Маргарита Плюта
Карта педтехнологий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которые отвечают принципам ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья детей :
• развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Публикация «Карта педтехнологий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которые отвечают принципам ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Включают: закаливание, дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах
Технологии обучения здоровому образу жизни
Направлены:
• на формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;
• накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его;
• формирование валеологической компетентности, которая позволит ребенку самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, оказания элементарной самопомощи
Коррекционные технологии
Направлены на решение имеющихся проблем в физическом развитии и здоровье детей.
Реализуются с помощью:
• арт-терапии, сказкотерапии, цветотерапии;
• волновых технологий;
• психогимнастики;
• фонетической ритмики;
• развития у детей навыков оказания элементарной самопомощи в ситуациях, которые представляют определенный риск для здоровья (например, для детей с сахарным диабетом, пищевыми аллергиями, аллергодерматозами)
Технологии поддержки детской инициативы
Трехступенчатая технология поддержки детской инициативы
Предусматривает три направления педагогической работы по поддержке детской инициативы: создание РППС; позиция воспитателей; разнообразные формы организации образовательного процесса. Примечание. В данном случае – это пример построения работы по поддержке инициативы детей в познавательном развитии
Технология «Ситуация»
Позволяет развить у детей способности к самостоятельному «открытию» новых знаний в разнообразной деятельности через преодоление разумных затруднений и поддержку детской инициативы. В шесть этапов:
Этап 1. Введение в ситуацию. Педагог создает условия, в которых у детей возникает внутренняя потребность (мотивация) к достижению значимой для них «детской» цели и, таким образом, включает их в познавательную деятельность.
Этап 2. Актуализация детского опыта – имеющихся знаний, умений, навыков. Педагог определяет актуальный уровень развития детей в совместной с ними деятельности.
Этап 3. Затруднение в ситуации (проблематизация). Педагог моделирует проблемную ситуацию, в которой дети выполняют новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» педагог помогает детям приобрести опыт фиксирования затруднения и выявления его причины. Так как затруднение личностно значимо для каждого ребенка, то у детей возникает внутренняя потребность его преодолеть – теперь уже это новая цель, связанная с познанием и соотносимая с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка.
Этап 4. «Открытие».На этом этапе дети открывают новое знание (способ действий) в самостоятельной (под руководством педагога) поисково-познавательной деятельности.
Этап 5. Включение нового знания (способа действий) в систему знаний. Педагог организует разные виды деятельности, в которых дети могут применить открытое ими новое знание или способ действий (в том числе в измененных условиях).
Этап 6. Осмысление. Педагог помогает детям осмыслить путь, который привел их к «новому» открытию. То есть на данном этапе дети соотносят цели и результаты своей деятельности, фиксируют достижение цели и определяют условия, которые позволили ее добиться
Технологии позитивной социализации
Технология «Открой себя»
Включает 10 дидактических игр, цель которых – развивать у детей социальную компетентность, включая социальные навыки в совокупности с навыками критического мышления и информационной культурой:
• научить выделять из потоков информации ту, которая актуальна для решения образовательной задачи;
• научить находить недостающую информацию, в том числе правильно формулируя вопрос и находя нужного адресата;
• сформировать навык коллективно-распределенной деятельности;
• развить способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своих целей;
• воспитать культуру предпочтения нравственных способов достижения целей из возможных вариантов;
• развить способности к конструктивному взаимодействию с другими детьми и взрослыми для достижения задуманного результата
Технология «Воспитание чувств»
Направлена на преодоление «проблем роста», которые встречаются у многих детей :
• преодоление детских страхов;
• воспитание разумной осторожности и развитие навыков безопасного поведения;
• развитие способностей к мирному разрешению конфликтов и конструктивному сотрудничеству;
• формирование умения справляться со своей агрессией; развитие способностей справляться со скукой, найти себе интересное занятие.
Эти способности дети приобретают в процессе знакомства с приключениями героев дидактических сказок – робкого Лисенка, бесшабашного Зайчонка, озорных бельчат, активных и подвижных бурундуков, сердитого Совенка и Медвежонка-малоежки
Технологии организации экспериментальной деятельности
Технология «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы»
Включает шесть основных этапов:
• формулировка проблемы;
• выдвижение предложений, гипотез;
• проверка гипотез;
• фиксация результатов;
• вывод;
• вопросы детей, ответы педагога.
Количество всех шести этапов – обязательно, их последовательность – может изменяться
Технологии проектной деятельности
Тематический образовательный проект
Тематический образовательный проект в детском саду – определенный отрезок жизни группы (в частности, как вид тематической недели, который :
• требует такой организации педагогической работы, таких форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на вопросы в процессе разнообразных детских деятельностей;
• предусматривает активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей;
• базируется на инициативе детей;
• включает интересную для детей поисковую деятельность, а также другие виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную, игровую, конструктивную, музыкальную, речевую.
Включает пять этапов:
Этап 1. Организация «точки удивления», которая формирует у детей интерес и мотивирует их к познавательной активности.
Этап 2. Планирование мероприятий, которые позволят детям в разнообразной деятельности найти ответы на возникшие у них вопросы. Планирование проводит педагог совместно с детьми, при необходимости привлекает родителей.
Этап 3. Реализация запланированных мероприятий.
Этап 4. Взаимодействие с семьями детей, реализация небольших детско-родительских проектов внутри единого, общего для всей группы тематического образовательного проекта.
Этап 5. Итоговое мероприятие, на котором все дети, родители, педагоги презентуют свои результаты в реализации общего тематического образовательного проекта