Картотека дидактических игр, направленных на закрепление знаний о живой природе

Надежда Панова
Картотека дидактических игр, направленных на закрепление знаний о живой природе

Дидактическая игра «Спасатель»

Цель игры:

1. Познакомить с понятиями «домашние животные» и «дикие животные».

2. Закрепить понятия «домашние животные» и «дикие животные».

Предметно-игровая среда: в разных местах групповой ячейке расположены стилизованный «лес», «дом с бабой и дедом», отдельно игрушки и животные.

Игровая задача: помочь животным попасть домой.

Общение: выполнив задание, дети проверяют, все ли правильно даются эти понятия.

Примечание: персонаж спасает неправильно. Дети убеждают, приводят выводы.

Дидактическая игра «Кто где живет»

Цель игры:

1. Познакомить (или закрепить) среды обитания животных (водная, подземная, воздушная, наземная).

2. Познакомить (или закрепить) названия животных, живущих в этих средах обитания.

3. Познакомить (или закрепить) детей с понятием приспособляемость.

Предметно-игровая среда: стилизованные среды обитания (лес, луг, воздух, игрушки животных (все вместе: рыбы, птицы, насекомые, звери).

Игровые действия: дети разносят животных по средам их обитания.

Игровая задача: расселить животных по их средам их обитания.

Общение: почему рыбы живут только в воде? Почему белка не может жить под землей? Почему крот не живет на дереве?

Примечание: персонаж.

Дидактическая игра «Новоселье»

Цель игры:

1. Закрепить типичные признаки птиц, зверей, рыб, насекомых.

2. Развивать умение анализировать, выделять существенные признаки, опираясь на графические модели.

Предметно-игровая среда: 4 круглых столика – «квартиры», табличка на квартире – графическое изображение типичных признаков животных, животные на 5-ом столике. «Квартир» может быть и меньше.

Игровая задача: животных нужно расселить по «квартирам», согласовывая порядок расселения с табличками на «квартирах».

Общение: назовите, одним словом кто живет в этой «квартире»? А в этой? Почему не может жить муха вместе с птицами? Они тоже летают.

Дидактическая игра «Назовите малыша»

Цель игры:

1. Упражнять детей в назывании детенышей животных.

2. Упражнять в звукопроизношении.

Предметно-игровая среда: игрушки взрослых животных и их детенышей (за неимением – такие картинки).

Игровые действия: перед детьми появляется «мама», говорит, что пропал ее малыш, просит позвать его. Дети зовут его хором и по одному (3-4 раза). Появляется малыш, и они уходят вместе. Появляется другое животное.

Игровая задача: помочь мамам – животным отыскать малыша – позвать.

Дидактическая игра «Кто я, а кто мама моя»

Цель игры:

1. Упражнять детей в названии животных и их детенышей.

2. Развивать диалогическую речь.

3. Узнавать голоса животных.

Предметно-игровая среда: игрушки (или картинки) животных и их детенышей, настольная ширма.

Игровые действия: появляется детеныш, обращается к одному из детей: «Кто я?», Ребенок: «Твоя мама…» (корова, коза и т. д.).

Игровая задача: по голосу угадать какое животное. Назвать животных и их детенышей.

Дидактическая игра «Заведем домашних животных»

Цель игры:

1. Закрепить названия домашних животных.

2. Закрепить знания о том, почему люди заводят тех или иных животных.

Предметно-игровая среда: игрушки домашних животных, спрятанные за ширмой (настольной).

Игровые действия: дети сидят за столом, сделав руками «загончики» для животных. Животное появляется у него в «загончике», если его назвал и объяснил, зачем его заводит. Условие: никто не должен выкрикивать названия вне очереди. Каждый ребенок не должен повторяться.

Игровая задача: вспомнить домашних животных и назвать их.

Общение: Воспитатель: «Кого ты хочешь завести?», «А зачем тебе это животное?».

Примечание: если дети не могут вспомнить, оставшиеся картинки с домашними животными, то тогда воспитатель использует описательные загадки. Кто первый из детей отгадает, тому и картинка (или игрушка).

Дидактическая игра «Кто из чего?»

Цель игры:

1. Закрепить и обобщить знания детей о том, как по-разному появляются на свет разные животные.

2. Закрепить обобщающие понятия «звери», «птицы», «насекомые», «рыбы».

Предметно-игровая среда: большие карточки с изображением птичьего яйца, рыбьей икры, личинок насекомого, детеныша зверей и набор раздаточных картинок со взрослыми животными.

Игровые действия: разложить картинки с изображением взрослых животных вокруг больших картинок, отображающих способ их рождения.

Общение: Кто это? Назовите, одним словом. Из чего они появились?

Дидактическая игра «Отгадайте, что в корзине»

Цель игры:

1. Закрепить знания детей о том, что растет в саду и в огороде.

2. Закрепить понятия «овощи» и «фрукты».

Предметно-игровая среда: корзинка с овощами (фруктами).

Игровые действия: Воспитатель: «Я пришла с огорода». В корзинке – то, что я там сорвала. Если вы назовете это, я это достану, покажу вам. Попробуйте отгадать все, что у меня в корзинке. Дети называют, воспитатель достает, пока дети не отгадают все.

Игровая задача: отгадать и назвать, что лежит в корзинке.

Общение: назовите одним словом то, что растет в огороде.

Примечание: в корзинке могут быть фрукты, ягоды, дары леса.

Дидактическая игра «Рассадим животных в автобусы»

Цель игры:

1. Закрепить в игре обобщающие понятия «рыбы», «звери», «птицы», «насекомые».

2. Развивать умение пользоваться условными знаками.

3. Формировать у детей знания о пищевых связях в природе.

Предметно-игровая среда: 4 автобуса с окошечками (из картона) с графическими изображениями типичных признаков на автобусе (табличка, говорящая о том, кто едет в автобусе, картинки, раздаточные этих видов животных и картинки змеи, черепахи, ящерицы.

Игровые действия: автобусы «стоят» в отдалении от детей. Перед ними «пассажиры» - раздаточные картинки животных. Дети берут по одной картинке и «рассаживают» животных.

Игровая задача: рассадить животных по автобусам согласно табличке, которые есть на каждом автобусе.

Общение: назовите одним словом тех, кто сидит в этом автобусе. Почему их сюда посадили? Персонаж: «Надо посадить ящерицу к зверям, потому что у нее тоже четыре ноги!». Почему лиса хочет сидеть с зайцем? Почему синичка хочет ехать в одном автобусе с насекомым?

Дидактическая игра «Почтальоны»

Цель игры:

1. Закрепить в игре понятия «звери», «рыбы», «птицы», «насекомые».

2. Учить детей «читать» схематические рисунки, строить предложения.

3. Расширять знания об окружающем.

Предметно-игровая среда: 4 круглых столика – «квартиры», на них «жильцы»: на одном – звери, на другом – птицы и т. д. Графические модели типичных признаков животных.

Игровые действия: дети сидят полукругом. Перед ними на столе разложены графические модели типичных признаков животных. На некотором отдалении от них 4 столика с животными. Дети поочередно «превращаются» в почтальонов, выбирают «письмо» и несут его жильцам. Если он принес письмо по адресу и прочел его правильно, то дети хлопают в ладоши, если нет - топают ногами.

Игровая задача: «почтальонам» (детям) нужно разнести почту - письма и телеграммы в эти квартиры и прочесть их жильцам.

Общение: Кому это письмо? Что ты прочтешь животным про них?

Примечание: предварительная беседа о почтальонах, их работе, о том, что чужие письма читать нельзя, но животные сами просят их прочесть, потому что читать не умеют.

Дидактическая игра «Птицы на кормушке»

Цель игры:

1. Закрепить умение детей узнавать и называть птиц, определять зимующая или перелетная.

Предметно-игровая среда: «кормушки» для птиц с насыпанными зернышками, раздаточные картинки птиц (перелетных и зимующих).

Игровые действия: персонаж сделал кормушку, хочет помогать птицам, кормить их. Персонаж: «Покормлю воробышка!» (дети, если правильно – хлопают в ладоши, если нет – топают ногами). «Покормлю журавлика!». Перелетных птиц на кормушку не сажают, отправляют в теплые края.

Общение: какие птицы на кормушке у персонажа? Назовите их, одним словом. Как называют тех, которые улетают в теплые края? Кто улетел?

Дидактическая игра «Соревнование»

Цель игры:

1. Кто больше узнает и назовет птиц (насекомых, рыб и т. д.)

2. Вызвать у детей интерес к природе.

3. Закрепить название птиц.

4. Закрепить умение узнавать птиц.

5. Воспитывать наблюдательность.

Предметно-игровая среда: раздаточные картинки с изображением птиц лежат врассыпную на круглом столе.

Игровые действия: дети сидят вокруг стола. По очереди они находят на столе картинку с изображением знакомой птицы, берут ее, показывают детям, называют. Если птица названа правильно, картинку ребенок забирает себе. И так до тех пор, пока не разберут все картинки, обсуждают у кого больше. Если ребенок не нашел картинку с изображением знакомой птицы, он пропускает ход, ждет следующего хода. Условие: назвать птиц можно только дождавшись своего хода (очереди).

Игровая задача: узнать и назвать как можно больше птиц.

Общение: Саша молодец, больше всех узнал птиц. Коля отстал от всего на одну. А Танечка никак не может узнавать многих птиц. Саша помоги Тане, поиграй с ней в эту игру, помоги ей.

Дидактическая игра «Рассели животных»

Цель игры:

1. Закрепить знания детей о том, кто, где живет и почему.

2. Формировать представление детей о приспособленности животных к своей среде обитания.

3. Воспитывать наблюдательность.

Предметно-игровая среда: большая картинка с изображением разных сред обитания (лес, луг, вода, воздух) и наклеенными бархатными кружочками, набор картинок животных наклеены бархатной бумагой сзади.

Игровые действия: помочь птицам найти корм, который они любят, и «посадить» их вокруг этого корма. Воспитатель одевает веночек лета, и ведет рассказ о том, как хорошо птицам летом. Воспитатель одевает веночек осени. Дети описывают состояние погоды. Воспитатель: «Как только становится прохладно, у птиц исчезает какой-то корм. Какой?». Дети: «Насекомые». Воспитатель прячет эту картинку. Птицы остаются без корма. Что делать птицам? Дети всех птиц расселяют кого куда (в теплые края, переходят на другой корм и т. д.). Воспитатель: «В середине осени становится еще холоднее. Какой корм теперь исчезает? Почему?». Аналогично с водоплавающими. Воспитатель надевает зимний веночек: «Наступила зима. Исчезает ли еще, какой корм?». Идет обобщение, вывод.

Игровая задача: помочь птицам в трудной ситуации.

Общение: назовите одним словом птиц, улетающих в теплые края. Остающихся на зиму.

Дидактическая игра «Перелет птиц»

Цель игры:

1. Закрепить понятия «перелетные» и «зимующие».

2. Закрепить умение детей узнавать и называть зимующих и перелетных птиц.

3. Бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

4. Имитировать полет птиц.

Предметно-игровая среда: 2 обруча с символами обозначающими «теплые края» и «зиму», раздаточные картинки птиц, разложенные на столе.

Игровые действия: взяв «волшебную картинку» по сигналу воспитателя, дети «превращаются в птиц», называя себя и начинают «летать». На сигнал «Осень!» - перелетные птицы улетают в обруч с символом «теплые края», а «зимующие» в обруч с символом «зима». Кто ошибается – выбывает. Условие: картинки каждый раз нужно брать другие.

Игровая задача: птица (ребенок) должна по сигналу найти свое место («теплые края» или «зима»).

Общение: назови, какая ты птица? Назовите себя одним словом (зимующие или перелетные). Что случится с этой ласточкой, которая осталась зимовать?

Дидактическая игра «Угости друга»

Цель игры:

1. Закрепить умение находить на ощупь овощи и фрукты, назвать их.

2. Развивать диалогическую речь.

3. Воспитывать у детей культуру общения, дружеские отношения.

Предметно-игровая среда: «ящик ощущений», муляжи овощей и фруктов, 2-ве тарелки.

Игровые действия: дети рассматривают эти овощи и фрукты, потом складывают в «ящик ощущений», закрывают его. Затем один (например: Коля, из детей подходит к любому ребенку, спрашивает: «Сережа, что ты хочешь?», Сережа: «Я хочу яблоко». Коля достает яблоко и угощает Сережу, в ответ Сережа благодарит. И так, пока все не окажутся с чем-либо. Воспитатель ставит одну тарелку для овощей, другую для фруктов. Дети кладут свои овощи или фрукты на нужную тарелку.

Игровая задача: найти на ощупь заданный фрукт или овощ. Вежливо разговаривать.

Общение: назовите одним словом то, что лежит на этой тарелке. А на этой? Где растут овощи? А фрукты? Что можно приготовить из овощей? А из фруктов?

Дидактическая игра «Порадуемся зиме»

Цель игры:

1. Закрепить названия времен года, их приметы, сезонный труд людей, жизнь животных.

2. Воспитывать положительные эмоциональные отношения к природе.

Предметно-игровая среда: картинки с приметами времен года.

Игровые действия: дети сидят перед воспитателем. Воспитатель выставляет картинки поочередно на мольберт. Если эта картинка с приметами зимы, то дети радуются (хлопают в ладоши, подрыгивают). Если картинка с изображение другого времени года, дети молчат. Условие: кто ошибается – выходит из игры. Побеждает тот, кто остался до конца игры.

Игровая задача: радостно отреагировать (нерадостно) определенному времени года, изображенного на картинке.

Общение: что делают люди, когда чему-то радуются? Нравится ли вам зима?

Примечание: картинки с изображением разных времен года. Аналогично можно «порадоваться» весне, лету, осени.

Дидактическая игра «Помоги животным»

Цель игры:

1. Закрепить с детьми умение узнавать и называть животных.

2. Закрепить знание пользы, которую приносит то или иное животное.

3. Развивать диалогическую речь, доказательную.

4. Воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие, желание прийти на помощь.

Предметно-игровая среда: игрушки диких и домашних животных, игрушки – куклы: дед с бабкой, домик (можно плоскостной).

Игровые действия: на одном столе – домик и дед с бабой. На другом дикие и домашние животные. Дети помогают деду и бабе завести животных, отбирая их среди всех животных. Дед с бабой «приглашают» их к себе в гости и «объясняют» зачем им столько животных. Может, собачка им не нужна? Баба «выгоняет» собачку со двора, дети «спасают» животное, рассказывая, чем будет полезна им собачка.

Игровая задача: помочь животным, рассказав деду с бабой о том, какую пользу приносит то или иное животное.

Общение: воспитатель: «Жалко собачку. Помогите ей. Расскажите деду с бабой, что будет делать собачка». Собачка сама может обращаться к детям за помощью.

Примечание: ирга для среднего и старшего возраста.

Публикации по теме:

«Путешествие на Остров» — итоговое занятие в подготовительной группе. Цель: Закрепление и обобщение полученных-знаний«Путешествие на Остров» — итоговое занятие в подготовительной группе. Цель: Закрепление и обобщение полученных-знаний [I IMG]/upload/blogs/detsad-358058-1555149834.jpg[/IMG] Итоговое занятие по математике (подготовительная группа) Цель:.

Дидактическая игра на закрепление знаний видов бумаги «Посмотри, потрогай, назови»Дидактическая игра на закрепление знаний видов бумаги «Посмотри, потрогай, назови» Чтобы расширить представления детей о видах бумаги я собрала коллекцию образцов видов бумаги, которую можно использовать не только в целях.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Картотека дидактических игр, направленных на закрепление знаний о живой природе
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 16:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
26 января День рождения первой карты России

496 лет назад, 26 января 1525 года, была напечатана первая в истории карта нашей страны – «карта Московских земель». Делали её по «Писцовой карте Руси», составленной, по итогам многих разъездов,...

26 января. День Австралии

Самому маленькому континенту на нашей планете посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про Австралию и познакомить со...

Детский мастер-класс «Подарок маме Татьяне в день ангела» с использованием...
Татьянин день - день ангела всех женщин и девочек с именем Татьяна. В нашей группе тоже есть мамы с этим именем. Детям очень хотелось поздравить своих...
Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»
Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику: украшать ёлочку на...
Конспект НОД по лепке (пластилинография) «Еловая веточка с шишкой» в подготовительной...
Цели : 1. Развивать творческие способности детей. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Развивать внимание, аккуратность, усидчивость. Задачи: 1....