Лучший педагог года

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей от 4–5 лет

Наталья Басина
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей от 4–5 лет

Кто летает

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

- Воробей. - Ворона.

- Пчела. - Стрекоза.

- Божья коровка. - Собака.

- Слон. - Кошка.

- Ракета. - Стол.

- Змея. - Облака.

- Орел. И т. д.

Дай определение словам

Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи для детей от 4–5 лет» размещена в разделах

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой) – веселый, долгожданный

ОВОЩИ

1 «Чудесный мешочек"

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами.

Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет

их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине

овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

2. «Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать

словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или

муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть,

загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и

расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины

загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец).

Круглый, красный (помидор)» и т. п.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей

большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-

либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он

называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты

назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует

картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи

(огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок,

картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи

помидор. А теперь покажи помидорчик».

"Дай действия словам"

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает) – наступает, приходит, радует…

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Где Петрушка?

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на дива, за стол, прячет за шкаф, за диван.

Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.

Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

- тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

С мишкой

Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении

Наглядный материал: медвежонок, кровать

Ход игры:

В: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.

Дети просят мишку употребляя глагол ЛЯГ

Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой

Разговор по телефону

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова : ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

"Поваренок"

Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному

употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные

овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи

или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их.

Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть,

чистить, резать, варить).

ФРУКТЫ

1. Что в корзинке?

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму,

вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их:

«Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко

можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте,

затем пробует его на вкус.

2. Чудесный мешочек» (вар. 2}

Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном

мешке.

Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и

называет его.

3. Соберем фрукты в саду

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в

определенном порядке.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где

растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По

просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном

порядке: «Сна-чала возьми одну грушу, потом много яблок.» и т. д.

4. «Магазин «Фрукты»

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то»,

закрепить названия фруктов, их цвета, формы.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.

Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу

или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет,

его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое

красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!

Разрезанные картинки

Цель: научить составлять целое из двух частей.

Оборудование: картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и "Груша"

(вертикальный разрез, разрезанные на две части.

Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее,

называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую

картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно

предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу

- А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок : «У коровы теленок, а у козы козленок»

Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

"Кому угощение?"

Цель: употребление трудных форм существительных

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова"

Цель: активизация словаря

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

· Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

"Назови части предмета"

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

"Закончи предложение"

Цельупотребление сложноподчинённых предложений

· Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)

· Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу)

· Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)

· Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)

· Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)

· Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)

· Мама пошла на рынок, чтобы. (купитьпродукты)

· Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

"КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА"

Цель игры. Учить детей соотносить глагол с обстоятельствами места, причины (куда? зачем) и образовывать глагол звукоподражанием (пищать).

Ход: Дети выбирают Курочку-Рябушечку, остальные исполняют роль цыплят. Ку рочке на голову надевают шапку. По сигналу водящего начинается диалог. - Курочка-Рябушечка, Куда идешь? - На речку.

- Курочка-Рябушечка, Зачем идешь? - За водой.

- Курочка-Рябушечка, Зачем тебе вода?

- Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат - Пи-пи-пи!

На слова "На всю улицу пищат" дети- цыплята убегают от курочки и пищат: "Пи-пи-пи". Если курочка ловит кого-то, то она произносит: "Иди к колодцу пить водицу". Пойманные дети выходят из игры.

"ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ"

Цель игры: Активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием.

Ход: Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пой манный становится водящим.

ИГРУШКИ

1. «Узнай игрушку»

Цель: уточнение и активизация словаря но теме.

Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.

Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка

красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо

прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно

отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.

2. «Чудесный мешочек» (вар 2)

Цель: закрепить словарь по теме, научить определять игрушки на

ощупь.

Оборудование: игрушки в мешке.

Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на ощупь

и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают

из мешочка.

3, " Назови ласково"

5 "Что не стало? "

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить

зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки.

Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок

называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в

это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая

игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.

6 "Разрезные картинки"

Цель: научить составлять целое из двух частей.

Оборудование: разрезная картинка «Матрешка» (вертикальный

разрез).

Ход. Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения

задания малыш называет игрушку, которая получилась.

7. «Чего не хватает?»

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика

без ниточки.

Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту

часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку

дорисовать недостающую часть.

ОДЕЖДА

1 "Уложим куклу спать"

Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями, рисунком,

цветом.

Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная

кроватка.

Ход. Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок

раздевает куклу а взрослый комментирует его действия: «Сначала

надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять

платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По ходу игры взрослый

должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы:

«Что надо расстегнуть на платье?» Если малыш затрудняется

ответить, взрослый отвечает сам.

2. «Кукла проснулась»

Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, рисунка,

цвета.

Оборудование: кукла на кроватке, комплект кукольной одежды.

Ход. Взрослый демонстрирует ребенку куклу, которая спит на

кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и ее нужно

одеть. Ребенок одевает куклу, а взрослый сопровождает его действия

речью: «Оденем кукле маечку, чистую белую маечку». Для

активизации речи детей взрослый задает ребенку вопросы: «Что ты

надеваешь кукле? Какого цвета маечка?»

3. "Нарядим куклу"

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций

(кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.) . Ребенок одевает ее,

например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы; «Наденем

кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы.

Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый

спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»

"Кто кем был или что чем было"

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем

Кем или чем раньше был:

цыплёнок (яйцом,

лошадь (жеребёнком,

лягушка (головастиком,

бабочка (гусеницей,

ботинки (кожей,

рубашка (тканью,

рыба (икринкой,

шкаф (доской,

хлеб (мукой,

велосипед (железом,

свитер (шерстью) и т. д. ?

Летела корова

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, “трава”. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – “т”, следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего “а”. Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Кто с какими буквами дружит.

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке. " Ребенок говорит:"Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.

Предлоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.

Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

Какая буква выглянула в окошко?

Можно использовать любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с "окошком" любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву "в окошке" (по ее фрагменту).

Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент "в окошке".

Игра развивает пространственное мышление и внимание.

Отвечай быстро!

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т. п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам: Звонкий, быстрый, веселый. (мяч)

высокий, прочный, кирпичный. (дом)

рыжая, пушистая, хитрая. (лиса)

зеленая, колючая, нарядная. (ёлка)

Кто больше?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков, например, мяч. (круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый) Задание детям

1. Кто больше назовет свойств предмета. 2. Кто больше назовет возможных действий с предметом.

Скажи по-другому.

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)

В чем причина?

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт", и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие словаря: «Лови да бросай — цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 1. Цикл игр для развития фонетико-фонематической стороны речи «Светофор» Цель: развивать у детей слуховое внимание. Взрослый дает ребёнку.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста Найди лишнее слово» Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Ход игры.

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе «Волшебные кубики» Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать.

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе Дидактическая игра «Придумай сам» Цель: видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры;.

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей и подготовительной группе «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя.

Картотека дидактических игр по развитию речи во 2-й мл. гр Картотека дидактических игр по развитию речи во 2-й мл. гр. 1. "Что звучит" Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию (закрепление цвета) для детей 3–4 лет Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей 3-4 лет. (на закрепление цвета) Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей 3–4 лет (закрепление формы) Картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей 3-4 лет. (на закрепление формы) Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с.

Картотека дидактических игр по познавательному развитию «Родной край» для детей 4–5 лет Картотека дидактических игр (4-5 лет) 1. «Наш детский сад» Задачи: Продолжать закреплять знания детей о детском саде, о работниках детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей от 4–5 лет
Опубликовано: 15 июля 2019 в 00:28
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД