Татьяна Тришкалюк
Как устанавливать правила и границы дозволенного
▼ Скачать + Заказать документы
Как устанавливать правила и границы дозволенного?
Чтобы ребенок понимал правила и следовал им, важно уделить время его обучению. Когда дети испытывают стресс, напуганы, напряжены, злятся, они не способны воспринимать то, что взрослые пытаются им объяснить. Они даже не понимают смысл обращенных к ним слов. Поэтому, если ребенка ругать, стыдить, критиковать и кричать на него – обучения не произойдет. Необходимо доброжелательно объяснять детям причинно-следственные связи, закономерности и правила. Давайте посмотрим, как нужно действовать, если ребенок делает то, что нельзя делать.
Публикация «Как устанавливать правила и границы дозволенного» размещена в разделах
1. Остановите ребенка. Условно этот шаг можно назвать СТОП.
Не нужно кричать и вести себя эмоционально. Обратите внимание на себя. Для этого подойдите ближе, дотроньтесь до него, присядьте на корточки, если есть такая возможность.
Пример:
* Пожалуйста, перестань прыгать на кровати.
* Пожалуйста, перестань кидаться песком.
* Остановись! Стоп!
2. Коротко сформулируйте, почему так делать нельзя. Лучше всего использовать безличную форму: «Спичками нельзя играть.» Вместо «Не смей играть спичкам!» «Конфеты едят после обеда» вместо «Сейчас же положи конфету назад». «На дороге играть нельзя» вместо «Почему ты опять бежишь на дорогу?».
Ребенку нужно услышать правило несколько раз, прежде, чем он усвоит правило поведения из внешнего указания и превратит его во внутреннее знание. Повторение-мать учения!
3. Предложите ребенку альтернативу. Подумайте, как можно помочь ребенку осуществить желание по-другому? Как он может сделать то, что хочет приемлемым способом? Чему я могу его сейчас научить? Очень часто из того, что нельзя можно сделать в другом месте с другим предметом, в другое время или каким-то иным образом. Предлагая альтернативу, вы показываете ребенку, что практически из любой ситуации есть выход. Вы учите его договариваться.
Пример: «С этим предметом играть опасно, он острый, но можно с этим».
«На диване прыгать нельзя, он может сломаться. Давай я тебе положу подушки на полу, на них попрыгай». Когда ребенок видит, что взрослый идет навстречу, учитывает его интересы и желания, то он быстрее соглашается.
4. Позитивное подкрепление. Скажите ребенку что-то доброе, ласковое. Порадуйтесь вслух, что вам удалось договориться, что ребенок согласился с вами. Спросите, нужна ли ему ваша помощь? Пример: «Я рада, что мы договорились». «Как хорошо, что мы договорились. Давай обнимемся!»
Итак, вспомним еще раз все шаги:
1. Стоп. «Пожалуйста, остановись!»
2. Объясните правило. «Стеклянной чашкой играть нельзя, она может разбиться».
3. Альтернатива. «Можно играть пластиковым стаканчиком или железной кружкой».
4. Подкрепление. «Я рада, что мы договорились».