Папки-передвижки

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию

Наталья Семенова
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию

Картотека

«Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию»

Дидактическая игра «Матрешки»

Цель: формировать у детей представление о цвете; учить детей сопоставлять предметы по цвету, прикладывая друг к другу путем отбора.

Публикация «Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию» размещена в разделах

Ход игры : на белом картоне нарисованы цветные контуры и отдельно вырезаны цветные матрешки. Воспитатель закрепляет с детьми названия цветов; необходимо наложить матрешки на контур, подобрав их по цвету.

Дидактическая игра «Волшебные палочки».

Цель: Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память.

Дидактическая игра «Собери грибочки»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал : разноцветные грибочки, корзиночки.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая грибочки одного цвета (красного) в одну корзину, а грибочки другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

Дидактическая игра «Забавные прищепки»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал : цветная коробочка, набор цветных прищепок.

Дидактическая игра «Бабочка»

Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дидактический материал : Плоское панно с изображением бабочки, бабочки разделены на 4 основных цвета. В крыльях проделаны кружочки.

Методические приё мы: воспитатель показывает бабочек. Нужно украсить крылья бабочки. Цвет кружков должен соответствовать цвету бабочки.

Появилась перед на

Бабочка – красавица.

Будем с бабочкой играть,

Цвет крышек к крыльям подбирать.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Цель: закрепить знания основных цветов и оттенков, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в отверстия; развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: Картинки с вырезанными кружками и кружки к ним разных цветов.

Дидактическая игра «Домик для пуговки»

Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал: 4стаканчика разного цвета, к ним прилагаются пуговки, каждая из которых соответствует определенному цвету.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку стаканчики разного цвета, рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать

Ну и с чего же нам начать?

Есть чудо пуговки у нас

Помогут нам они сейчас

Мы в руки пуговки возьмём

И дом по цвету им найдем.

Дидактическая игра «Подбери заплатку».

Цель игры : Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей.

Задачи игры :

1. Научить детей подбирать заплатки по рисунку;

2. Развить у детей логическое мышление, внимание;

3. Учить детей различать цвета, развивать зрительную память, пространственное мышление, мелкую моторику рук.

4. Активизировать словарный запас детей.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, умение работать в коллективе. Проявлять интерес к игре.

Ход игры:

Ребенку выдаются карточки с отсутствующей частью картинки, перед ним выкладываются маленькие карточки -"заплатки". Ребенок должен подобрать нужную "заплатку" (по рисунку).

Дидактическая игра «Наряди матрешку».

Цель: формировать у детей представление о цвете; учить детей сопоставлять предметы по цвету, прикладывая друг к другу путем отбора.

Ход игры : на белом картоне нарисованы цветные контуры и отдельно вырезаны цветные матрешки. Воспитатель закрепляет с детьми названия цветов; необходимо наложить матрешки на контур, подобрав их по цвету.

Дидактическая игра «Оденем куклу».

Цель: Формировать у детей представление о цвете; учить детей сопоставлять предметы по цвету. Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей.

Дидактический материал : шапочка, шарфик и варежки желтого, зеленого, красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать для куклы шапочку, шарфик и варежки одного цвета.

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

Цель игры : Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей.

Задачи игры :

1. Научить детей подбирать заплатки по рисунку;

2. Развить у детей логическое мышление, внимание;

3. Учить детей различать цвета, развивать зрительную память, пространственное мышление, мелкую моторику рук.

4. Активизировать словарный запас детей.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, умение работать в коллективе. Проявлять интерес к игре.

Ход игры:

Вариант № 1: (индивидуальная работа)

Ребенку выдаются карточки с отсутствующей частью картинки, перед ним выкладываются маленькие карточки -"заплатки". Ребенок должен подобрать нужную "заплатку" (по рисунку).

Вариант № 2: (коллективная игра)

Нескольким детям выдаются по 1-2 карточки с отсутствующей частью. Ведущий держит карточки -"заплатки" в руках картинкой вниз. Ведущий показывает карточки-"заплатки" детям. Дети должны узнать свою "заплатку" и сказать об этом.

Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам»

Цели: Учить детей соотносить цвета путем подбора "такой" - "не такой", знакомить с основными цветами.

Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук;

Воспитывать усидчивость, вызывать эмоциональный отклик.

Дидактическая игра «Бабочки»

Цели: Развивать чувство симметрии (составлять крылья бабочки из одинаковых фигур по цвету, величине и форме в зеркальной симметрии); развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать усидчивость, вызывать эмоциональный отклик.

Дидактическая игра «Чей гараж?»

Цель: Знакомить с названием транспорта. Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук; Воспитывать усидчивость, вызывать эмоциональный отклик.

Дидактический материал : разноцветные картинки транспорта, фигурки транспорта красного, синего, желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать для каждого транспорта гараж такого же цвета.

Игры с прищепками «Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет. Развивать мелкую моторику, пространственное воображение, способствовать развитию интеллекта и мышления, становлению речи.

Дидактический материал : круг желтого цвета, прищепки двух цветов (красного и желтого).

Методические приемы: воспитатель предлагает детям с помощью прищепок сделать лучики солнышку.

Дидактическая игра «Составь картинку»

Цель: формировать представления о целостности предметов; учить детей составлять картинку целого предмета из двух частей. Развивать мышление, внимание, усидчивость, мелкую моторику вызвать интерес к выполнению задания.

Материал: разрезанные предметные картинки.

Методические приемы: Перед детьми на столе лежат разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания.

Дидактическая игра «Спрячь мышь»

Цель: продолжать знакомить с основными цветами, знакомство с геометрическими фигурами. Развивать мелкую моторику рук, внимание.

Оборудование: картинки домиков мышек, геометрические фигуры разных цветов.

Ход: Ребенку предлагается игровая ситуация: «Мышки хотят спать, давай поможем им закрыть окна», дети выбирают фигуры, которой можно закрыть мышь в домике. Игра продолжается до тех пор, пока все мыши не лягут спать.

Дидактическая игра "Елочка"

Цель: учить выделять и называть основные цвета. Развивать мелкую моторику, пространственное воображение, способствовать развитию интеллекта и мышления, становлению речи.

Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

Дидактическая игра «Маленький - большой»

Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.

Материал: предметные картинки большие и маленькие.

Методические приемы: Педагог фиксирует внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине.

Дидактическая игра «Один — много»

Цель: Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию самостоятельной деятельности ребенка, пониманию вопроса «сколько?», различать понятия «много», «один»,

активизировать речевой словарь за счет слов: один, много.

Материал: предметные картинки

Методические приемы: воспитатель просит ребенка положить карточки с одним предметом слева, а с множеством предметов справа.

Дидактическая игра «Подбери блюдца к чашкам»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т. п. Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию самостоятельной деятельности ребенка. Воспитывать усидчивость, вызывать эмоциональный отклик.

Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.

Методические приемы: Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать такую же по цвету чашку.

Дидактическая игра "Собери цветок"

Цель: Закрепление представления о четырех основных цветах (синий, желтый, красный, зелёный, учить составлять цветок из лепестков и середины по цвету.

Задачи: Развивать способность ребёнка к анализу и классификации предметов по цветам. Расширять словарный запас по теме: "цветы, лепестки одного/разного цвета". Развивать внимание, усидчивость, умение слышать вопросы воспитателя, включаться в игровой процесс. Развивать чувство прекрасного. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие предметов.

Дидактическая игра "Найди пару"

Цель:

- развивать внимание, память;

- развивать представление детей о понятии " пара";

- развивать умение группировать предметы по парам;

- обогащать сенсорный опыт детей.

Дидактическая игра "Разложи по цвету"

Цель: формировать у детей умение классифицировать предметы по цвету.

Задачи:

Образовательные: формировать умение различать и называть основные цвета.

Развивающие : развивать внимание, мелкую моторику, речь, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, усидчивость.

Дидактическая игра

"Сварим суп, компот или борщ"

Цель: познакомить с понятиями «суп», «компот» и «борщ», повторить с детьми названия овощей и фруктов, закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость. Развивать словарный запас, память, речь.

Задачи: Обогащать словарный запас, развивать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление, внимание; Закреплять у детей знания об овощах и фруктах и ягодах, правильно их называть, классифицировать их и пользоваться обобщающими понятиями «овощи», «фрукты» или «ягоды»; Формировать представление об особенностях внешнего вида, о том где они растут;

Дидактическая игра "Собери животных"

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, мышления, памяти, речи.

Дидактическая игра "Подбери картинку"

Цель: развивать речь, внимание, память, мышления, мелкой моторики;

обогащать сенсорный опыт детей.

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактические игры и пособия из фетра и картона по сенсорному развитию детей раннего возрастаДидактические игры и пособия из фетра и картона по сенсорному развитию детей раннего возраста Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактические игры и упражнения на занятиях по программе «Логопедические игры» для дошкольников «Зимние забавы»Дидактические игры и упражнения на занятиях по программе «Логопедические игры» для дошкольников «Зимние забавы» На свои занятия - индивидуальные и групповые, я приглашаю родителей. Кто-то весь год присутствует на них, кто-то один-два раза посещает.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию
Опубликовано: 14 июня 2025 в 13:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Семенова (УИ 414175) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных