человек при этом,
То и тогда он прижимал
К груди создание поэта.
В больнице долго он без сил
Лежал,как мертвый на подушке,
И первое, что он спросил,
Придя в сознание: -Где Пушкин?
И голос друга поспешил
Ему ответить:- Пушкин жив!
На этапе "Ролевое чтение"(прием способствующий совершенствованию навыков выразительного чтения. авт. Светлана Семенова док. педнаук,профессор) дается задание прочесть отрывок по партитуре. Партитура составляется заранее и предварительно можно потренировать ребят пользоваться ею.
чтец 1.
Текст
Это имя знакомое с детства
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново жить и беречь. (Манера чтения. Просветленно, трогательно)
чтец 2.
Текст
Это имя подростка смешного,
Что свечу до полуночи жег.
И строчил, и вычеркивал слово-
Свой сигнальный веселый рожок (Манера чтения. С восхищением и глубокой грустью)
чтец 3.
Текст.
Это имя как лозунг и знамя
И опять веселясь и грустя
Рядом с нами,за нас и за нами-
Он наш сверстник и наше дитя. (Манера чтения. Возвышенно, торжественно)
На данном этапе можно взять другие отрывки с указанием манеры чтения. Можно взять строчки из произведения (например, каждому предложить прочесть всего одну строчку по партитуре одного катрена.)
Лучший чтец выбирается всеми учащимися и обговариваются все положительные моменты чтения четверостишия.
Подведение итога.
О каком поэте мы сегодня говорили? Вспомните, на какой вопрос мы должны были с вами ответить? (Почему Пушкина называют "живой душой" народа и что значит для каждого из нас Пушкин)
Ответы на вопросы должны должны быть построены по типу рассказа-рассуждения, состоять из двух частей. Первая часть Для меня Пушкин -это., (потому что., так как., ведь.) Вторая часть-объяснение.
Совместно приходим к выводу, что А. С. Пушкин, его произведения очень понравились, легко читаются, интересны, по ним можно узнать, как жили раньше наши предки, запоминающиеся, красивый язык.
"Живая душа" народа - эта наш язык, наша культура,наша самобытность. которую вы должны знать,хранить, поддерживать. В этом вам помогут произведения А. С. Пушкина.