Папки-передвижки

Картотека дидактических игр на формирование представлений о количестве и счете у детей дошкольного возраста

ШАПИНА ИРИНА
Картотека дидактических игр на формирование представлений о количестве и счете у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр на формирование представлений о количестве и счете у детей дошкольного возраста

Введение

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Публикация «Картотека дидактических игр на формирование представлений о количестве и счете у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование элементарных математических представлений- это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

«На футбол!»

Цель: закрепить умение считать в пределах 10, называть числительные по порядку, соотносить количество предметов с цифрой.

Оборудование: зайка в спортивной форме, наборы карточек-футболки с цифрами, шорты с картинками.

Описание:

-Ребята, сегодня к нам в гости кто-то пришел, а кто, вы узнаете, если отгадаете загадку. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (зайка)

-да, пришел в гости зайка. Он спортсмен, что –то принес. Посмотрите, что это? (футболки и шорты)

-Чем отличаются футболки? (надписями)

-Чем отличаются между собой шорты? (рисунками)

-Зайка хочет попросить у нас помощи. Скоро у зайчиков будет игра в футбол, а его команда перепутала свои костюмы. Поможем зайчикам собрать каждому костюм? Надо к каждой футболке подобрать соответствующие шорты.

Воспитатель каждому ребенку дает набор карточек. Дети начинают считать предметы на карточках-шортах и подбирать к ней карточку-футболку с соответствующей цифрой. Воспитатель подходит к каждому ребенку, спрашивает его сколько предметов на картинке-шортах, футболка с какой цифрой подходит к таким шортам.

-Максим, посчитай сколько грибочков на шортах? (один, два)

-Сколько всего грибочков? (два)

-Футболка с какой цифрой подойдет к этим шортам? (с цифрой два)

-Почему, именно эта футболка? (потому что цифра два обозначает два предмета) и т. д

После того как дети выполнят задание:

-Ребята интересно было считать? (Интересно) Легко или тяжело было считать предметы? (Дети высказывают свои чувства и эмоции)

- Вы все молодцы справились с заданием, Зайка благодарит вас за помощь и прощается с вами. (Дети прощаются с зайкой)

«Веселые цифры»

Цель: закреплять умение соотносить число и количество, узнавать и называть цифры.

Оборудование: карточки с изображением цифр, карточки с изображениями разного количества предметов

Описание: Детям раздаются карточки с изображением цифр. Им нужно к карточке с цифрой подобрать карточку с соответствующим количеством предметов (и наоборот)

«Счетная мозаика»

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Оборудование: счетные палочки.

Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

«Много-мало»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Оборудование: карточки разного цвета (зеленые, красные)

Описание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-3, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 зеленые карточки. Что теперь можно сказать?

«Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Оборудование: мяч.

Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

«Едем на поезде»

Цель: закрепление порядкового счёта и понятия, которое обозначает синтаксическая конструкция «который, по счету…»; развитие внимания, глазомера, речи.

Оборудование: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Описание: педагог предлагает детям отправиться в путешествие. Для этого необходимо составить поезд из палочек - «вагонов» от самой короткой до самой длинной, цепляя каждый «вагон» слева направо. Затем предлагает сосчитать «вагоны» по порядку. Уточняет какой по счёту красный «вагон» (чёрный, фиолетовый и т. д.); «вагон» какого цвета стоит третим (вторым, пятым и т. д.); какой по счёту «вагон» стоит между розовым и красным? и т. д.

«Собери урожай»

Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов. Пополнение знаний об овощах, умение их классифицировать.

Оборудование: игрушки овощи, цифры, корзины

Описание: детям выдаются карточки, и предлагается собрать нужное количество овощей на «огороде».

«Читаем и считаем»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.

Оборудование: счетные палочки.

Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

«Назови соседей»

Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах пяти.

Описание: спросить, например, какие соседи у числа два, четыре и т. д., какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

«Дорисуй»

Цель: учить вести счёт предметов в пределах 10

Оборудование: листочки с изображением: веточки смородины; квадрата и круга

Описание: Дорисовать на каждой веточке столько смородинок, чтобы их стало поровну-по 5. Нарисовать по 5маленьких и 5 больших смородинок в квадрате и круге. Сосчитать, сравнить. Объяснить, почему вы догадались, что смородинок в квадрате, круге поровну? и т. д.

«Сделай столько же движений»

Цель: учить вести счёт предметов в пределах 10, упражнять в воспроизведении определённого количества движений

Оборудование: карточки с изображением определённого количества предметов пределах 10)

Описание: Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счёте предметов по названному числу и запоминании его; учить находить равное количество игрушек.

Оборудование: игрушки

Описание: Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

«Назови и сосчитай»

Цель: учить считать звуки, называя итоговое число.

Оборудование: игрушки

Описание: Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

«Веселые матрешки»

Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование: раздаточный- матрешки, яблоки, груши.

Описание: Воспитатель предлагает детям собрать яблоки для матрешек. Дети раскладывают в ряд яблоки и матрешки. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько матрешек больше, чем яблок? Что нужно сделать, чтобы яблок стало столько, сколько матрешек? При этом уточняем, как получилось 3 матрешки? Как получилось число 3?

«Кто быстрее назовет»

Цель: упражнять в счете предметов.

Описание : Воспитатель обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.

«Сколько?»

Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.

Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал — набор цифр, фишки.

Описание: Воспитатель показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка.

«Составь число»

Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу.

Оборудование: цифры, карточки с разным количеством предметов.

Описание: у каждого ребенка карточки с разными цифрами от 1 до 5 и карточки с разным количеством предметов. По сигналу воспитателя дети находят несколько карточек с количеством предметов, соответствующим цифре. Во втором варианте игры дети берут по одной цифре и ходят по группе. По сигналу взрослого становятся по порядку от 1 до 5, называют свои цифры

«Засели жильцов»

Цель: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу.

Оборудование: 2—5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе.

Описание: Игра требует большого пространства, лучше проводить ее на ковре. Дети свободно двигаются по комнате, по сигналу каждый из них занимает место в одном из обручей. Количество детей в обруче должно соответствовать цифре внутри него.

Педагог проверяет правильность размещения детей. Если есть дети, которые не нашли себе места, нужно проговорить с ними варианты размещения внутри обручей. После этого игра продолжается: дети свободно двигаются по комнате, а педагог меняет расположение цифр в обручах.

«Какой цифры не стало?»

Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5 (10).

Оборудование: цифры

Описание: Дети закрывают глаза, ведущий убирает цифру. Дети открывают глаза и определяют, какой цифры не стало. Например, не стало цифры два, она была третьим справа или вторым слева.

«Найди портрет числа»

Цель: закрепить умение считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре.

Оборудование: магнитная доска с картинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами.

Описание: Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из игроков берет со стола соответствующую цифру, показывает ее остальным детям и спрашивает их: «Похоже?» Зрители оценивают правильность ответа; отвечающий за правильный выбор получает в награду фишку или аплодисменты зрителей.

Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжается.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Снегопад». Дидактическая задача. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Игровая задача. Рассказать.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр на формирование представлений о количестве и счете у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 20:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД