Татьяна Шаймарданова
Картинно-иллюстративный словарь к стихотворению М. Лермонтова «Бородино»
▼ Скачать + Заказать документы
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» читают на уроках литературы в 5 классе, когда школьники ещё не изучали на уроках истории Отечественную войну 1812 года. Учащимся не хватает знаний и представлений об эпохе, о событиях того времени.
Цель проекта:
создание картинно-иллюстративного словаря к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Задачи проекта:
1. Раскрыть содержание реальных исторических фактов и военно-исторических терминов, встречающихся в тексте;
Публикация «Картинно-иллюстративный словарь к стихотворению М, Лермонтова „Бородино“» размещена в разделах
2. помочь пятиклассникам понять точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных;
3. помочь ощутить гордость за своих далеких предков.
Как работали над словарём :
1. Выписали все непонятные слова и выражения;
2. выяснили значение этих слов и выражений по словарю, интернету;
3. проверили: в каком значении употреблено слово в стихотворении; сделали пометки «здесь», т. е. в тексте, у Лермонтова М. Ю.
Работая над словарем, встретились
1. с устаревшими словами :
заряд-снаряд, бивак, драгуны, заутра…;
2. военно-артиллеристскими терминами: забил снаряд, пушка, картечь, лафет, кивер, редут…
3. фразеологизмами: ломить стеною, тут как тут, постоим головою…;
4. со словами в переносном значении, например: друг, брат;
5. с эпитетами, помогающими представить особенности боя и авторскую оценку.
Дым летучий – быстрый. Лёгкий, застилающий всё поле.
Бой удалый – мастерский, автор восхищается;…
6. нашли сравнения, которые использует поэт для создания яркой картины.
Французы двинулись, как тучи – огромное количество, грозная сила.
Всего нашли значение 80 слов и выражений; 76 иллюстраций.
Итоги проекта:
Оформили картинно-иллюстративный словарь для учащихся 5-х классов, который можно использовать при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».(коллективная работа учащихся 6 в класса.