Лучший педагог года

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста

Ольга Шабунина
Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал : мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Определи на ощупь»

Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Оборудование: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т. д.).

Содержание: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т. д.

«Платочек для куклы»

Цель: определение фактуры материала на ощупь. Оборудование: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).

Содержание: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.

«Узнай фигуру»

Цель: определение знакомых предметов на ощупь.

Содержание: предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру.

«Найди пару»

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

Содержание: на столе находятся пары пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и найти парные.

«Найди предмет указанной формы»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило: брать только по одной карточке, находить ей нужное место

и только потом брать другую.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки : «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т. д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

«Из каких фигур состоит предмет?»

Целью данной игры служит определение методом зрительного соотнесения, из каких геометрических фигур состоит изображенный на плоскости предмет, разучивание и закрепление основных цветов.

Интернет пестрит подобными играми. Я решила сделать свою, используя для изображения знакомые детям предметы и игрушки - кораблик, машинка, домик, елочка, жираф, цветок. Яркие цвета привлекают детей и помогают сохранить их внимание на протяжении игры.

Действие целесообразно сопровождать выразительной, обогащенной эпитетами речью. Например: "Посмотри, какая едет красивая разноцветная машина! У неё круглое красное колесо и круглое синее колесо. Правда, у нас весёлый автомобиль? А какой кузов! Разноцветные прямоугольники - синий и красный, желтый квадрат впереди. Я бы на такой машине не отказалась бы прокатиться. А ты хотел бы прокатиться на такой красивой машине?"

«Какая фигура лишняя?»

Цель: Тренировка внимания детей

Задачи:

-Закреплять знания о цветах;

-Закреплять знания о геометрических фигурах;

-Верно замечать ненужную фигуру и убирать её из ряда;

Ход игры: Проговорить с ребёнком, какие цвета он видит;

Подобрать и разложить их в соответствии с поставленной задачей:

Можно составить ряд из фигуры, где общим будет цвет, но один цвет будет иной. Ребенку нужно найти лишнюю фигуру и убрать её;

То же самое с фигурой: ряд из одной фигуры разных цветов, где одна фигура не подходит. Убрать лишнюю.

Можно также дать ребенку определенную последовательность фигур, чтобы он по аналогии еще составил ряд (ы);

Похвалить ребенка!

«Сравни предметы по высоте»

Цель игры: сравнение предметов по высоте.

Ход игры. Ребенку предлагается назвать находящиеся в комнате предметы, а затем сравнить их по высоте, выделив из них самый высокий и самый низкий.

«Самая длинная, самая короткая»

Цель игры: сравнение предметов по длине.

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты:

- сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

«Разноцветные кружки»

Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

Варианты:

- собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.

«В какую коробку?»

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

«Дальше — ближе»

По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие - дальше.

«Какого цвета не стало?»

Цель: Выделение и название цвета.

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а

потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить,

какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Цель: предложить подобрать необходимый цвет для предмета.

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и

цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура

предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с

изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы —

синюю, лимона — желтую и т. д.

«Собери гирлянду»

Цель: предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Какие цвета использованы?»

Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

Варианты:

детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.

«Уточним цвет предмета»

Цель: учить различать и называть близкие цвета.

Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д.

Дети учатся различать близкие цвета: красный -оранжевый, красный - розовый, синий - голубой и др.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений детей старшего дошкольного возраста с ТНР Части суток. Игра «Что ты сейчас делаешь?» Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток. Ход игры: Педагог называет.

Картотека дидактических игр по математике для детей младшего дошкольного возраста Количество и счет «Много — мало». Цель: развивать умения сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов. Оборудование и материалы:.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста 1). «Часы» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…».

Картотека дидактических игр по развитию сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста Посмотри, что в ведерке Вам потребуются: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки. Сложите игрушки в ведерко, закройте крышкой и отдайте.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста Игра «Чудесный мешочек» Цель игры: Упражнять детей определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста Игры на ориентировку во времени «Что мы делаем?» Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь. Ход игры: Дети становятся.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Разложи по тарелочкам» Цели и задачи игры: упражнять в умении определять форму, цвет и структуру поверхности предметов;.

Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры: "Большая и маленькая куклы" Цель: различать и называть предметы по величине. Материал: куклы, стол, стул, посуда больших.

Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста Д/И «Воздушные шары» Цель: развивать умение различать и называть основные цвета, закреплять умение различать и называть величину фигуры.

Перспективное планирование дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста Месяц Название и цель игры Ход игры Сентябрь «Загадочные мячики» Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 июня 2019 в 07:55
+91Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД