Картотека дидактических игр по ОБЖ (средний возраст)

Наталья Пустовалова
Картотека дидактических игр по ОБЖ (средний возраст)

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО

ОБЖ

(СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНА-КОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ

БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.

Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагается осуществлять их накопление, углубле-ние и систематизацию в основном через дидактические игры.

Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем: каждый ребенок максимально ак-тивен; имеется возможность дифференцированно осуществ-лять уточнение и систематизацию знаний детей (в зависимости от их наличного уровня, поскольку игры проводились с под-группой (от 2 до 8 человек) или индивидуально; поддержание устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.

Подобранные дидактические игры дают возмож-ность: познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы; сформировать представления о мерах предосторожности, о способах без-опасного поведения; познакомить с необходимыми действия-ми в случае опасности.

При этом активно развивается внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок, поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизиру-ет их психические процессы. Положительная оценка со сторо-ны игрового персонажа и взрослых позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; вос-питывать чувство взаимопомощи.

Материал:

- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;

- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человеч-ками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»

Задачи: закреплять представления об источниках опас-ности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки).

Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отво-рачивается и считает до 3—5 (при необходимости до 10, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы по-ощряются призами.

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»

Задачи: расширять представления детей о правилах безопас-ного поведения в быту; развивать внимание, память; воспиты-вать чувство сотрудничества.

Материал:

* четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, уши-ба руки и пожара;

* картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он по-очередно поднимает картинку с изображением предмета. Участ-ники должны догадаться, к какой травме может привести непра-вильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

«ДОМИК УЛИТКИ»

Задачи: обобщать представления детей о правилах без-опасного поведения; развивать охранительное самосозна-ние; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило: соблюдать очередность.

Материал: игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домаш-него обихода; фишки; кубик.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обра-щения с этим предметом.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользова-ния карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал: листы с изображением контуров предметов (из то-чек).

Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опа-сен данный предмет.

«УБЕРИ НА МЕСТО»

Задачи: закреплять представления о правилах без-опасного поведения, формировать знания о том, что для без-опасности все предметы надо убирать на свои места; раз-вивать наблюдательность, внимание; воспитывать жела-ние соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изоб-ражением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.

Варианты.

* На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место.

* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».

* То же в игровом уголке.

«ТАК И НЕ ТАК»

Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от не-опасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал:

* 2 карточки — с красным и с зеленым кружком,

* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.

Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую— неопасных (разрешенных).

Варианты:

* индивидуально с воспитателем,

* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Примерное содержание картинок: ребенок сидит, читает, смотрит те-левизор, играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу, играет на балконе и т. п. по всем видам опасных ситуаций.

Вариант: «МОЖНО — НЕЛЬЗЯ»

(с использованием фотографий детей).

В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бы-товую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосто-рожности. Кроме того, данный прием выступает в ка-честве своеобразного «мостика» от знаний к форми-рованию умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную ситуацию, утвержда-ется в нормах (правилах) безопасного поведения. Для этого можно попросить некоторых родителей сфото-графировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заг-лядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т. п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нель-зя» дети с удовольствием будут рассматривать и об-суждать (и без участия взрослых).

«СТО БЕД»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуаци-ях, которые могут произойти дома, учить правилам без-опасного поведения в быту; развивать память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изобра-жением вниз. Ребенок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое слу-чилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребенку.

«Я ИГОЛКИ НЕ БОЮСЬ»

Задачи: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчи-вость.

Материал: иголки с нитками, прикрепленные к основанию ко-робки; пуговицы.

Задания: собрать «пирамиду» из пуговиц, нанизывая их на игол-ку с ниткой; собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе ды-рочки пуговиц.

«МЫ - СПАСАТЕЛИ»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в бы-ту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; раз-вивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два — внизу);

* картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;

* набор карточек с изображением тех действий, кото-рые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи: закреплять представления об источниках опас-ности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).

Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

"ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?» (лото)

Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чув-ство сотрудничества.

Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожо-га, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспита-тель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники долж-ны догадаться, к какой травме может привести неправильное об-ращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

«УБЕРИ НА МЕСТО»

Задачи: закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасно-сти все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание со-блюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображе-нием вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.

Варианты. На игровом поле «разбросаны» картинки предметы. Дети по очереди раскладывают их на место. На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».

* То же в игровом угол-ке.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №132» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

Картотека дидактических игр «Маленькие академики»Картотека дидактических игр «Маленькие академики» Дидактическая игра- средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоение любого материала. С помощью игр воспитатель приучает.

Картотека дидактических игр по ПДД для старших дошкольниковКартотека дидактических игр по ПДД для старших дошкольников Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного.

Картотека дидактических игр по экологии для детей 5–6 лет Карточка №1 «Что в корзинку мы берем?». Дидактическая задача: Закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на.

Картотека дидактических игр «Ребенок и окружающий мир» Ребенок и окружающий мир. Дидактическая игра «Кто что любит» Цель: закреплять представления детей о животных – обитателях живого уголка.

НОД «Прогулка в зимний лес» (ФЭМП, средний возраст)НОД «Прогулка в зимний лес» (ФЭМП, средний возраст) Цель: развитие математических способностей детей через дидактические игры. Задачи: упражнять в счете в пределах 5, закреплять пространственные.

Нетрадиционная техника рисования (средний возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Дерево желаний» Образовательные области: - познавательно – речевое.

НОД «Физминутки для глаз» (средний возраст) Задачи: • Развивать умение ориентироваться в пространстве; • Умение действовать по сигналу физ. инструктора; • Группироваться при лазании.

ООД «Путешествие в страну этикета» (средний возраст) Цель: Воспитывать у детей культуру поведения. Задачи: Учить детей поддерживать непринужденную беседу. Продолжать учить говорить не торопясь,.

Праздник 23 февраля (средний дошкольный возраст возраст) Цель: Прививать чувство патриотизма, уважения к мужчинам – защитникам Отечества. Воспитанники, маршируя под «Марш Радецкого полка», выполняют.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по ОБЖ (средний возраст)
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 09:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 апреля. День Спасской башни на МААМ

Эта башня Московского Кремля знакома всем в России и очень многим – в мире. Её куранты – первое, что видит каждый россиянин при встече Нового года. Это самые главные часы в нашей стране. А сама Спасская...

25 апреля. Всемирный день пингвинов

По необычной походке и своеобразному черно-белому оперению можно безошибочно узнать этих птиц. Они напоминают маленьких полноватых людей в смокингах, спешащих на обед. По одной из версий название...

Мой вклад в День Пасхальных яиц на МAAM
Мой вклад в День Пасхальных яиц на МААМ В четверг на Страстной неделе православные вспоминают Тайную Вечерю. В этот день Иисус Христос преподал своим...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Камни и их свойства» в...
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема «Камни и их свойства». Цель. Дать детям представления, что такое камни, из чего они получаются....
Конспект открытого занятия «В деревню к бабушке»
Автор: Жевагина Татьяна Андреевна. основная образовательная программа: «От рождения до школы» Возрастная группа: вторая младшая группа Тема: «В деревню...