Папки-передвижки

Календарно-тематическое планирование по арт-терапии

Ирина Чебанова
Календарно-тематическое планирование по арт-терапии

Арт-терапия

Пояснительная записка

Потребности современного мира в области педагогики построены на развитие ребенка.

В связи с этим, арт-терапевтические методы работы особо актуальны, суть работы которых заключается не в обучении рисованию, а в том, что дети через различные техники, используя специально подобранные материалы, получают возможность выразить себя, выплеснуть накопившиеся эмоции, поделиться своими переживаниями и, таким образом, улучшить свое эмоциональное состояние.

Публикация «Календарно-тематическое планирование по арт-терапии» размещена в разделах

Использование арт-терапевтических технологий особенно показано в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими различные виды нервно-психических нарушений, таких как, гиперактивность, быстрая утомляемость, импульсивность, раздражительность, агрессивность, страхи, плохая концентрация внимания, и др.

Арт-терапия является одним из самых действенных способов для коррекции подобных состояний и улучшений самочувствия ребенка, а также средством развития его творческих и когнитивных способностей.

Понятие «арт-терапии» это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой которой происходит выражение эмоциональных переживаний и чувств ребенка посредством специально подобранных техник (кисточки, краски, пластилин, глина и др.). выполнения работы ребенок высвобождает подсознание и через самовыражение творческого потенциала происходит психоэмоционального состояния.

Методы арт-терапии относятся к самым мягким, но, в тоже время, глубоким методам, связанным с высвобождением скрытых энергетических резервов и эмоций ребенка.

Преимущество арт-терапии состоит в том, что всегда можно подобрать ту форму работы, которая наиболее близка и интересна ребенку.

Основная цель арт -терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения.

Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации.

Развивает пространственное мышление, речь, мелкую моторику. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.

Использование арт-терапевтических методик успешно проходит при коррекции неврозов и неврозоподобных состояний. Высвобожденные внутренние переживания и чувства находят свое выражение в творческих работах, улучшая общее состояние и приводя в равновесие душевный мир ребенка. В ходе терапии характер работы, как правило, меняется: образы становятся более позитивными, красочными, гармоничными. Этот показатель является одним из критериев эффективности метода.

Задачи арт-терапевтических занятий :

• Создание положительного эмоционального настроя.

• Снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, снятие блоков, внутренних зажимов.

• Возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, выражать их в социально приемлемой форме.

• Развитие чувства внутреннего контроля. Арт- терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве.

• Развитие воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

• Повышение адаптационных способностей ребенка к повседневной жизни и школе. Снижение утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением.

• Эффективность в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития с опорой на здоровый потенциал личности и внутренние механизмы саморегуляции.

Методы арт-терапии успешно применяются с детьми имеющие различные поведенческие и эмоциональные проблемы, нарушения физического развития, соматические заболевания. Эти методы включают индивидуальную и групповую арт- терапию.

Арт-терапевтические занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю, длительностью от 15 минут и более, в зависимости от возраста ребенка и

сложности запроса.

Курс занятий обычно от 3–5 до 12 недель.

Изотерапия как метод арт-терапии.

Изотерапия - терапия, в первую очередь, рисованием. Занятиях не должны

ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти,

краски) и традиционными способами их использования.

В последнее популярны рисование пальцами и ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками.

Итак, остановимся на некоторых техниках изотерапии подробнее.

Техника «Марания»

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В данном случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках детей, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками до изобразительного.

В технике «марания» отсутствует структурированные изображения и сюжеты, зато есть самые различные сочетания отвлеченных форм и цветовых пятен.

Достаточно широк выбор способов создания рисунков: это могут быть и ритмичность движения руки, и композиционная случайность нанесения мазков и штрихов, и размазывание и разбрызгивании красок, и нанесении множества слоев и смешивании цветов. Наиболее насыщенными эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения.

В ходе работы сам процесс «марания» порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, тем самым позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

У «мараний» нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки техники исключает и саму оценку работы. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность.

В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх.

Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким

открытиям.

Техника «Парное рисование»

Совместное рисование учит детей сотрудничеству, формирует умение

действовать в конфликте, уступать или отстаивать свою точку зрения,

развитие способности конструктивного взаимодействия.

Способствует развитию навыков саморегуляции, произвольного поведения, умения работать по правилам.

Ход работы: группа делиться по парам, каждой из которых раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы должны лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться. Группе предлагается разделиться на пары. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы.

Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции.

Техника «Каракули или штриховка»

Задачи, решаемые в ходе выполнения данной техники: развитие воображения, фантазии, работа с синдромом «не умею рисовать», сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.

Штриховка помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим мелка или карандаша, могут использоваться в начале занятия. Сам процесс выполнения происходит в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка.

У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т. д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

В ходе работы, детям предлагается свободно водить карандашом или мелками по листу бумаги без цели. Краски не используются. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, четкими и точными. Могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира.

В итоге получается сложный «клубок» линий, в котором можно увидеть какой-либо образ либо абстракцию. Получившийся образ можно развить, дополнить, дорисовать, а также выразить свои чувства и ассоциации в связи с этим образом, сочинить историю о нем и т. п.

Техника «Пластилиновая композиция»

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать гиперактивными детьми.

Задачи, решаемые в процессе выполнения работы: развитие сенсорно-

перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.

В ходе работы детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина, предложенного или понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается. После этого ребятам можно предложить набор крупы, макарон, арбузных и тыквенных семечек или любых других мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию свободную или заданную тему.

Техника «Рисуем эмоции»

Основной задачей данной техники является проработка различных эмоциональных состояний ребенка (печали, злости, страха, радости, грусти и

т. п.). В начале работы попросите ребенка выбрать цвет, который соответствует его настроению и изобразить его на листе (оставить след). Это может быть клякса, прямая или ломаная линии, разнообразные штрихи и т. д.

Вопросы для размышления: Как можно назвать это состояние? На что оно похоже? Данная работа может выполняться в виде несвязанных между собой линий, штрихов, символов, а может объединиться в целую картину.

В другом варианте рисуется силуэт человека. Предложить ребенку

вспомнить любое событие своей жизни (радостное, счастливое, грустное,

печальное и т. п.).

Далее спросить, что он при этом испытывал, какие эмоции, в какой части тела, каким цветом можно эти эмоции окрасить? Затем предложите закрасить или заштриховать соответствующим цветом на силуэте человека локализацию эмоции. Когда работа будет закончена, предложить ребенку посмотреть на свою эмоцию со стороны, что он при этом чувствует, что хотел бы сделать с изображением данной эмоции: дорисовать, перерисовать, порвать, помять, сжечь, и т. д. После выполнения всех желаемых действий с рисунком, поблагодарить ребенка за работу.

Техника «Рисование пальцами»

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой

форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным

нарушать правила.

Сам процесс рисования пальцами часто небезразличен ребенку, и каждое последующее рисование не похоже на предыдущее. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т. д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге. Но далеко

не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, попробовав этот способ, возвращаются обратно к кисти или

губке, как к более привычным средствам изображения.

Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Техника «Рисование на воде»

Акварисование (эбру) – это технология рисования по поверхности воды. В эбру используются только натуральные материалы. Рисунок наносится красками, которые не растворяются в воде, а остаются на поверхности. Затем краски смешиваются между собой при помощи кисти (или специальной палочки) и образуют причудливые и неповторимые узоры.

Далее на рисунок накладывают бумагу или ткань, осторожно снимают и

высушивают. И рисунок готов.

Дети воспринимают сам процесс рисования по воде как настоящее волшебство. Когда же их творение отпечатывается на бумаге, оставляя при этом воду кристально чистой, детский восторг не поддается описанию!

Акварисование помогает не только развитию детской фантазии и воображения, но и оказывает удивительный успокоительный эффект. Однако, следует иметь в виду, что для занятий на воде требуются специальные краски, которые не всегда можно найти и купить. Поэтому данную технику можно заменить рисованием на стекле.

Техника «Рисование на стекле»

Вода способна впитывать негативную энергию и положительно воздействовать на психику ребенка. Игры с водой завораживают каждого ребенка и дают возможность эмоционально разрядиться и получить новый опыт. Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в целях соблюдения техники безопасности.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как

она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Лучше рисовать на стеклах больших размеров, например, 25х40см или 40х70см, – на них есть, где развернуться.

Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т. д. Такая манера характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы аффективно-личностного плана.

Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний об уже сделанном, которое не изменить.

Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных».

Заключение

Довольно часто после завершения сеансов арт-терапии дети увлекаются теми видами, техниками и способами творческой деятельности, с которыми они познакомились на занятиях.

Каждый рисунок ребенка уникален. Его невозможно с точностью воспроизвести на последующих занятиях. Каждая новая работа – это естественный способ рассказа о себе, о своих чувствах и мыслях в текущий момент времени, а также о своем опыте и переживаниях, не нашедших словесного выражениях и ставших для ребенка эмоциональным грузом. Все, что беспокоит ребенка, волнует его, он может выразить на бумаге или на другом специально подобранном для этого материале.

Весь процесс творческой деятельности является важным элементом его развития. На занятиях в ребенке открываются такие творческие начала, о которых он ранее и не подозревал. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, он учится выражать свои чувства, справляться с переживаниями, дает возможность выходу своей накопившейся энергии, а также развивает творческие способности. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения

мероприятия Место проведения

мероприятия Наименование

мероприятия Ресурсы Ответственный за выполнение

04.12.2018 класс «Зимушка –Зима» Техника «Марания» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А-4. Чебанова Ирина

Александровна

07.12.2018 класс «Деревья в снегу» Техника «Марания» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А-4 Чебанова Ирина

Александровна

11.12.2018 класс «Снег запорошил дорожки» Техника «Марания» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А-4 Чебанова Ирина

Александровна

14.12.2018 класс «Снежная баба» Техника «Марания» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А-4 Чебанова Ирина

Александровна

18.12.2018 класс «Елочка» Техника «Марания» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А-4 Чебанова Ирина

Александровна

21.12.2018 класс «Елки в снегу» Техника «Марания» коллективная работа Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы ватмана. Чебанова Ирина

Александровна

25.12.2018 класс «Елочка в лесу» Техника «Марания» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А-4 Чебанова Ирина

Александровна

28.12.2018 Актовый зал «Новогодняя елка» Техника «Марания» коллективная работа Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы ватмана. Чебанова Ирина

Александровна

Воспитатель группы

11.01.2019 класс Свободный рисунок в круге Техника «Парное рисование» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы ватмана. Чебанова Ирина

Александровна

15.01.2019 класс «Зимушка -Зима» Техника «Парное рисование» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А-4 Чебанова Ирина

Александровна

18.01.2019 класс «Зимний лес» Техника «Рисунок по кругу» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А-4 Чебанова Ирина

Александровна

22.01.2019 класс «Зимние узоры» Техника «Рисунок по кругу» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы ватмана. Чебанова Ирина

Александровна

25.01.2019 класс «Цветной ковер» Техника «Рисунок по кругу» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы ватмана. Чебанова Ирина

Александровна

29.01.2019 класс «Цветная полоска» Техника «Парное рисование» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы ватмана. Чебанова Ирина

Александровна

01.02.2019 класс «Несуществующий зверек» Техника «Парное рисование» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы ватмана. Чебанова Ирина

Александровна

05.02.2019 класс «Я и мои эмоции» Техника «Парное рисование» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы ватмана. Чебанова Ирина

Александровна

08.02.2019 класс «Полоска» Техника «Каракули или штриховка» Листы формата А-4 (цветные карандаши или фломастеры, цветные мелки Чебанова Ирина

Александровна

12.02.2019 класс «Радуга» Техника «Каракули или штриховка» Листы формата А-4 (цветные карандаши или фломастеры, цветные мелки Чебанова Ирина

Александровна

15.02.2019 класс «Елочка» Техника «Каракули или штриховка» Листы формата А-4 (цветные карандаши или фломастеры, цветные мелки Чебанова Ирина

Александровна

19.02.2019 класс «Мои игрушки» Техника «Каракули или штриховка» Листы формата А-4 (цветные карандаши или фломастеры, цветные мелки Чебанова Ирина

Александровна

22.02.2019 класс «Фрукты» Техника «Пластилиновая композиция» Пластилин, доска для лепки, картон. Чебанова Ирина

Александровна

26.02.2019 класс «Украсим кукле платье» Техника «Пластилиновая композиция» Пластилин, доска для лепки, картон Чебанова Ирина

Александровна

01.03.2019 класс «Ваза для мамы» Техника «Пластилиновая композиция» Пластилин, доска для лепки, картон Чебанова Ирина

Александровна

05.03.2019 Актовый зал «Ваза с цветами» Техника «Пластилиновая композиция» Пластилин, доска для лепки, картон Чебанова Ирина

Александровна

Воспитатель группы

12.03.2019 класс «Мир вокруг» Техника «Рисуем эмоции» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы ватмана. Чебанова Ирина

Александровна

15.03.2019 класс «Мое настроение» Техника «Рисуем эмоции» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А 4. Чебанова Ирина

Александровна

19.03.2019 класс «Грустный» Техника «Рисуем эмоции» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А 4. Чебанова Ирина

Александровна

22.03.2019 класс «Счастливый» Техника «Рисуем эмоции» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А 4. Чебанова Ирина

Александровна

02.04.2019 класс «От улыбки, хмурый день светлей» Техника «Рисуем эмоции» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А 4. Чебанова Ирина

Александровна

05.04.2019 класс «Злой» Техника «Рисуем эмоции» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А4. Чебанова Ирина

Александровна

09.04.2019 класс «Вместе веселей» Техника «Рисуем эмоции» Гуашевые или акварельные краски, непроливайка, кисть, губка, листы формата А 4. Чебанова Ирина

Александровна

12.04.2019 Актовый зал «Космос» Техника «Рисование пальцами» Пальчиковые краски, листы формата А 4. Чебанова Ирина

Александровна

Воспитатель группы

16.04.2019 класс «Ракета» Техника «Рисование пальцами» Пальчиковые краски, листы формата А 4. Чебанова Ирина

Александровна

19.04.2019 класс «Весна» Техника «Рисование пальцами» Пальчиковые краски, листы формата А 4. Чебанова Ирина

Александровна

23.04.2019 класс «Отпечаток, точка, штрих» Рисование пальцами Пальчиковые краски, листы формата А 4. Чебанова Ирина

Александровна

26.04.2019 Актовый зал «Солнышко лучистое» Техника «Рисование пальцами» Пальчиковые краски, листы формата А 4. Чебанова Ирина

Александровна

Воспитатель группы

30.04.2019 класс «Узор в полосе» Техника «Рисование на стекле» Специальное стекло, ватные шарики, витражные краски, кисти. Чебанова Ирина

Александровна

07.05.2019 Актовый зал «Узор» Техника «Рисование на стекле» Специальное стекло, ватные шарики, витражные краски, кисти. Чебанова Ирина

Александровна

Воспитатель группы

14.05.2019 класс «Узор» Техника «Рисование на воде» Набор для рисования на воде Чебанова Ирина

Александровна

17.05.2019 класс «Весенняя палитра» Техника «Рисование на воде» Набор для рисования на воде Чебанова Ирина

Александровна

21.05.2019 класс «Утро весной» Техника «Рисование на воде» Набор для рисования на воде Чебанова Ирина

Александровна

24.05.2019 класс Выставка работ Оформление выставки. Чебанова Ирина

Александровна

28.05.2019 класс Подведение итога работы Работа с документами. Отчет. Чебанова Ирина

Александровна

Воспитатель группы

Методист

Психолог

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование СЕНТЯБРЬ Тема Итоговое мероприятие I неделя «День семьи и семейных ценностей» Праздник «День семьи» для детей II неделя «Как я провёл лето».

Календарно-тематическое планирование в ДОУ Сухотинский филиал Дошкольное отделение МБОУ «Знаменская СОШ» Календарно – тематическое планирование Воспитатель: Перикова О. В..

Календарно-тематическое планирование на январь и февраль ЯНВАРЬ «Мир вокруг нас» 2 декада «Зима православная, Декада вежливости» 1 Военно – патриотическое воспитание. Занятие: «Мир на всей планете!».

Календарно-тематическое планирование на май МАЙ «Поверь в себя» 1декада «Прикоснись сердцем к подвигу» 1 Оздоровительно–спортивное воспитание; ЗОЖ. Экскурсия к памятнику погибшим.

Календарно-тематическое планирование на март и апрель МАРТ «В мире прекрасного» 1декада «Нет прекрасней женщин на свете». 1 Оздоровительно–спортивное воспитание; ЗОЖ. Спортивное развлечение:.

Календарно-тематическое планирование «Народы прибайкалья» Тематическая неделя: «Народы Байкала» Цель: расширить представление детей о народах Байкала, их традициях. Развивать поисковую деятельность,.

Календарно-тематическое планирование «Осень» Тема «ОСЕНЬ» с 08.10 по 26.10.2018г Цель: Расширение знаний детей об осени. Формирование обобщенных представлений об осени как времени.

Календарно-тематическое планирование «Профессии» Тема с 17.09 по 21.09. 2018г – «Профессии» Цель: Расширить представления о труде взрослых, о значении их труда для общества Итоговое мероприятие:.

Календарно-тематическое планирование в ясельной группе Сроки проведения (месяц, неделя) Название Краткое содержание Итоговые мероприятия Сентябрь 01.09.17- 10.09.17 «Малыши-крепыши впервые.

Календарно-тематическое планирование в младшей группе Тема периода Тема недели Временной период Адаптационный и диагностический период Мониторинг 3 сентября-7 сентября Изучение индивидуального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Календарно-тематическое планирование по арт-терапии
Опубликовано: 26 ноября 2018 в 18:39
+155Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД