Ирина Четверова
Картотека дидактических игр по лексическим темам «Транспорт. Весна. Цветы. Насекомые» для младших дошкольников
Дидактические игры по лексической теме «Транспорт» для детей младшего дошкольного возраста.
«Дай, что скажу».
Дидактическая задача : закрепить название транспорта, активизировать в речи существительные.
Игровая задача: ребенок дает тот транспорт, что скажет воспитатель.
Игровое правило: найти и дать тот транспорт, который назовут.
Публикация «Картотека дидактических игр по лексическим темам „Транспорт, Весна, Цветы, Насекомые“ для младших дошкольников» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Насекомые. Игры, дидактические пособия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Игры, дидактические пособия с машинками
- Цветы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Игровые действия: поиск того транпорта, который назвал воспитатель.
«На чем мы ездим (плывет, летаем?»
Дидактическая задача : учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами, называть их действия, развивать номинативный и предикативный словарь.
Игровая задача: называть транспорт по иллюстрациям.
Игровое правило: по иллюстрации назвать транспорт и рассказать как на нем передвигаются люди.
Игровые действия: найти транспорт на иллюстрации и назвать глагол, обозначающий действие.
«Назови машину»
Дидактическая задача : учить детей узнавать и называть машины по назначению, формировать умение использовать в речи прилагательные, формировать атрибутивный словарь.
Игровая задача: назвать машину.
Игровое правило: назвать машину, используя прилагательные.
Игровые действия: ребенок называет машину, используя прилагательные.
«Машины разные нужны, машины разные важны»
Дидактическая задача : знакомить детей с разными видами транспортных средств, которые необходимы людям; учить различать их по внешнему виду и правильно называть; знать их назначение и понимать значимость в жизни человека; развивать номинативный и атрибутивный словарь; учить собирать целую картинку из двух частей.
Игровая задача: различать и называть разные виды транспорта, собирать целое из частей.
Игровое правило: называют виды транспорта по иллюстрациям, собирают картинку с изображением транспорта из частей.
Игровые действия: ребенок называет транспорт и собирает картинку из частей.
«Летит, плывет, едет»
Игровая задача: расширять предикативный словарь, развивать умение использовать глаголы в речи.
Игровая задача: рассказать, что может делать данный вид транспорта.
Игровое правило: называют транспорт и рассказывают, что он может делать.
Игровые действия: ребенок показывает, называет транспорт и используя в речи глаголы, рассказывает, что он может делать.
«Назови часть целого».
Дидактическая задача : учить детей наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).
Игровая задача: называть часть целого.
Игровое правило: показывают и называют части транспорта.
Игровые действия: педагог предлагает детям рассмотреть картинку, назвать, что изображено, а потом перечислить все части, из которых состоит данный транспорт.
«Автомобиль из геометрических фигур»
Дидактическая задача : развивать воображение, творческое мышление, комбинаторные способности детей.
Игровая задача: собрать автомобиль из геометрических фигур.
Игровое правило: из геометрических фигур собирают автомобиль.
Игровые действия: педагог предлагает детям, используя геометрические фигуры, «построить» автомобиль, трактор, самолет, лодку, велосипед и др. виды транспорта, использовуя карточки с образцами.
Дидактические игры по лексической теме «Весна» для детей младшего дошкольного возраста.
«Приметы весны».
Дидактическая задача : уточнить представления детей о приметах весны, активизировать номинативный и предикативный словарь.
Игровая задача: назвать приметы весны.
Игровое правило: выбрать картинки с изображением весны и назвать приметы весны.
Игровые действия: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только явления весны, называет их.
«Весенняя полянка».
Дидактическая задача : формировать словарь существительных и прилагательных, упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
Игровая задача:
Игровое правило: называние прилагательного в нужной форме.
Игровые действия: поймать мяч и повторить слово, названное воспитателем, а затем слово «весенний» в нужной форме.
«Когда это бывает».
Дидактическая задача : формировать знания детй о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание.
Игровая задача: сказать когда это бывает.
Игровое правило: рассказывает о своей картинке и отгадывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока не отгадают.
Игровые действия: загадывание и отгадывание картинок. Вращение
стрелки.
«Какой? Какая? Какое?»
Дидактическая задача : пополнять словарь детей прилагательными.
Игровая задача: называть какой? какая? какое?
Игровое правило: подбирать прилагательные к существительным.
Игровые действия: подбирать прилагательное к существительному, названному воспитателем.
Дидактические игры по лексической теме «Цветы» для детей младшего дошкольного возраста.
«Угадай цветок».
Дидактическая задача : учить детей по описанию находить знакомые цветы на иллюстрациях.
Игровая задача: отгадать цветок.
Игровое правило: слушать описание и найти цветок на картинке.
Игровые действия: воспитатель описывает цветок, дети находят его на картинке, показывают и говорят, как называется.
«Какого цветка не стало».
Дидактическая задача : закреплять название цветов.
Игровая задача: отгадать какого цветка не стало.
Игровое правило: внимательно рассмотреть картинки с изображением цветов и после того, как воспитатель спрячет одну, отгадать какого цветка не стало.
Игровые действия: рассматривание картинок, а потом отгадывание какого цветка не стало.
«Найди такой же».
Дидактическая задача : учить сравнивать цветы, находить в них признаки сходства и различия, развивать наблюдательность.
Игровая задача: найти такой же цветок.
Игровое правило: тот, кто нашел такой же цветок, должен сказать об этом воспитателю.
Игровые действия: поиск одинаковых цветов по сигналу воспитателя.
«Собери цветок».
Дидактическая задача : упражнять детей в составлении целого цветка из частей (стебель,листья, цветок); пополнять номинативный и атрибутивный словарь детей.
Игровая задача: собрать цветок.
Игровое правило: собрать цветок из частей.
Игровые действия: найти части и собрать цветок из частей.
«На какой цветок села бабочка».
Дидактическая задача : формировать умение детей правильно называть цветы, развивать, память, речь.
Игровая задача: назвать название цветка, на который села бабочка.
Игровое правило: найти и правильно назвать название цветка, на который села бабочка.
Игровые действия: дети ищут тот цветок, на который села бабочка и правильно его называют.
Дидактические игры по лексической теме «Насекомые» для детей младшего дошкольного возраста.
«Найди лишнего».
Дидактическая задача : учить детей замечать ошибки и устранять их, объясняя, почему так сделали. Пополнять номинативный словарь названиями насекомых. Развивать наблюдательность, речь.
Игровая задача: найти лишнего.
Игровое правило: найти иллюстрацию с изображением не насекомого, объяснтить почему это изображение лишнее.
Игровые действия: дети находят среди иллюстрации с насекомыми называют их, далее находят иллюстрации с другим изображением, объясняя почему это здесь лишнее.
«Кто что умеет делать».
Дидактическая задача : расширять и активизировать предикативный словарь.
Игровая задача: рассказать кто что умеет делать из насекомых.
Игровое правило: назвать действия насекомых.
Игровые действия: рассмотреть картинку, назвать насекомого и рассказать какие дейстия умеет делать (летать, прыгать, жужжать и т. д.).
«Для чего это нужно».
Дидактическая задача : расширять и активизировать словарь детей. Пополнять знания детей о насекомых, учить правильно называть насекомое, части его тела и их предназначение.
Игровая задача: рассказать для чего это нужно.
Игровое правило: рассказывать для чего необходимы некоторые из частей тела.
Игровые действия: назвать насекомого, части его тела и для чего они неоюходимы (крылья – летать, лапки – ползать и т. д.).