Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Игра: «Возьми игрушку»
Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, запоминать названия игрушек, учить действовать в соответствии с их функциональным назначением.
Оборудование: игрушки по количеству детей.
Ход игры: взрослый достает из яркой красивой ко-робки по одной игрушке. Обращается к детям с вопросом: «Что это?» Если дети не называют игрушку, взрослый ставит на стол, обыгрывает ее. Например: «Это мячик, он катится», показывает, как катится мячик. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает». Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.
Публикация «Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Игра: «Мой весёлый, звонкий мяч»
Цель: познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом.
Оборудование: мяч средней величины (диаметр 15 см, мячи разного размера.
Ход игры: взрослый дает ребенку мешочек и просит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, достань игрушку!» После того, как ребенок достанет мяч, взрослый говорит: «Вот какой красивый мяч, мы будем с ним играть!» Показывает ребенку игровые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить. Взрослый играет вместе с ребенком, активизируя выполнение ребенком самостоятельных действий.
Игра: «Мы - садовники»
Цель: знакомить с названиями фруктов, объяснить, что они растут на дереве, замечать внешний вид плодов.
Оборудование: муляжи фруктов
Игра: «Что растет на огороде»
Цель: распространять представление о том, что растет на огороде, замечать внешний вид овощей.
Оборудование: муляжи овощей.
Игра: «Что сажают в огороде»
Цель: учить классифицировать предметы по месту их происхождения.
Оборудование: муляжи овощей.
Игра: «В саду ли в огороде»
Цель: распространять представление о растениях, что растут на огороде и в саду; называть отдельные группы обобщающими словами «овощи», «фрукты».
Оборудование: две корзины, муляжи овощей и фруктов.
Игра: «Вершки или корешки»
Цель: распространять представление о растениях, что растут на огороде - над землей или под землей.
Оборудование: две корзины, муляжи овощей
Игра: «Найди дерево»
Цель: учить детей находить деревья, действуя по вербальной инструкции педагога.
Игра: «Зеленые друзья»
Цель: закреплять и обогащать представления о деревья и кусты, их части (корень, ствол, ветки, листья).
Игра: «Мы - цветочки»
Цель: формировать представления детей о цветах; учить различать цветущие растения по внешним признакам.
Игра: «Домашние животные»
Цель: учить классифицировать домашних животных.
Оборудование: шапочки с изображением домашних животных.
Игра: «Кто живёт в лесу»
Цель: учить классифицировать диких животных.
Оборудование: шапочки с изображением диких животных.
Игра: «Кто, где живет»
Цель: обогащать представления малышей о домашних и диких животных, их бреде обитания.
Оборудование: шапочки с изображением домашних и диких животных.
Игра: «Кто чей?»
Цель: учить малышей правильно называть детей домашних и диких животных.
Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных.
Игра: «Найди и покажи птичку»
Цель: учить детей узнавать и называть птиц.
Игра: «Птичьи голоса»
Цель: учить детей подражать голосам птиц.
Оборудование: карточки с изображением птиц.
Игра: «Найди листочек, который я покажу»
Цель: учить находить и называть листья из знакомых деревьев; вспомнить названия деревьев.
Оборудование: листочки с деревьев.
Игра: «А мы в лес пришли»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о лесе, его обитателях, лесных растениях.
Оборудование: шапочки с изображением диких животных, муляжи ягод, грибов.
Игра: «Найди и покажи птичку»
Цель: учить детей узнавать и называть птиц.
Оборудование: карточки с изображением животных и птиц, шапочки птичек.
Игра: «День - ночь»
Цель: закреплять и расширять знания детей о частях суток, действия людей.
Оборудование: карточки с изображением частей суток, действиями ребенка.
Игра: «Что за чем идёт»
Цель: развивать умение различать и правильно называть части суток.
Оборудование: карточки с изображением частей суток.
Игра: «Когда это бывает»
Цель: учить детей узнавать времена года по их отдельным признакам.
Оборудование: игровое поле и карточки с изображением времён года.
Игра: «Зимние развлечения малышей»
Цель: формировать знания детей о зимних развлечениях малышей и взрослых.
Оборудование: сюжетные картинки.
Игра: «Осень к нам пришла»
Цель: закреплять представления детей о признаках осени.
Игра: «Что нам осень принесла?»
Цель: распространять представление детей о признаках осени и ее дарах, закрепить обобщающие слова «овощи», «фрукты».
Оборудование: муляжи овощей и фруктов.
Игра: «Что сначала - что потом»
Цель: закрепить знания детей о временах года.
Игра: «Мяч передавай, зимнее (весеннее, летнее, осеннее) слово называй»
Цель: распространять представление детей о времени года, активизировать словарный запас малышей.
Игра: «Что лишнее - ладошками хлопай»
Цель: учить детей диференцировать предметы, находить лишний.
Игра: «Соберем игрушки в корзину»
Цель: уточнить обобщающее понятие «игрушки».
Оборудование: корзина для игрушек, игрушки разные по размеру, другие предметы.
Игра: «Что это и для чего»
Цель: учить узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение.
Оборудование: мячи разные по размеру, скакалка, веревка, канат и другие предметы.
Игра: «Что мы одеваем, а что обуваем»
Цель: учить детей употреблять в своей речи слова-обобщения (одежда, обувь); классифицировать одежду и обувь.
Оборудование: карточки с изображением предметов одежды и обуви.
Игра: «Один - много»
Цель: учить детей согласовывать числительное с существительным.
Игра: «Принеси предметы»
Цель: улучшать визуальное внимание и способность отличать предметы друг от друга.
Оборудование: 3 коробки средней величины, 3 пары предметов.
Игра: «Как ходит и поет петушок, как бегает и лает собачка»
Цель: учить малышей овладевать предметно игровой деятельности, развивать кругозор и образное мышление, речи и звукоподражание детей.
Оборудование: игрушки - собачка, петушок.
Игра: «Кто летает?»
Цель: закрепить умение детей классифицировать насекомых по способу их передвижения; обогатить знания о характерных особенностях насекомых.
Оборудование: карточки с изображением различных насекомых.
Игра: «Кто где живет и что ест?»
Цель: закрепить знания о животных, их образ поведения, питания; вызвать желание заботиться о них.
Оборудование: игрушки животных.
Игра: «Мои друзья»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных, их внешние признаки, чем питаются; формировать гуманное отношение к ним.
Оборудование: игрушки или большие картинки с изображением домашних животных и маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.
Игра: «Угадай, что где растет?»
Цель: уточнить знания о названиях растений и место их роста, развивать внимание, сообразительность, память, бережное отношение к растениям.
Игра: «Листочки, цветы, плоды»
Цель: учить детей активно использовать знания о растениях; воспитывать такие качества, как взаимопомощь, доброжелательность, выдержку (чтобы не срывали незрелые плоды).
Игра: «Живое - не живое»
Цель: научить различать объекты и явления живой и неживой природы.
Игра: «Летает, ходит, ползает, плавает»
Цель: закрепить знания об образе жизни объектов живой природы.
Игра: «В лесу, в поле, в саду, на огороде»
Цель: закрепить знания о растениях леса, сада, огорода, луга, используя имеющиеся объекты, учить группировать растения по месту их распространения.
Оборудование: муляжи овощей, фруктов, грибов, ягод.
Игра: «Бывает - не бывает»
Цель: выявить уровень усвоения естественнонаучных знаний детьми и их умение ориентироваться в явлениях природы.
Оборудование: мяч.
Игра: «Найди и принеси»
Цель: учить детей соотносить названия с реальными предметами.
Оборудование: набор мелких предметов, мешочек.
Игра: «Принеси и назови»
Цель: учить детей соотносить названия с реальными предметами.
Материал: разные мелкие предметы, мешочек.
Игра: «Покажи и расскажи»
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Оборудование: предметы, хорошо знакомые детям, мешочек.
Игра: «Отгадай и назови»
Цель: учить детей узнавать предметы на ощупь по характерным признакам;
активизировать в речи слова - названия предметов и действий с ними.
Оборудование: предметы бытового назначения, хорошо знакомые детям, мешочек.
Игра: «Куда что положить»
Цель: учить детей группировать предметы по общему признаку (назначению) : посуда и одежда; активизировать словарь детей названиями отдельных предметов посуды и одежды; познакомить с обобщающими словами «посуда», «одежда», «мебель».
Оборудование: коробка с игрушечными предметами посуды и одежды, а также игрушечный шкаф, поднос.