Наталья Семенова
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию
Картотека
«Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию»
Дидактическая игра «Матрешки»
Цель: формировать у детей представление о цвете; учить детей сопоставлять предметы по цвету, прикладывая друг к другу путем отбора.
Публикация «Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Темочки
Ход игры : на белом картоне нарисованы цветные контуры и отдельно вырезаны цветные матрешки. Воспитатель закрепляет с детьми названия цветов; необходимо наложить матрешки на контур, подобрав их по цвету.
Дидактическая игра «Волшебные палочки».
Цель: Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память.
Дидактическая игра «Собери грибочки»
Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.
Дидактический материал : разноцветные грибочки, корзиночки.
Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая грибочки одного цвета (красного) в одну корзину, а грибочки другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.
Дидактическая игра «Забавные прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки, находить ее местоположение по цвету.
Дидактический материал : цветная коробочка, набор цветных прищепок.
Дидактическая игра «Бабочка»
Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Дидактический материал : Плоское панно с изображением бабочки, бабочки разделены на 4 основных цвета. В крыльях проделаны кружочки.
Методические приё мы: воспитатель показывает бабочек. Нужно украсить крылья бабочки. Цвет кружков должен соответствовать цвету бабочки.
Появилась перед на
Бабочка – красавица.
Будем с бабочкой играть,
Цвет крышек к крыльям подбирать.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Цель: закрепить знания основных цветов и оттенков, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в отверстия; развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: Картинки с вырезанными кружками и кружки к ним разных цветов.
Дидактическая игра «Домик для пуговки»
Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал: 4стаканчика разного цвета, к ним прилагаются пуговки, каждая из которых соответствует определенному цвету.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку стаканчики разного цвета, рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.
Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.
Дидактическая игра «Подбери заплатку».
Цель игры : Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей.
Задачи игры :
1. Научить детей подбирать заплатки по рисунку;
2. Развить у детей логическое мышление, внимание;
3. Учить детей различать цвета, развивать зрительную память, пространственное мышление, мелкую моторику рук.
4. Активизировать словарный запас детей.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, умение работать в коллективе. Проявлять интерес к игре.
Ход игры:
Ребенку выдаются карточки с отсутствующей частью картинки, перед ним выкладываются маленькие карточки -"заплатки". Ребенок должен подобрать нужную "заплатку" (по рисунку).
Дидактическая игра «Наряди матрешку».
Цель: формировать у детей представление о цвете; учить детей сопоставлять предметы по цвету, прикладывая друг к другу путем отбора.
Ход игры : на белом картоне нарисованы цветные контуры и отдельно вырезаны цветные матрешки. Воспитатель закрепляет с детьми названия цветов; необходимо наложить матрешки на контур, подобрав их по цвету.
Дидактическая игра «Оденем куклу».
Цель: Формировать у детей представление о цвете; учить детей сопоставлять предметы по цвету. Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей.
Дидактический материал : шапочка, шарфик и варежки желтого, зеленого, красного и синего цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать для куклы шапочку, шарфик и варежки одного цвета.
Дидактическая игра «Подбери заплатку»
Цель игры : Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей.
Задачи игры :
1. Научить детей подбирать заплатки по рисунку;
2. Развить у детей логическое мышление, внимание;
3. Учить детей различать цвета, развивать зрительную память, пространственное мышление, мелкую моторику рук.
4. Активизировать словарный запас детей.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, умение работать в коллективе. Проявлять интерес к игре.
Ход игры:
Вариант № 1: (индивидуальная работа)
Ребенку выдаются карточки с отсутствующей частью картинки, перед ним выкладываются маленькие карточки -"заплатки". Ребенок должен подобрать нужную "заплатку" (по рисунку).
Вариант № 2: (коллективная игра)
Нескольким детям выдаются по 1-2 карточки с отсутствующей частью. Ведущий держит карточки -"заплатки" в руках картинкой вниз. Ведущий показывает карточки-"заплатки" детям. Дети должны узнать свою "заплатку" и сказать об этом.
Дидактическая игра «Подбери колеса к машинкам»
Цели: Учить детей соотносить цвета путем подбора "такой" - "не такой", знакомить с основными цветами.
Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук;
Воспитывать усидчивость, вызывать эмоциональный отклик.
Дидактическая игра «Бабочки»
Цели: Развивать чувство симметрии (составлять крылья бабочки из одинаковых фигур по цвету, величине и форме в зеркальной симметрии); развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать усидчивость, вызывать эмоциональный отклик.
Дидактическая игра «Чей гараж?»
Цель: Знакомить с названием транспорта. Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук; Воспитывать усидчивость, вызывать эмоциональный отклик.
Дидактический материал : разноцветные картинки транспорта, фигурки транспорта красного, синего, желтого и зеленого цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать для каждого транспорта гараж такого же цвета.
Игры с прищепками «Солнышко»
Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет. Развивать мелкую моторику, пространственное воображение, способствовать развитию интеллекта и мышления, становлению речи.
Дидактический материал : круг желтого цвета, прищепки двух цветов (красного и желтого).
Методические приемы: воспитатель предлагает детям с помощью прищепок сделать лучики солнышку.
Дидактическая игра «Составь картинку»
Цель: формировать представления о целостности предметов; учить детей составлять картинку целого предмета из двух частей. Развивать мышление, внимание, усидчивость, мелкую моторику вызвать интерес к выполнению задания.
Материал: разрезанные предметные картинки.
Методические приемы: Перед детьми на столе лежат разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания.
Дидактическая игра «Спрячь мышь»
Цель: продолжать знакомить с основными цветами, знакомство с геометрическими фигурами. Развивать мелкую моторику рук, внимание.
Оборудование: картинки домиков мышек, геометрические фигуры разных цветов.
Ход: Ребенку предлагается игровая ситуация: «Мышки хотят спать, давай поможем им закрыть окна», дети выбирают фигуры, которой можно закрыть мышь в домике. Игра продолжается до тех пор, пока все мыши не лягут спать.
Дидактическая игра "Елочка"
Цель: учить выделять и называть основные цвета. Развивать мелкую моторику, пространственное воображение, способствовать развитию интеллекта и мышления, становлению речи.
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
Дидактическая игра «Маленький - большой»
Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.
Материал: предметные картинки большие и маленькие.
Методические приемы: Педагог фиксирует внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине.
Дидактическая игра «Один — много»
Цель: Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию самостоятельной деятельности ребенка, пониманию вопроса «сколько?», различать понятия «много», «один»,
активизировать речевой словарь за счет слов: один, много.
Материал: предметные картинки
Методические приемы: воспитатель просит ребенка положить карточки с одним предметом слева, а с множеством предметов справа.
Дидактическая игра «Подбери блюдца к чашкам»
Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т. п. Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию самостоятельной деятельности ребенка. Воспитывать усидчивость, вызывать эмоциональный отклик.
Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.
Методические приемы: Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать такую же по цвету чашку.
Дидактическая игра "Собери цветок"
Цель: Закрепление представления о четырех основных цветах (синий, желтый, красный, зелёный, учить составлять цветок из лепестков и середины по цвету.
Задачи: Развивать способность ребёнка к анализу и классификации предметов по цветам. Расширять словарный запас по теме: "цветы, лепестки одного/разного цвета". Развивать внимание, усидчивость, умение слышать вопросы воспитателя, включаться в игровой процесс. Развивать чувство прекрасного. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие предметов.
Дидактическая игра "Найди пару"
Цель:
- развивать внимание, память;
- развивать представление детей о понятии " пара";
- развивать умение группировать предметы по парам;
- обогащать сенсорный опыт детей.
Дидактическая игра "Разложи по цвету"
Цель: формировать у детей умение классифицировать предметы по цвету.
Задачи:
Образовательные: формировать умение различать и называть основные цвета.
Развивающие : развивать внимание, мелкую моторику, речь, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, усидчивость.
Дидактическая игра
"Сварим суп, компот или борщ"
Цель: познакомить с понятиями «суп», «компот» и «борщ», повторить с детьми названия овощей и фруктов, закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость. Развивать словарный запас, память, речь.
Задачи: Обогащать словарный запас, развивать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление, внимание; Закреплять у детей знания об овощах и фруктах и ягодах, правильно их называть, классифицировать их и пользоваться обобщающими понятиями «овощи», «фрукты» или «ягоды»; Формировать представление об особенностях внешнего вида, о том где они растут;
Дидактическая игра "Собери животных"
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, мышления, памяти, речи.
Дидактическая игра "Подбери картинку"
Цель: развивать речь, внимание, память, мышления, мелкой моторики;
обогащать сенсорный опыт детей.