Елена Витальевна Хворова
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6–7 лет с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Весна шагает по планете»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
автоматизация звуков «Л» и «Ль», знакомство с буквой «Л»;
обучение звуковому анализу слов из пяти звуков;
обучение в образовании слов сложного состава;
образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах;
образование сравнительной степени прилагательных,
образование глаголов приставочным способом
Коррекционно-развивающие:
дальнейшее развитие артикуляционного аппарата;
Публикация «Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6–7 лет с ОНР III уровня» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
закрепление умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плеч, спокойно и плавно выдыхать;
закрепление умения произносить предложения с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной и восклицательной;
упражнение в дифференциации согласных звуков: Л-Ль, по твёрдости-мягкости;
расширение и уточнение словаря по теме недели;
совершенствование навыков использования в речи предлогов;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать организованность и самостоятельность;
продолжать воспитывать интерес к происходящим изменениям в живой природе и бережное и заботливое к ней отношение.
Словарная работа по теме недели: «Весна шагает по планете»
Имя существительное Весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, половодье, паводок, влага, ледоход, ледостав, пробуждение, почка, подснежник, трава, птицы, гонцы весны, насекомые, март, апрель, май,
Имя прилагательное Голубое, чистое, теплый, первый, длинный, звонкий, бирюзовый, изумрудно-зелёный, солнечная, тёплая, холодная – теплая, прозрачная – мутная, солнечная – пасмурная. Тепло- теплее, прозразное – ещё прозрачнее.
Глагол Греть, пригревать, припекать, сверкать (капель, оседает (снег, сугроб, бежать, журчать, звенеть (речей, трескаться, раскалываться, тронуться (лед); набухать (почки); оттаивать, оживать, просыпается, пробуждается (земля, природа).
Наречие Тепло, солнечно, пасмурно, ветрено, погоже
Реализация тематического планирования в течение недели: в формах организации и видах деятельности Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды Вовлечение родителей в образовательный процесс
Понедельник
Непосредственно образовательная деятельность (фронтальные формы работы) «Приход весны»
Программное содержание:
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- автоматизация звуков «Л» в слогах, словах, предложениях;
- знакомство с буквой «Л»;
обучение звуковому анализу слов из пяти звуков
- образование глаголов приставочным способом,
- образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.
Совместная деятельность (индивидуальная коррекция речевой деятельности на основе содержания индивидуальных коррекционно-развивающих планов) с включением игр и упражнений по теме недели:
• мимическое упражнение «Медведь в берлоге»
Цель: улучшать кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию.
• упражнение для самомассажа мышц лица «Весна» (Активность действий определяется индивидуальностью ребёнка)
Цель: нормализация мышечного тонуса.
• артикуляционная гимнастика «Сказка Язычок и Весна»
Цель: улучшать подвижность артикуляционных органов.
• игры и упражнения для развития общей моторики
«Весеннее солнышко»
Цель: преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы дошкольников - логопатов в сочетании слова и движения.
• Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
«Большие и маленькие» (М. Ю. Картушина)
Цель: развивать мышцы пальцев рук, упражнять в координации речи и движений.
• игры и упражнения для развития фонетико-фонематических процессов:
«Составь схему»
Цель: закреплять умение выполнять звуковой анализ слов.
• игры и упражнения на развитие лексико-грамматических процессов:
«У кого кто?»
Цель: упражнять в образовании существительных единственного и множественного числа в разных падежах.
Вторник
Непосредственно – образовательная деятельность (подгрупповые формы работы)
Программное содержание:
- закреплять правильный артикуляционный уклад звука «Л», мелкую и общую моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- автоматизация звука «Л» в слогах, в словах; знакомство с буквой «Л»;
- обучение звуковому анализу слов из пяти звуков: лапша.
- упражнение в печатании буквы, в выкладывании из палочек и других предметов;
- упражнение в умении печатать слоги, слова и небольшие предложения с буквой «Л»
- предметные картинки (название содержит звук «Л», зеркала, наборы для составления схем,
- карандаши, тетради, палочки, ленточки.
Совместная деятельность (индивидуальная коррекция речевой деятельности на основе содержания индивидуальных коррекционно-развивающих планов) с включением игр и упражнений по теме недели:
• мимическое упражнение «Весна»
Цель: улучшать кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию.
• упражнение для самомассажа мышц лица «Солнышко»
Цель: снятие мышечного тонуса.
• артикуляционная гимнастика «Сказка Язычок и Весна»
Цель: улучшать подвижность артикуляционных органов.
• игры и упражнения для развития мелкой моторики
«Птички»
Цель: развивать мышцы пальцев рук, упражнять в координации речи и движений.
• игры и упражнения для развития фонетико-фонематических процессов
«Назови предмет»
Цель: автоматизация звука «Л» в словах.
• игры и упражнения на развитие речевого дыхания и голосовой функции
«Плакала сосулька» (Н. Полякова)
Цель: закреплять умения произносить предложения с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной и восклицательной; громко-тихо.
• игры и упражнения на развитие лексико-грамматических процессов
«Что делает птичка?»
Цель: упражнять в образовании глаголов приставочным способом.
Среда
Непосредственно образовательная деятельность (фронтальные формы работы) «Звук «Ль», буква «Л».
Программное содержание:
- дать понятие о механизме образования звука «Ль»
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать дыхание и голос;
- автоматизация звука «Ль» в слогах, в словах
- развивать навыки звукобуквенного анализа слова лента;
- развивать умение дифференцировать звуки «Л», «Ль» в словах.
- продолжать упражнять в умении печатать слоги, слова и небольшие предложения с буквой «Л»
- дидактическая игра «Четвертый лишний»
Совместная деятельность (индивидуальная коррекция речевой деятельности на основе содержания индивидуальных коррекционно-развивающих планов) с включением игр и упражнений по теме недели:
• мимическое упражнение «Я – Весна».
Цель: улучшать кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию.
• упражнения для губ и щёк
«Медведь после спячки»
Цель: укреплять мышцы губ, щёк.
• игры и упражнения на развитие речевого дыхания и голосовой функции
«Диалог Зимы и Весны» (А. Лойко)
Цель: закреплять умения произносить предложения с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной и восклицательной.
• игры и упражнения для развития мелкой моторики
«Весна-красна»
Цель: развитие мелкой моторики, обогащение словаря.
• психогимнастика
«Весна, где ты зимой была?» (Ю. Саакян)
Цель: тренировать психомоторные функции, снимать эмоциональное напряжение.
• игры и упражнения для развития фонетико-фонематических процессов
«Назови предмет»
Цель: автоматизация звука «Ль» в словах.
• игры и упражнения на развитие лексико-грамматических процессов
«Скажи одним словом»
Цель: упражнять в образовании слов сложного состава.
• развивать связную речь по теме «Весна»
Цель: Продолжать развивать умение составлять небольшой рассказ о времени года.
Четверг
Непосредственно образовательная деятельность (фронтальные формы работы) (см. О. С. Гомзяк «Говорим правильно» Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе») Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий.
Программное содержание:
- учить детей добавлять события, логически завершая рассказ;
- развивать умение подбирать глаголы, существительные, прилагательные;
- развивать творческое воображение и логическое мышление;
- воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Совместная деятельность (индивидуальная коррекция речевой деятельности на основе содержания индивидуальных коррекционно-развивающих планов) с включением игр и упражнений по теме недели:
• Упражнение для мышц шеи
«Ветерок качает ветку»
Цель: укреплять мышцы шеи.
• артикуляционная гимнастика «Сказка Язычок и Весна»
Цель: улучшать подвижность артикуляционных органов.
• игры и упражнения для развития мелкой моторики Су - Джок терапия «Ёжик»
Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук.
• игры и упражнения на развитие речевого дыхания и голосовой функции
«Ручеек журчит», «Сосульки звенят»
Цель: развитие нижнедиафрагмального дыхания, формирование сильного продолжительного выдоха, организация речи на выдохе, дифференциация ротового и носового дыхания.
• игры и упражнения для развития фонетико-фонематических процессов
«Помоги колобку»
Цель: упражнять в дифференциации согласных звуков: Л-Ль, по твёрдости-мягкости.
• игры и упражнения на развитие лексико-грамматических процессов
«Светлее, веселее, быстрее»
Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
• подготовка к обучению грамоте Буква «Л»
Цель: упражнять в печатании буквы, в выкладывании из палочек и других предметов; упражнять в умении печатать слоги, слова и небольшие предложения с буквой «Л»; упражнять в допечатывании недостающих элементов буквы.
Пятница
Итоговая непосредственно – образовательная деятельность (фронтальные формы работы) «Весна»
Программное содержание:
- систематизировать знания по лексической теме «Весна»;
- уточнять и активизировать словарь по данной теме;
- упражнять в составлении сложноподчинённых предложений;
- совершенствовать грамматический строй речи и навык подбора прилагательных и причастий, характеризующих признаки предмета, согласуя их с существительными в роде и числе.
- развивать умение звукового анализа и синтеза слов.
- упражнять в составлении слов из букв, из слогов (с определением ударного слога, в чтении слов;
- упражнять в составлении цепочки из слов «Ток – кит», последовательно заменяя одну букву на другую;
- закреплять умение составлять развёрнутое предложение и схему к нему;
- совершенствовать умение отгадывать загадки, решать ребусы и составлять кроссворд;
- повышать интерес к логопедическим занятиям по средством использования ИКТ.
Совместная деятельность (индивидуальная коррекция речевой деятельности на основе содержания индивидуальных коррекционно-развивающих планов) с включением игр и упражнений по теме недели:
• мимическое упражнение «Солнышко»
Цель: улучшать кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию.
• упражнение для самомассажа мышц лица «Весна»
Цель: нормализация мышечного тонуса (активность действий зависит от индивидуальности ребёнка)
• артикуляционная гимнастика «Сказка Язычок и Весна»
• игры и упражнения для развития мелкой моторики с использованием элементов биоэнергопластики«Весна-красна»
Цель: развивать мелкую моторику, упражнять в координации речи и движений.
• игры и упражнения для развития общей моторики «Ласточка»
Цель: преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы дошкольников - логопатов в сочетании слова и движения.
• упражнение для зрительной гимнастики «Лучик»
Цель: Снимать статическое напряжение с мышц глаз, способствовать развитию зрительно-моторной координации
• упражнения на развитие связной речи «Назови явление природы»
Цель: расширение и уточнение словаря по теме «Весна»
Используемая литература:
1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова,
А. В. Лагутина. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи». – М. : «Просвещение», 2008 г.
2. М. Ю. Картушина. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». – М. : «Сфера», 2007 г.
3. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет». Конспекты фронтальных занятий. III период обучения в подготовительной к школе логогруппе. – М. : «Гном», 2014 г.
4. О. С. Гомзяк «Говорим правильно». Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. – М. : «Гном», 2014 г.
5. О. С. Гомзяк «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня» –М. : «Гном» 2013 г.
6. М. И. Чистякова. «Психогимнастика». - М. : «Владос», 1995г.
7. В. М. Акименко. «Развивающие технологии в логопедии». – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2011г.
8. И. В. Баскакина, М. И. Лынская «Логопедические игры. Приключение буквы Л». Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Л. – М., «Айрис/Пресс», 2007г.