Оксана Селицкая
Консультация педагога-психолога «Как справиться с конфликтом»
▼ Скачать + Заказать документы
Как справиться с конфликтом?
Поблагодарите, хотя бы мысленно, того человека с которым произошел конфликт.
Конфликт – это столкновение или противоречие, которое проявляется в противоборстве сторон.
Если в нашей жизни не будет противоречий, то не будут происходить изменения и развитие, прогресс и движение вперед.
Основная задача конфликта – выявление и разрешение противоречий.
Публикация «Консультация педагога-психолога „Как справиться с конфликтом“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Как разрешить конфликт? Давление, насилие – это неприемлимые способы. Если Вы при разрешении конфликта применяете угрозы, шантаж или физическое давление, то Вы используете насилие.
Как можно избежать конфликта?
Сотрудничество – лучший способ разрешения конфликтов. Благодаря сотрудничеству можно разрешить все проблемы. Хотя это и нелегкий путь, но вы будете вознаграждены тем, что научитесь обращаться с другими людьми и управлять собой.
Некоторые советы, которые помогут Вам избежать конфликта :
Лучше всего уклониться от ссоры.
Попытайтесь мысленно встать на место другого.
Проявите интерес к его проблемам.
Слушайте внимательно, не перебивайте.
Найдите что-нибудь общее (интересы, мнения, цели).
Прежде, чем критиковать, скажите о своих ошибках.
Говорите спокойно и уверенно.
Учитесь описывать факты, а не давать оценки.
Дайте возможность собеседнику сохранять свое лицо.
Если Вы не правы, признайте это.
Умейте прощать.
Начинайте разговор с «Я – высказывания».
«Я – высказывание» позволяет узнать о Ваших чувствах, помогает понять и преодолеть проблему. Например: «Я волнуюсь», «Мне очень жаль».
«Ты – высказывание» - содержит обиду, защиту, обвинение. Оно направлено против другого человека: «Ты виноват», «Тебе нельзя верить».
В коллективной деятельности важной характеристикой бесконфликтной группы является совместимость людей по психологическим качествам, а также по социально-психологическим факторам.
Сходство и взаимодополняемость этих качеств и факторов очень важны для установления добрых отношений, а также при решении проблем и конфликтов в группе.
Совместимость членов группы определяет психологический климат в коллективе. Так же большую роль играет партнерство членов группы.
Партнерские отношение нарушаются, если один или более партнеров допускают:
запугивание партнера;
враждебность, агрессивность;
превышение власти;
излишне показной тон в общении, дистанцирование;
подавление инициативы других;
оскорбительный тон, насмешку;
утаивание необходимой информации;
неискренность, лживость, льстивость.
Признаками партнерского поведения считаются: (можно предположить, что у Вас есть свои признаки)
предсказуемость действий партнеров;
открытость партнеру, доверие;
согласованность совместных действий;
доброжелательность;
искренность
В условиях разного рода конфликтных ситуаций, когда наши интересы сталкиваются с интересами другого человека существует несколько возможных стратегий поведения.
1. Избегание, уход: при выборе этой стратегии действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции, переводя разговор, в ответ на предъявленные требования или обвинения. Такая стратегия предполагает тенденцию не брать на себя ответственность за решение.
2. Соперничество: при данной стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем, путем открытой борьбы за свои интересы, применение власти, используя одностороннюю зависимость партнера.
3. Уступчивость, приспособление: действия, которые предпринимаются при такой стратегии, направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений. Средствами сглаживания являются: подчеркивание общих интересов, одновременно с замалчиванием различий, обращение внимания партнера на то, в чем оба согласны, вместо того, чтобы обсуждать спорные вопросы. Эта стратегия предполагает, стремление поддержать другого, не задеть его чувств, учитывать его аргументы.
4. Сотрудничество: здесь действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои
интересы, так и интересы другого. Эта стратегия предполагает совместное обсуждение разногласий для выработки общего решения.
5. Компромисс: действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, на поиск и выработку в ходе переговоров промежуточных решений, устраивающих обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает.
Предлагается рассмотреть и сравнить свои стратегии, определить наиболее оптимальные формы поведения в конфликтной ситуации.
Решить конфликт - значит устранить его причину. При избегании конфликт не решается, а только откладывается. В отдельных случаях это действительно бывает целесообразно - может измениться ситуация и причина исчезнет сама по себе.
МАДОУ «ЦРР-ДС№68 г. Благовещенска»
Рекомендации: педагога-психолога