Ирина Чебанова
Календарно-тематическое планирование на полугодие по предмету «Сказкотерапия» для 9 класса школы VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию, но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок, тем самым способствуют развитию речи. Некоторые ребята после занятий просят почитать им сказку, в которую они погружались во время занятия. Им вновь хочется восстановить пережитые эмоции и ощущения.
Публикация «Календарно-тематическое планирование на полугодие по предмету „Сказкотерапия“ для 9 класса школы VIII вида» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования.
Виды сказок использующихся в сказкотерапии :
Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т. д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.
Психологическая сказка - предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.
Художественная сказка - знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.
Диагностическая сказка - помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.
Медитативная сказка - это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).
Сказкотерапия для гиперактивных детей.
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) часто используется метод сказкотерапии, что позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.
Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи широко используют метод сказкотерапии. Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе.
Сказкотерапия для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
Использование сказкотерапии в коррекционном образовательном учреждении.
Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.
Эмоции “особых детей” неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно-отсталые дети характеризуются как “дети с тяжелой степенью умственной отсталости”, дети с “особыми нуждами”, дети с “ограниченными возможностями здоровья”, “особые” дети.
Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели меня к выводу, что сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с “особыми” нуждами к жизни и труду.
Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”.
Задачи:
• Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
• Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
• Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.
• Учить выделять предметы в группу (сказку, опираясь на зрительный образ.
• Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
• Формировать навыки речевого общения.
Организация занятий
Занятия по сказкотерапии проходят малыми группами. Продолжительность занятий составляет 35 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 40 минут.
После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:
Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры. Рисование сказки. Проигрывание.
Основные этапы работы над сказкой
1. Знакомство с персонажами сказки.
2. Знакомство с главным героем сказки.
3. Первичное рассказывание сказки.
4. Вторичное рассказывание сказки.
5. Анализ сказки.
6. Стимулирование “подсказок” детьми. Повторное рассказывание сказки психологом.
7. Совместное рассказывание сказки психологом и ребенком.
8. Проведение игр
Программа “Сказкотерапия” содержит пояснительную записку, календарно - тематический план.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Сказкотерапия»
Тема Дата Кол-во часов Формируемые представления Материалы и оборудование Содержание, виды деятельности
Введение в предмет «Сказкотерапия» «Лесная школа» открывает свои двери 08.09 1 Герои сказок - добрые и злые, жадные и щедрые, красивые и не очень. Презентация «В гостях у сказки» Формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, то есть действовали эмоционально.
«Сказка о рыбаке и рыбке» по сказке А. С. Пушкина
Часть 1.
15.09
1 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Шум моря»
«Забрасывание невода»
«Золотая рыбка»
«Старуха»
Просмотр сказки Развитие внимания и воображения.
Развитие самоконтроля.
Рисование
Заключение в инсценировке.
«Сказка о рыбаке и рыбке» по сказке А. С. Пушкина
Часть 2.
22.09 1 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Старуха»
«Волны»
«Желания»
Просмотр сказки Развитие эмоционально-выразительных движений.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Рисование
Заключение в инсценировке.
«Дюймовочка» по сказке Г. -Х. Андерсена Часть 1 29.09 1 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Ячменное зерно»
«Цветок»
«Лягушата»
«Танец ручейка»
«Любование»
Просмотр сказки Развитие внимания и произвольного поведения.
Развитие речи и воображения.
Рисование
Заключение в инсценировке.
«Дюймовочка» по сказке Г. -Х. Андерсена Часть 2 06.09 1 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Холод»
«Тепло»
«Крот»
«Стук сердца»
«Путаница»
«Танец эльфов»
Просмотр сказки Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Развитие слухового внимания.
Рисование
Заключение в инсценировке.
«Золушка»
по сказке Ш. Перро
13.10 1 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Чистка кастрюли»
«Украшения»
«Горе Золушки»
«Мыши и кони»
«Танец»
«Примерка»
Просмотр сказки Развитие координации движений.
Рисование
Заключение в инсценировке.
«Царевна - лягушка»
по сказке в обработке
А. Афанасьевой
20.10 1 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Стрельба из лука»
«Встреча с лягушкой»
«Танец Василисы и жен братьев»
«Ветер»
Просмотр сказки Развитие эмоционально-выразительных движений.
Развитие слухового внимания.
Рисование
Заключение в инсценировке
«Лягушка — путешественница»
по сказке
В. М. Гаршина
27.10 1 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Приятный дождь»
«Беседа»
«Лягушки и утки»
«В полете»
«Хвастовство»
Просмотр сказки Развитие произвольного поведения.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Рисование
Заключение в инсценировке.
«Хаврошечка»
русская народная сказка
10.11 1 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Сирота»
«Сестры»
«Яблонька»
.
Просмотр сказки Развитие эмоционально-выразительных движений.
Развитие произвольности и самоконтроля
Рисование
Заключение в инсценировке.
«Снежная королева»
по сказке Г. -Х. Андерсена. Часть 1
17.11
24.11
2 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Аромат розы»
«Необычная снежинка»
«Снежная королева
«Сани», «Цветы»
Просмотр сказки Профилактика страхов.
Развитие тактильного восприятия.
Рисование
«Снежная королева»
по сказке Г. -Х. Андерсена. Часть 2
01.12
08.12 2 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Ворон»
«Разбойники»
«Олень»
«Снег»
«Встреча»
Просмотр сказки Развитие эмоционально-выразительных движений.
Профилактика агрессии
Рисование
Заключение в инсценировке
«Спящая красавица»
по сказке Ш. Перро
15.12 1 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Пожелания фей»
«Бал», «Злая фея»
«Веретено»
«Сон»
«Пробуждение»
Просмотр сказки Развитие тактильного восприятия.
Профилактика страхов.
Рисование.
Заключение в инсценировке
«Снежинка»
по сказке
В. Капнинского
22.12 1 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Ветер»
«Любимое место»
«Танец»
«Океан»
«Снежинка-царица»
«Капелька»
Просмотр сказки Развитие эмоционально-выразительных движений.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Рисование
Заключение в инсценировке.
«Снегурочка»
русская народная сказка
29.12 1 Вхождение в сказку
Упражнения:
«Снежные комочки»
«Снегурочка»
«Солнце и дождик»
«Хоровод»
«Облачко»
Просмотр сказки Развитие координации движений.
Развитие слухового внимания.
Рисование.
Заключение в инсценировке.