Папки-передвижки

Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе

Тамара Сайфулина
Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе

Планирование работы по воспитанию любви к родному краю с детьми дошкольного возраста, в процессе ознакомления с культурой народов ханты и манси.

Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе.

Сентябрь

Край, в котором мы живем.

НОД «Север – край суровый».

Публикация «Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе» размещена в разделах

Цель: развитие устной речи детей, обогащение знаний и представлений детей о суровом климате Севера, на какой территории живут народности ханты и манси, о быте и своеобразии уклада жизни коренных представителей народов ханты и манси; учить устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей, воспитание уважения к людям другой культуры.

Чтение легенды А. М. Коньковой «Откуда северное сияние пошло».

Рассматривание фотоальбома «Север – край удивительный».

Развивающая игра «Наш край – Югра!»

Занятие по рисованию «Полярная ночь, метели, северное сияние».

Аппликация «Ягодка здоровья».

Цель: вызвать интерес к природе родного края, чуткое отношение к ней. Закреплять знания детей о ягодах – врачевателях. Побуждать детей выражать в творчестве отношение к природе.

Октябрь

Предметный мир народов ханты и манси.

НОД «Ханты и манси – таежные жители».

Цель: ознакомление детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа, с культурой и бытом народов ханты и манси. Расширять их знания о ремесле, хозяйстве народов ханты и манси. Воспитывать у детей национальное чувство, дружелюбие к этим народам, уважение. Дать понятие о древнем переносном жилище – чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается, об очаге – как центре вселенной. Чтение художественной литературы о родном крае.

Экскурсия в библиотеку г. Сургута, посетить выставку «Югорский край».

Рассматривание альбома «Орнаменты народов ханты и манси».

Рисование «Украшение хантыйским орнаментом одежды».

Цель: развивать творческие способности детей, использование нетрадиционных техник для самостоятельного украшения одежды.

Сюжетно-ролевая игра «Оленеводы».

Аппликация «Мотивы северных орнаментов».

Цель: ознакомление с орнаментом ромб, основой многих узоров: «глухарь», «солнышко», «охотник», «заячьи уши».

Ноябрь

Традиции и праздники народов ханты и манси.

НОД «Вороний праздник».

Цель: расширять знания детей об обычаях, обрядах хантыйского народа. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам ханты и манси.

Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях.

Чтение «Легенды народов Севера».

Цель: приобщать детей к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

Дидактическая игра «Составь узор».

Изготовление из палочек и искусственного меха чума.

Цель: познакомить детей с традиционным жилищем народов ханты и манси – чумом.

Создание макета «Хантыйское стойбище»

Цель: ознакомление с чумом, с нартами, учить делать коробки прямоугольной формы, придавать форму нарт. Знакомство с народным костюмом, хантыйскими узорами, фольклором и произведениями наших местных писателей.

Разучивание песни «Северный наш край» муз. Ю. Юнкерова.

Декабрь

Предметный мир народов ханты и манси.

НОД «Охота и рыболовство как основа жизнедеятельности обско-угорских народов».

Цель: знакомить детей с предназначением охоты и рыбалки. Развивать интерес к способам и приемам рыбной ловли, охотничьего промысла. Воспитывать уважение к главному мужскому занятию в жизни ханты. Рассказ воспитателя об оленеводах и северных оленях.

Цель: ознакомление детей с трудом оленевода, о значении оленеводства в быту народов ханты и манси. Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение. Подвести к взаимосвязи целесообразности деятельности человека в природе на примерах северных народных промыслов.

Чтение художественной литературы: сказок «Айога», «Кукушка».

Коллективная аппликация по сказке «Кукушка».

Лепка «Олениха с олененком».

Цель: ознакомление детей с оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к ним, учить создавать выразительные образы пластическими средствами, передача особенностей покрытия тела разных животных (шерсть).

Сюжетно – ролевая игра «Оленеводы».

Январь

Предметный мир народов ханты и манси

НОД «Хантыйский дом».

Цель: расширять знания детей о традиционном укладе жизни народов ханты и манси.

Познакомить их с постройками этих народов : чум, летняя изба, зимняя изба, лабаз и их особенностями. Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни. Словарь: чум, лабаз, чувал – печь.

НОД «Знакомство с музыкой».

Цель: формировать представление о колыбели, как о предмете народного быта. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, формировать интерес к устному народному творчеству, умение имитировать движения – укачивание куклы.

Чтение хантыйской сказки «Хозяин тайги».

Рассматривание альбома «Культура и быт народов ханты и манси».

Рисование «Народная игрушка».

Цель: продолжать знакомить детей с элементами национального костюма.

Лепка «Кукла – хантейка».

Цель: знакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус.

Игры: «Попади в цель», «Прыгни через нарды», «Поймай зверя».

Музыкально-дидактическая игра «Таежный перезвон»

Цель: формировать культуру дошкольников через приобщение к музыкальному наследию Северного края.

Февраль

Предметный мир народов ханты и манси.

НОД «Утварь коренных народов севера».

Цель: познакомить детей с кухонной утварью народов ханты и манси, ее названием и

предназначением. Расширить знания детей о материале, из которого изготавливается

посуда, как она украшается.

Чтение «Сказки северных народов».

Цель: обогащать и расширять знания детей о художественной литературе народов Севера. Развивать способность слушать сказку, эмоционально реагировать на ее содержание и следить за развитием сюжета.

Хантыйские народные игры – разработка подвижных игр для праздника: оленья упряжка, хват без перехвата, прыжки через санки, чум.

Рисование красками «Белка» (техника рисования мятой бумагой).

Лепка «Посуда, кухонная утварь».

Цель: учить детей изготавливать посуду из глины, с нанесением орнамента. Показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.

Март

Природа края

НОД: «Житель Севера – глухарь».

Рассматривание картины: «Глухарь».

Аппликация

«Глухарка сна».

Цели: дать представление о животном мире западносибирской тайги на примере птицы «глухаря», развивать познавательный интерес к жизни и быту детей народов ханты на примере декоративно - прикладного искусства. Воспитывать чувство уважения к природе, коренным жителям севера и их традициям. Учить детей выполнять аппликацию глухаря из геометрических фигур. Закрепить работу с ножницами. Чтение произведения. И. Соколова «Как весна на Север пришла»

Оформление уголка быта ханты и манси.

Изготовление сувенира «Солнце».

Цель: ознакомление с изготовлением кулонов, подвесок. Учить изготавливать оригинальные украшения.

Слушание музыки: «Обрядовые песни народов ханты и манси».

Ознакомление с хантыйскими играми: «Оленьи упряжки», «Метание тынзяна на оррей», «Прыжки через нарты».

Апрель

Народное творчество

НОД «Секрет шишки».

Цель: ознакомление детей с образом жизни коренных народов севера через раскрытие значения растительного мира для людей и животных. Учить изображать узор «Шишка» способом «примакивания». Воспитывать бережное отношение к традициям народов ханты и манси. Чтение произведения «Как весна на Север пришла» И. Соколов.

Аппликация «Чум».

Цель: учить применению хантыйских орнаментов явления природы: рябь воды, накаты волн, солнце.

Дидактическая игра

«Украсим туесок»

Цель: упражнять детей в нанесении узоров хантыйского орнамента на плоскостное изображение способом «мозаика».

Подвижные игры «Хейро», «Важенка и оленята».

Май

Кукла – дух рода. Народное творчество.

НОД «Мастер – класс по изготовлению хантыйской куклы «Акань».

Цель: способствовать возрождению и сохранению культурных традиций коренных малочисленных народов Севера.

Донести до сознания детей основы единства человека и природы. Учить детей изготавливать из ткани хантыйскую куклу. Чтение художественной литературы о народах Севера, ознакомление с птицами родного края.

Рассматривание

картинок с изображением одежды, кукол в национальной одежде, рассматривание оленьего меха, предметов быта.

Аппликация «Хантыйские мотивы».

Цель: продолжать знакомить с

распространенными геометрическими орнаментами народов Севера – прямая линия :

«прямой след», «прямой путь», «прямая тропа».

Подвижная игра народов Севера «Рыбаки и рыбки».

Публикации по теме:

Диагностические карты к проекту по ознакомлению с культурой народов Мордовии Диагностическая карта умений и навыков детей второй младшей группы по формированию представлений о культуре и быте народов Республики Мордовия.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Календарно-тематический план музыкальных занятий в логопедической группе детей 5–7 лет КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ (5-7 ЛЕТ) СЕНТЯБРЬ Форма организации муз. деятельности Репертуар.

Календарно-тематический план на лето в средней группе календарно - тематический план на лето в средней группе Дата, тема Речевое развитие Художественно - эстетическое Физическое Развитие Познавательное.

Календарно-тематический план по программе «Музыка» в старшей-подготовительной группе. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ- ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (5-7 ЛЕТ) СЕНТЯБРЬ Форма организации муз. деятельности.

Календарно-тематический план в подготовительной группе Календарно-тематический план. Сроки реализации Тема Развёрнутое содержание работы Образовательные области Форма организации детской деятельности.

Календарно-тематический план по теме «Осень» в старшей группе по ФГОС Календарно-тематический план по теме "Осень" в старшей группе по ФГОС Понедельник Организованная образовательная деятельность ООД 9.00 –.

Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста в структурном подразделении «Центр развития.

Педпроцесс в ДОУ в рамках проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья В наши дни этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке.

Тематический план к проекту по ознакомлению дошкольников с культурой народов Мордовии № п\п 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовитель ная группа 1. Русский народный костюм. Русская изба Народные костюмы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе
Опубликовано: 14 сентября 2016 в 16:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД