Папки-передвижки

Какие дела можно поручить детям от 1,5–7 лет

Ольга Шаяхметова
Какие дела можно поручить детям от 1,5–7 лет

Многие родители считают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое даётся только раз. У психологов иная точка зрения: когда дети помогают взрослым, они чувствуют себя полноправными членами семьи, учатся быть самостоятельными и не бояться ответственности.

Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не реализуют игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через различные поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо : принести какую-то вещь, предмет, полить цветы, покормить рыбок, спросить, можно-ли приходить на музыкальное занятие и др.

Публикация «Какие дела можно поручить детям от 1,5–7 лет» размещена в разделах

Под трудовыми поручениями понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из сверстников. Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую-то работу связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Поручения, как форма организации трудовой деятельности детей, имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми.

В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения. Ведь научить одного-двух детей легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные, характеру выполнения (индивидуальные или совместные, времени исполнения (кратковременные, длительные). Известно, что трудовая деятельность младших дошкольников часто переплетается с игрой и порой трудно последить эту границу. Поручения помогают нам постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что-то поднять, подвинуть, подать) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого ребенок приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого.

Поручения особенно важны в период от 3-х до 5-и лет. Трудовые поручения ребенок выполняет в течении дня довольно часто. В практике воспитания поручения чаще организуются в первую половину дня, в утренние часы (до завтрака) или во вторую половину (после дневного сна). Объясняется это большей занятостью воспитателя в первую половину дня. Воспитатель периодически привлекает детей к выполнению поручений с различными целями : закрепить имеющиеся трудовые навыки, формировать новые умения, связанные с содержанием задания. Привлекать детей к выполнению простых и посильных поручений рекомендуется очень рано, уже с 1,5 – 2-х лет. В маленьких и доступных ребенку заданиях: “Пойди, посмотри, какой домик построил Коля”, “Посади куклу на стул” и т. п. содержатся определенные указания воспитателя, которые побуждают ребенка к целенаправленным действиям, приучают его к послушанию, формируют умение выполнять требования взрослого. Поручения детям младшего возраста преимущественно индивидуального характера: поставить шкаф обувь, поднять носки, вынести на участок ведерко с совочком, собрать игрушки перед уходом в группу с прогулки, раздать карандаши для рисования.

1,5 — 2 года

В этом возрасте малыш может выполнять простые односложные поручения : принеси машинку, положи карандаши в коробку (после демонстрации примера) и т. п. Обязательно радуйтесь за малыша и хвалите его, если получилось.

2 — 3 года

После 2 лет ребенок способен выполнять задания более осознанно. Он может убрать игрушки на места, но все же сделает это с большей радостью, если вы придумаете «игру-убиралку». К примеру, можно поиграть в робота : робот выполняет указания, сказанные металлическим (вашим) голосом: «Убрать все желтые предметы» или «Унести все круглые игрушки». И весело, и полезно.

Помимо этого, с 2-х лет ребенок может складывать грязную одежду в корзину для стирки, кормить домашнее животное (под вашим присмотром, вытирать пыль, убирать пролитое за собой, мыть небьющуюся посуду без сильных загрязнений (за исключением ножей, мыть пол «своей» шваброй.

4 — 5 лет

После 4 лет ко всему уже сказанному можно добавить обязательные ежедневные поручения : убирать со стола после еды, заправлять свою постель, поливать растения, готовить себе простой завтрак из творога со сметаной или хлопьев.

6 — 7 лет

С 6 лет ребенок способен выполнять «серьезные» поручения. Он может делать уборку в доме, накрывать на стол, помогать готовить и стирать, отбирать свою одежду для стирки, чистить овощи, делать бутерброды, совершать небольшие покупки в магазине, разбирать большие пакеты с продуктами, сортировать и аккуратно складывать белье после стирки, наливать негорячие напитки.

Список поручений по возрастам выглядит замечательно, но, нам кажется, «нееет, он не будет этого делать». Было бы желание! Уточним: ваше желание. Есть множество «фишек», с помощью которых вы легко приобщите ребенка к труду.

Вот некоторые из них:

Для самых маленьких работа должна быть встроена в игру или сказку. Например, игрушки потерялись и плачут, потому что не могут найти свой домик — надо им помочь.

С детьми чуть постарше можно общаться во время работы или задавать вопросы вроде «Какого цвета эта губка?» или «Какой формы это яблоко?» и хвалить за верные ответы. Ребенок полюбит помогать по дому, ведь это весело и «с мамой».

У дошколят прямые задания от мамы чаще всего вызывают негативную реакцию и желание «увильнуть». Но если задания будут оформлены в виде письма от любимого супергероя или смешарика, то дело пойдет на лад. Однако тут нужно быть аккуратными: письма не должны приходить каждый день.

С детьми, которые уже могут вести конструктивные диалоги, хорошо бы сесть и с важным видом начать серьезный разговор, мол, ты вырос большой, умный, и тебе уже можно доверить некоторые очень важные для семьи вещи. Дальше можно предложить ребенку список дел, которые он мог бы выполнить, и попросить выбрать только две задачи, которые он возьмет на себя. Больше пока нельзя, нет. Если дела выбраны, можно торжественно включить их в недельное расписание.

В организации дня ребенка очень помогает метод чек-листов. Это листки, на которых указано, в каком порядке и что именно должен делать ребенок в течение дня. Напротив каждого дела — строка с днями недели. Подмел во вторник — ставь себе галочку, а напротив чистки зубов галочки должны быть каждый день. В конце недели мама проверит весь чек-лист и, если все хорошо, сводит в зоопарк. Чек-листы можно сделать своими руками вместе с детьми, и для каждого дела в списке придумать картинку или подобрать наклейку. В этом есть особый смысл — сам делал свой план, значит, надо выполнять.

Дети очень любят иметь что-то «свое» и обязательно «как у взрослых». Скорее всего, малыш оценит набор, состоящий из красивого ведерка, фартучка, яркой губки или собственной небольшой швабры, и будет с удовольствием им пользоваться.

Обязательно хвалите за любую попытку помощи, даже неудачную. Хвалите искренне за старание и желание.

Перечисленные методы можно использовать и как руководство к действию, и как повод для родительского вдохновения.

Способов привить ребенку самостоятельность и простейшие трудовые навыки множество, а как найти подход к вашему малышу, вы знаете лучше других. Тут главное не лениться. Нам с вами не лениться.

Публикации по теме:

Эссе «Я — мастер своего дела» В моей семье не было педагогов, но уже с детства я с уважением относилась к своим учителям, мне очень хотелось стать одной из них, и моей.

Фотоотчет «Добрые дела родителей»Фотоотчет «Добрые дела родителей» На сегодняшний день понятие «субботник» изменилось. Кто-то скажет, что субботник в детском саду - пережиток прошлого. Однако год от года.

Конспект экологического занятия «Через добрые дела можно стать юным экологом»Конспект экологического занятия «Через добрые дела можно стать юным экологом» Цель. Побуждать детей к совершению добрых поступков по отношению к природе. Задачи. Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах,.

«Какие игрушки нужны детям» Консультация для родителей«Какие игрушки нужны детям» Консультация для родителей Высказывания родителей: «Покупаем то, что просит ребенок»; «Покупаем игры, которые развивают ребенка»; «Покупаем яркие, красивые игрушки»;.

Консультация для родителей «Какие игрушки покупать детям» Сейчас очень большой выбор разнообразных игрушек. Родители часто затрудняются в выборе подходящих игр. Поэтому, не задумываясь, берут все,.

Консультация для родителей «Зачем и какие игрушки нужны детям»Консультация для родителей «Зачем и какие игрушки нужны детям» Плакал громко серый зайка: «Я хочу в страну «Играйку». Там играют все ребята И пушистые зверята. Вот у взрослых есть «Ворчалка», Есть.

Консультация «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях»Консультация «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях» Консультация на тему: «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях». Авторы: методист Ависова Надежда Петровна, воспитатель.

Сценарий досуга «Вот какие у нас девочки, вот какие мальчики» Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации досуга с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий.

Стихотворение «Ох уж, эти дела!»Стихотворение «Ох уж, эти дела!» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию стихотворение, на которое меня вдохновила моя кошка! Признаться честно я устала, Вот как,.

Оформление стены в группе «Времена года. У матушки природы весь год — дела, дела…»Оформление стены в группе «Времена года. У матушки природы весь год — дела, дела…» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться оформлением стены в групповой комнате по теме "Времена года". Мое увлечение плетение из.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Какие дела можно поручить детям от 1,5–7 лет
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 09:02
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД