Елена Моисеева
Картотека дидактических игр по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Живые цепочки»
Цель. Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.
Материал. Маски животных и растений.
Могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле).
Публикация «Картотека дидактических игр по экологии» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес-это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.
Ход игры
Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки) : один ребенок - растения, второй- растительноядного животного, третий- хищника. Игра проводится в несколько этапов.
Воспитатель. По команде «Цепочка, стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.
Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем.
На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.
На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается, какой либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.
Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинять.
2. «Зоологическая столовая»
Цель. Формировать представления дошкольников о способах питания животных и способах группировки их по этому признаку.
Материал. На каждую команду- лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего, комплект картинок с изображением животных (10-15 штук).
Ход игры
Играют две команды по 3-5 человек.
Воспитатель. Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные - за зеленым, всеядные -за синим.
Команда которая первая разместит животных правильно, станет победителем.
3. «Кто рядом живет»
Цель. Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
Материал. Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш)- по количеству детей; обручи красного, зеленого, синего цвета.
Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.
Ход игры
В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).
Воспитатель. Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема - в синем.
После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяются несколько раз.
4. «Угадай и назови растение»
Цель. Закрепить знания лекарственных растений.
Материал. Корзина, комплект картинок с изображением лекарственных растений (10-15 штук).
Ход игры
Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры.
Воспитатель. Я буду показывать вам какое-нибудь лекарственное растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг, его целебные свойства.
5. «Цветочная поляна»
Цель. Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Материал. Комплект картинок с изображением цветов (5- 8 штук).
Ход игры
На столе перед каждым ребенком лежат картинки - отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку. В конце игры цветочные картинки выкладывают на ковре.
6. «Времена года»
Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Материал. Фишка.
Ход игры
Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.
7. «Дом для животных»
Цель. Закреплять знания о животных и местах их обитания.
Материал. Комплект картинок с изображением разных животных, комплект картинок с изображением мест обитания животных.
Ход игры
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
8. «Что в корзинку мы берем?»
Цель. Закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материал. Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры
У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
9. «Детки с ветки»
Цель. Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Материал. Комплект карточек с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т. д. ; карточки деревьев.
Ход игры
На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.
10. «Что сначала, что потом?»
Цель. Закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных).
Материал. Набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений или животных.
Ход игры
Ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живых существ (например, бабочка-капустница: яйцо — гусеница — куколка — бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.