Как воспитать в детях любовь, почтение, благодарность

Юлия Крымова
Как воспитать в детях любовь, почтение, благодарность

«Любовь воспитывается любовью»

Ш. А. Амонашвили

Я взяла эту известную цитату российского педагога Шалвы Александровича Амонашвили как исходную точку моего размышления на тему: «Как воспитать в детях любовь, почтение и благодарность». Еще из институтского курса педагогики я помню яркую историю, как великий мастер учил своих мальчишек проявлению мужских качеств не долгими и правильными наставлениями, а личным примером. В этом методе воспитания я вижу огромный потенциал для нас педагогов современности. Что может быть понятней, наглядней и доступней этого для восприятия дошкольника, когда речь идет о таких глобальных и абстрактных понятиях.

Мы можем рассказать о насекомых, используя иллюстрации, можем изучить строение дерева, рассматривая его на территории детского сада, но не можем взять и показать или словами объяснить, что есть любовь, почтение, благодарность. Эти понятия настолько обширны и относительны, что уместить их в простые, доступные пониманию дошкольника слова, просто невозможно. Это мое личное мнение. Но в наших силах дать почувствовать каждому ребенку их скрытый смысл через нашу любовь, уважительное, почтительное отношение к нему, нашу благодарность, принимая его как равную личность со всеми ее желаниями и стремлениями.

В начале своего жизненного пути ребенок только пробует и примеряет на себя различные модели социального поведения, доступные ему в его детских пределах. Давая ему определенную свободу поведения и самовыражения, мы расширяем круг его возможностей для личностного самоопределения, самопознания. И качество поведенческих моделей, возможных вариантов взаимодействия с окружающими, а также ценностные ориентиры, целиком и полностью зависят от нас взрослых.

Поэтому, на мой взгляд, начинать работу в этом направлении каждый педагог и родитель должен с себя. Мы – зеркало наших детей, где он видит то, к чему важно стремиться. Мы представляем тот образец, с которого он будет лепить себя как воспитанную, культурную личность. В каждую минуту своего общения с детьми мы наглядно демонстрируем, какой брать пример нашим детям. И мы прежде всего должны сами определиться в том, что есть для нас эти важные понятия «Любовь. Почтение. Благодарность». Как это знание отражается в наших словах, поступках, в отношении к детям в нашей будничной жизни.

Мы все хотим любви, но давайте задумаемся, всё ли мы делаем, чтобы ребенок рядом с нами ощущал нашу любовь, чувствовал малейшие её проявления, даже если мы строги и требовательны. Относясь к их потребностям, желаниям и стремлениям с искренней любовью и пониманием, мы учим малышей дарить ответную любовь окружающим и естественным образом – поцелуем, объятием, прикосновением, и опосредованно – через добрые слова, сделанные своими руками подарки, через деятельные поступки.

Мы призываем детей уважать (почитать) родителей, старших, уважать чужой труд. Но чувствуют ли дети наше уважение к себе? И чтобы это было так, мы благодарим их. Благодарим за высказанное мнение, за их старание и любознательность, выполненный с душой рисунок. В этой благодарности мы проявляем уважение к ним, показываем ценность их личности для нас, для детского коллектива, для него самого. Глубокое, искреннее уважение – это и есть почтение – мы словно склоняемся перед умом, талантом, благородным поступком, так мы признаем ценность всего этого для нас. И в ответ от детей получаем тоже почтение – признание ценности нашего мнения, наших слов, наших деятельных поступков на благо их личностного развития.

Благодарность («благо дарить») – это чувство, венчающее наши взаимоотношения. Благодарим – значит, испытываем признательность за добро, сделанное в наш адрес. Ритуальные «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «доброго здоровья» – это те первые способы благодарения, которым мы должны научить наших детей с самых ранних лет. Потом над ними вырастают благодарные поступки – способность отвечать любовью на любовь, уважением, почтением на уважение, добром на добро. Это и способность оказать внимание, проявить сочувствие близкому и незнакомому, вовремя кому-то помочь еще до того, как об этом попросят. Думаю, что благодарность – это не просто позитивное, доброе чувство. Это чувство – мостик между людьми. Если мы учим детей быть благодарными, это значит, что мы учим концентрироваться не только на себе, но и на других, мы уберегаем их от черствости и эгоизма. Мы даем им в руки волшебное средство – способность легче устанавливать контакты, налаживать близкие отношения, находить друзей, обретать радость бытия в общении с другими.

Так цитата выдающегося педагога, выбранная мною, помогла путем размышлений выйти на простой, казалось бы, но такой сложный в исполнении, алгоритм воспитания ценностных основ нашей жизни – ЛЮБВИ, ПОЧТЕНИЯ, БЛАГОДАРНОСТИ. Самое сложное – «запустить» этот алгоритм усилиями своей души. Главный пусковой механизм – это наше с вами умение проявлять любовь и делиться ею, почтительно относиться даже к самым маленьким детям, не забывая о почитании себя (уважении к себе, это и благодарное – благо дарящее – наше отношение к детям, к окружающим людям, близким и дальним, к природе, к нашей прекрасной Родине и к Миру в целом.

Как узнать, что алгоритм работает? Думаю, очень просто. Поведение наших детей – это самый правдивый индикатор. Только надо быть очень искренними. Если мы будем лишь притворяться, дети – чуткие барометры – это сразу распознают. Тогда, в результате такого воспитания, в них взойдут ростки притворства и лицемерия, лукавства и манипуляции. Воспитывая ребенка в любви, благодарности и почтении, мы закладываем фундамент его личности. На этой прочной основе, подрастая, он уже сам – как истинный творец собственной жизни – будет выстраивать «нравственные этажи», используя в качестве строительного материала ЛЮБОВЬ, ПОЧТЕНИЕ, БЛАГОДАРНОСТЬ.

Публикации по теме:

Фотоотчет о тематической неделе «Хлебу — почтение вечное!» ко Всемирному Дню хлебаФотоотчет о тематической неделе «Хлебу — почтение вечное!» ко Всемирному Дню хлеба Есть хлеб - будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений.

Консультация для родителей «Как воспитать грамотных пешеходов» Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Задачи: • Создавать с родителями условия для сознательного изучения детьми.

Консультация для родителей «Как воспитать культурного гражданина» Уважаемые родители! Сегодняшняя статья посвящена вопросам культуры воспитания молодого поколения. Часто за суетой дел, мы - родители не.

Консультация для родителей «Как воспитать мальчика»Консультация для родителей «Как воспитать мальчика» У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек, а у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Но.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Как воспитать в детях любовь, почтение, благодарность
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 20:32
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Сюжетно-ролевая игра «Пожарная команда»
Цель: Формирование целостного представления о пожарной безопасности и труде пожарных. Задачи: - Закрепить знания детей о правилах поведения во время...
Фотоотчет о творческих работах учащихся 1 и 4 классов к Дню осведомленности о...
20 января является Днём осведомленности о пингвинах на МААМ. В первом и четвёртом классах мною были проведены небольшие беседы-лекции об этих изумительных...
Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень...