МААМ-картинки

Картотека дидактических игр для развития связной речи

Оксана Егорова
Картотека дидактических игр для развития связной речи

Картотека дидактических игр по развитию связной речи

«Опиши картинку».

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

Публикация «Картотека дидактических игр для развития связной речи» размещена в разделах

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

«На чем дети катаются»

Цель: активизировать в речи предлога НА

Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед)

Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом «на» Мальчик катается на самокате, Вера едет на машине. И т. д.

«Подбери рифму»

Цель: развивать фонематический слух.

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шл жучок,

Песню пел в траве. (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

«В чем причина?»

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация, например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт", и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

«Кого я вижу, что я вижу»

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу. воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» и бросает мяч следующему. Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

«Кто больше знает»

Дидактическая задача : Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность. Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

Ход игры. Воспитатель говорит:

-У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

Дети отвечают:

-Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

-Правильно, -подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Материал. Игрушечный мишка.

Организация. Воспитатель:

-Медвежонок получил письмо от брата. Но дождм размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что. я долго блуждал по лесу и. Выйдя на поляну, я попал. Я попал в яму, потому что. Там было так глубоко, что. Пришли охотники и. Теперь я живу в. У нас есть площадка для. На площадке для молодняка есть много. Мы играем с. За ними ухаживают. Они нас любят, потому что. Скоро к нам приедет дрессировщик из. Надеюсь попасть в. Как здорово уметь. Жди следующего письма из. До свидания. Топтыгин».Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

—Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный

—это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)

«Отгадай-ка»

Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на

него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребнок описывает свой предмет и передат камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

«Встань в круг»

Цель: Составлять коллективное описание игрушки.

В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

«Зачем нам эти вещи»

Цель: научить использовать в речи сложноподчиннные предложения цели.

Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

«Добавь слова»

Цель: научить составлять распространенные предложения.

Ход игры. «Сейчас я скажу предложение.

Например, «Мама шьт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьт шлковое платье. Мама шьт летнее платье. Мама шьт лгкое платье. Мама шьт оранжевое платье. Предложения для игры: Девочка кормит собаку. Пилот управляет самолтом. Мальчик пьт сок.

«Придумай предложение»

Дидактическая задача : Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: -Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

«Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок,мд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Зоопарк»

Цель: развитие связной речи

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать сво животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот

начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие словаря: «Лови да бросай — цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы Составила воспитатель Грасмик Елена Ивановна МБДОУ «Детский сад №4 Омской.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста 1). «Часы» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…».

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать.

Картотека дидактических игр по развитию речи во 2-й мл. гр Картотека дидактических игр по развитию речи во 2-й мл. гр. 1. "Что звучит" Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных.

Картотека игр и упражнений на развитие связной диалогической речи дошкольников Гуси-гуси. Отмечается место – дом гусей. «Гуси» гуляют на «лужайке». Воспитатель Гуси-гуси! Дети Га-га-га! Воспитатель Есть хотите? Дети.

Картотека игр по развитию связной речи у старших дошкольников Картотека дидактических игр по развитию связной речи Гласные звуки. ЦЕЛЬ: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это.

Картотека музыкально-дидактических игр для развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста 1. Название/ Источник игры - «Хор соловушек» Т. Э. Тютюнникова «Ушки на макушке», стр. 17 Задачи игры - Развивать умение детей осуществлять.

Развитие связной речи с помощью дидактических игр КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Тренинг «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр» Треннинг «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр». Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр для развития связной речи
Опубликовано: 28 апреля 2019 в 14:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД