Людмила Николахина
Как заинтересовать детей изобразительным искусством?
▼ Скачать + Заказать документы
Как заинтересовать детей изобразительным искусством
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№47.
Автор: Николахина Людмила Борисовна.
Как заинтересовать детей изобразительным
искусством?
Этот вопрос задают себе многие воспитатели, но прежде чем взять в руки кисть, надо научить детей видеть прекрасное : утро, солнце, небо, цветы, людей, птиц, животных. ; уметь объединять это в единое целое «мир вокруг нас». Наблюдая, стараемся как можно больше описаний, цветов.
Публикация «Как заинтересовать детей изобразительным искусством?» размещена в разделах
Раннее утро: розовый рассвет, а на травинках и ветках деревьев бриллиантами сверкают капельки росы, ветерок покачивает цветы, и колокольчик весело кивает своей синенькой головкой другим цветам. А вот и вкусное спелое лесное чудо - земляника, покраснев, шепчет в тишине: ”что ж меня не рвете?” и кукушка по утру встречает здесь в лесу: - Вы, ку-ку, куда идете? Встретит нас лес пением птиц, а нежная русская красавица березка своими изумрудными косами или золотыми листьями. А к слову “небо” столько можно красивых слов-оттенков подобрать: то оно нежно - розовое, то багряно - красное, то жемчужное, то ласковое голубое, то сердитое свинцовое, то почти черное с проблесками золотых лучей, или раскатами грома появившихся молний.
Чем больше мы сможем подобрать оттенков словесно, тем больше их появится в рисунках детей.
Рисование непосредственно связано с развитием речи, ознакомлением с окружающим. Ведь без этого трудно заинтересовать и показать то, чему мы хотим научить ребенка. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались, т. е. поэтическая речь, которая отражает ’’понятную” сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариантах.
Уровень психического развития ребенка четырех - шести лет позволяет ему наглядно представить те конкретные предметы, факты, явления, эстетически их оценить. Но самостоятельно это сделать он иногда затрудняется, и здесь, большую роль играет взрослый, который уточняет и систематизирует детские впечатления. Побуждает искать четкие, меткие
определения для эстетических чувств.
Сам на пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов, живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Учитывая сформированные представления стоит заострить внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отображает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт. Знакомя детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый детям образ или несложная картина природы, одновременно демонстрируя яркую иллюстрацию к нему. Такое комплекс
воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
На шестом году жизни можно использовать не только непосредственно иллюстрации к тексту, но и репродукции с картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительность и изобразительные средства. Живое наблюдение природы подготавливает восприятие её в стихах.
Рассматривание иллюстраций, картин конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным.
Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением. ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремится воспроизвести это в своих рисунках.
Например:
’’Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. ”
Для этого отрывка хорошо перед занятием рассмотреть иллюстрации к “Сказке о царе Салтане”, “История корабля”. Наблюдение за небом в разную погоду. Подвижные игры “Море - волнуется”.
Прежде чем рисовать Белку необходимо дать знания об этом зверьке.
1. Чтение стихотворения Е. Тургенева “Белка”
2. Рассказ о белке
3. Чтение рассказа Ю. Дмитриева “почему на кусте выросли грибы”.
4. Иллюстрации к “Сказке о царе Салтане”
“Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом
Белка там живет ручная
Да затейница такая.
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра - чистый изумруд
Слуги Белку стерегут. ”
Каждый ребенок нарисует для белочки чудный дом. И каждая белка по- своему хороша. И про вкусные орешки не забудут, потому что очень красиво о них сказал поэт.
Показывая детям картинку/ образец воспитателя и называя тему занятия: Сегодня мы с вами будем рисовать иллюстрацию к сказке “Снегурочка и зайчик”.
Но так как в действительности такой сказки нет, а мне надо заинтересовать детей и
помоч им запомнить последовательность рисования иду
на хитрость: рассказываю последовательность рисования, пряча ее в содержание сказки. (рисую и показываю)
1. Однажды в лесу, где росли стройные ели, наступила зима. Снег укутал деревья мягким снежным одеялом. Ветви елей опустились под тяжестью снега.
2. Бежал мимо зайчишка — трусишка, но вдруг невдалеке он услышал легкий скрип снега, а та, как начинало темнеть, он со страха спрятался под большой елью. Сидит ни жив, ни мертв.
3. А тем временем на полянку вышла снегурочка. Это она гуляла по лесу и разглядывала сказочное убранство деревьев. Увидав. Зайчишку, дрожавшего от страха, она все поняла, махнула волшебной палочкой, и зажегся на небе месяц ясный, махнула еще раз и начали появляться звезды.
Посветлело на полянке и зайчишка перестал бояться.
Таким образом легче запомнить последовательность рисования:
1. Ели (восковые мелки)
2. Зайчишка (гуашь)
3. Небо (фон) (гуашь)
4. Снегурочка (гуашь)
5. Месяц и звезды (гуашь)
Но чтобы ребенок мог все это нарисовать, необходимо, чтобы он научился рисовать самое простое круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, дуга - ведь именно из них можно составить рисунок — Что бывает круглое? (Круглые ягоды, лепестки, серединка цветка, голова.)
Необходимо помочь увидеть из каких геометрических фигур состоит животное, птица, дворец.
Очень интересны и занятия по декоративному рисованию.
Они знакомят детей с русским народным творчеством. Учат видеть прекрасное. Каждый вид народного творчества прекрасен по-своему.
“Золотая Хохлома” - один из древнейших русских художественных промыслов, несущий в себе характерные черты народной культуры.
(Сделала “Хохломскую мозаику”)
“Голубая гжель” — для развития фантазии сделаны шаблоны из дерева: квасник, кумган, чашка, чайник, блюдо.
“Городетская роспись” - с каким старанием дети готовили шкатулки для мам к 8 марта: майонезные ведерки покрыты водоимульсионной краской получился фон “дерева”. Дети расписывали городскими узорами.
И, конечно, нельзя забыть про цветы на подносе:
“Что же чудом зовут?
Правду бают али лгут?
Говорят, подносы есть,
Что не можно глаз отвесть.
Расцвели на них цветы Небывалой красоты
Розовые, красные Голубые, разные,
А оттенки у цветов-
Словно капельки тонов.
Проходила здесь весна
И оставила тепла,
Солнечного света
Для цветного лета.
Люди капельки собрали И подносы расписали.
Чтобы радовали глаз
Чтобы радовали нас. ”
Очень важно показать способ рисования, последовательность, технику. Например: при рисовании цветов показать направление закрашивания, а чтобы лепестки были как живые можно рисовать сразу двумя красками: сначала набираем основной цвет (синий, красный, а кончик кисточки макаем в белую или желтую красок. И у цветка появляются прожилочки, которые другим способом показать ребенок пока не может, т. к. только учится владению кистью Но и набирая белую краску, очень важно не переборщить, а взять на кисть капельку. Так повторяем каждый мазок и наш цветок оживает.
Так же важно научить детей пользоваться толстой и тонкой кистями.
1. Тонкая - прописная, подчеркивающая изящество линией: рисунок получается ажурным.
2. Толстая кисть помогает рисовать фон, листья, закрашивать более мягко и ласково.
Фон можно сделать по разному. Один из способов, когда на еще влажный основной цвет добавляли более темные и светлые оттенки или другую по цвету краску: море - сине-зеленое, небо - серое, голубое, розовое. И все это может быть в одном рисунке.
Так же важно научить выделять в рисунке главное - оно крупнее, ближе, чем остальное.
И, конечно, очень важным элементом является декоративное рисование, где ребенок развивает мелкую моторику рук и готовится к письму.
Для обучения рисованию можно использовать в том числе и раскраски.
Ребенок учится закрашивать не вылезая за линии в раскрасках — здесь они чувствует себя более уверенным и рисунок при этом красивый. (Воспитывается уверенность в себе, своих умениях, ребенок перестает бояться сделать или нарисовать что-то не так.)
Можно переводить рисунок на кальку или тонкую бумагу.
Он заранее знает, если обвести рисунок по контуру то получится такой же самый рисунок, но он принимает участие.
Переводя рисунок, учить детей наносить штриховку в разных направлениях. Рисовать можно и одежду для бумажных кукол. У детей не только развивается фантазия, но и техника работы карандашом. А так же различных персонажей
для театрализованной деятельности, что способствует не только развитию изобразительной деятельности, но и речевой, т. к. можно придумать и рассказать сказку используя нарисованные персонажи и декорации.
Есть еще способ рисования - рисование по клеточкам: ребенок перерисовывает картинку, отсчитывая нужное количество клеток в определенном направлении. Он закрепляет навыки счета, учится ориентировки на листе бумаги, а клеточки ему в этом главные помощники.
И конечно нельзя обойти декоративное рисование: на круге, квадрате, треугольнике, овале и различных предметах посуды, одежды, где ребенок чувствует себя настоящим художником и творцом и даже волшебником.