МААМ-картинки

Картотека дидактических игр по развитию речи

Герр Наталья Анатольевна
Картотека дидактических игр по развитию речи

Игра «Парные картинки»

Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.

1 вариант:

На столе выкладываются картинки. Дается инструкция запомнить место расположения картинок. Затем карточки переворачивают обратной стороной.

Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи» размещена в разделах

Первый участник игры переворачивает одну картинку, называет изображенный на ней предмет и пытается найти парную картинку. Если игрок правильно находит парное изображение, он забирает себе обе картинки. Если переворачивает непарную картинку, то возвращает обе картинки на место. Выигрывает тот, кто соберет больше парных картинок. Начинать игру можно с 6-8 картинок, если ребенок справляется с заданием, количество картинок увеличивается.

2 вариант:

Дети делятся на две команды. Каждой команде раздается одинаковый набор карточек. Дается инструкция найти свою пару по описанию. Ребенок из первой команды старается описать предмет, изображенный у него на карточке. Например: «Красный, круглый, растет на огороде, из него делают вкусный полезный сок». Ребенок из другой команды, у которого на карточке изображен помидор, должен поднять свою карточку и назвать изображенный предмет. Справившиеся с заданием дети, встают в пару.

Игра «Угадай по описанию»

Цели: Развитие логического мышления, расширение объема словаря.

Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (например, фруктов).

Взрослый дает описание фрукта: «Круглое, красное, сладкое». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт, повторяя прилагательные: «Круглое, красное, сладкое яблоко».

Игра с мячом.

1 вариант.

Взрослый бросает ребенку мяч и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Зеленая». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (трава, и возвращает мяч взрослому.

Можно проводить эту игру на конкретную лексическую тему. В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме.

2вариант.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет признак. Детям необходимо к признаку подобрать название предмета: «Что бывает железным?» Дети поочередно предлагают по одному варианту. Побеждает тот, кто остается в игре последним (дает большее количество вариантов).

3 вариант.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет слово: «Яблоко». Ребенок называет признак, названного взрослым слова: «Спелое». Так дети поочередно называют признаки. Тот ребенок, который не сумеет ответить, выбывает из игры. Ребенок, оставшийся в игре последним, становиться победителем.

4 вариант:

Воспитатель произносит начало предложения, бросает мяч ребенку. Ребенок заканчивает начатое предложение.

Летом тепло, а зимой….

Птицы летают, а змеи …

Осенью листья желтые, а летом …

Собака лает, а кошка …

Камень твердый, а пластилин …

Кошка пушистая, а еж… и т. д.

5 вариант:

Воспитатель произносит начало предложения, бросает мяч ребенку. Ребенок заканчивает начатое предложение.

Птицы улетают на юг, потому что…

Мы зажгли свет, потому что…

Дети взяли лопатки, чтобы …

Дети собрали осенние лисья, чтобы … и т. д.

6 вариант:

Воспитатель произносит слово, называя предмет в единственном числе. Ребенок называет множественное число этого слова.

Улитка – улитки

Помидор – помидоры

Ухо – уши

Огурец – огурцы и т. д.

7 вариант: Эхо

Воспитатель бросает мяч и громко произносит слово. Ребенок тихо три раза произносит последний слог.

Петух – ух-ух-ух

Черепаха – ха-ха-ха и т. д.

8 вариант: Более сложный вариант игры «Наоборот»

Воспитатель кидает мяч ребенку и произносит словосочетание из двух слов. Ребенок называет пару противоположных по значению слов.

Слабый мороз – сильная жара

Тихий плач – громкий смех

Поздний вечер – раннее утро

Добрый друг – злой враг

Светлые дни – темные ночи

Ушли рано – вернулись поздно и т. д.

9 вариант

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет три слова. Ребенок выбирает из них два слова «приятеля» (синонима)

Танцевать – плясать – петь

Старушка – бабушка – дедушка

Страх – смех – ужас

Дрова – пламя – огонь

Стучать – звонить – барабанить и т. д.

10 вариант

Взрослый бросает мяч ребенку и предлагает дополнить слово по образцу: Лиса – зверь, аист – птица и т. д. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот). Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

11 вариант

Воспитатель бросает мяч называет три слова. Ребенок составляет предложение по опорным словам.

Корова – луг – трава

Пекарь – торт – кухня

Коля – кепка – полка и т. д.

Игра «Лишнее слово»

Взрослый называет слова, три из которых обозначают признак предмета (цвета, размера и т. д., а четвертое – иной признак. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет свой выбор. Например:

Красный, зеленый, желтый, квадратный.

Длинный, стеклянный, узкий, широкий,

Холодный, железный, бумажный, стеклянный,

Пушистый, гладкий, громкий, колючий.

Игра «У кого какое?»

Ребенку предлагается рассмотреть две-три пары картинок, изображающие одинаковые по названию предметы: платья рубашки, машины. Предметы имеют ряд отличий между собой. Взрослый берет одну картинку, ребенку дается парное изображение. Необходимо по очереди рассказать о своем предмете, точно называя его признаки.

Воспитатель: На моей картинке рубашка.

Ребенок: На моей картине тоже рубашка.

Воспитатель: У меня рубашка с длинными рукавами, Она для осени и зимы.

Ребенок: У меня рубашка с короткими рукавами. Ее носят летом.

Воспитатель: Моя рубашка клетчатая.

Ребенок: А моя полосатая.

Воспитатель: Моя рубашка с одним карманом, расположенном на груди.

Ребенок: У меня рубашка с двумя карманами, которые находятся снизу.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по познавательному развитию 1. Дидактическая игра «Найди ошибку» Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Ход игры:.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей младшей группы ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ». Цель: Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать.

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи Подготовили воспитатели: Фоменко Н. А. Герасимова Т. А. «У кого какой предмет?» Цель: упражнение детей в сравнении двух предметов, одинаковых.

Картотека дидактических игр по развитию речи У кого какой предмет? Цель. Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие словаря: «Лови да бросай.

Картотека дидактических игр по развитию речи в первой младшей группе Мы играем - речь развиваем (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ». Цель. Развивать речевой слух и речевую активность.

Картотека дидактических игр по речевому развитию Карточка №1 «Догадайся, что звучит» Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать. Ход: Воспитатель показывает.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию Картотека дидактических игр Начиная с раннего возраста основное место в сенсорном воспитании детей занимают дидактические игры. Дидактические.

Картотека дидактических игр с использованием предметных картинок для детей третьего года жизни по развитию речи КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Выполнила: Логинова Г. А., воспитатель группы.

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по развитию речи
Опубликовано: 26 сентября 2018 в 20:07
+60Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД