МААМ-картинки

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера (средняя группа)

Лысенко Екатерина Юрьевна
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера (средняя группа)

Кукла Маша

Цель. Учить детей сравнивать предметы подлине, обозначать словами результат

сравнения (длиннее, короче, равные подлине); моделировать предмет по словесной

инструкции; ориентироваться в пространстве.

Материал. Карточка, счетные палочки : 2 голубые, 3 белые, 4 красные, 4 розовые, 1

желтая, 1 фиолетовая, 1 черная, 1 бордовая.

Описание

Педагог предлагает детям сделать куклу из палочек, диктуя последовательность:

Публикация «Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера (средняя группа)» размещена в разделах

— Положите голубые палочки одну под другой. Это голова куклы. Какие палочки по

длине? (Равные, одинаковые.)

— Из двух белых палочек сделайте бантики.

— Белый кубик — шея куклы. Где он лежит? (Под голубыми.)

— Из двух красных палочек сделайте кофточки, положите палочки одну под другой.

— А теперь сделайте руки из оставшихся красных палочек. Какие красные палочки по

длине? (Равные, одинаковые.)

— Из желтой, фиолетовой, черной и бордовой палочек сделайте юбку. Какие палочки по

длине? Какая из них самая короткая? А бордовая палочка какая по длине? (Самая

длинная.)

— Сколько осталось розовых палочек? (Четыре.) Какие все палочки по длине? Сделайте

из них ноги и туфельки.

— Какое число обозначает розовый цвет? (Число два.)

— Получилась красивая кукла Маша. Кого цвета самая длинная палочка в юбке? А самая

короткая?

— Фиолетовая палочка какая по длине? (Длиннее желтой, но короче черной.)

—А черная палочка какая по длине? (Длиннее фиолетовой, но короче бордовой.)

— Выше бордовой палочки находятся палочки какого цвета?

— Между красной и фиолетовой какого цвета палочка?

— Сколько палочек пошло на юбку? А на кофту?

Зайка

Цель. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами

результат сравнения.

Материал. Карточка, цветные счетные палочки : 4 белые, 4 красные, 4 бордовые, 4

голубые, 1 коричневая и 2 розовые.

Описание

Прочитать стихотворение А. Барто

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до

ниточки промок.

Воспитатель спрашивает у детей, о ком это стихотворение, предлагает детям выложить

зайку из палочек, диктуя последовательность:

— Из двух красных палочек сделайте туловище. Какие они по длине? Какое число

обозначает этот цвет?

— Из белых палочек сделайте голову. Сколько белых кубиков понадобилось для головы?

—А теперь сделайте уши. Какие по длине уши? Какое число обозначает голубой цвет?

— Из двух голубых сделайте передние лапы. С какой стороны туловища они находятся?

— Подумайте, как положить палочки, чтобы зайка сидел? Сколько задних лап у зайца?

— Возьмите самую длинную палочку и положите ее под лапки зайца.

— Из двух бордовых палочек сделайте ножки для скамейки. —Давайте сделаем еще одну

скамейку. Сиденье у нее должно

быть такой же длины, как и у первой. Сделайте у этой скамейки ножки из палочек

розового цвета.

— Что можно сказать о длине скамеек? (Они одинаковые, равные по длине.)

— Какой высоты ножки у скамеек? (Равные по высоте.) Воспитатель просит кого-

либо из ребят прочитать стихотворение про зайку и ответить на вопрос:

— Почему зайка промок под дождем, сидя на этой скамейке? Потому что она была

высокая.

— С какой скамейки зайке было бы легче спрыгнуть? (Со второй, которая ниже.)

Что можно сказать об этих скамейках? Какие они?

Знакомство с палочками Кюизенера

Цель: Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям

сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни

развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.

Материал: набор палочек Кюизенера, кукла.

Описание

Воспитатель обращает внимание детей на куклу Катю, которая пришла в гости. Катя

пришла с подарком, который находится в красивой коробке (набор палочек). Воспитатель

предлагает детям рассмотреть подарок.

Воспитателю необходимо дать детям возможность рассмотреть цветные палочки,

предоставить свободу, необходимую для того, чтобы сориентироваться в

материале.

Наблюдение за тем, как дети играют с палочками, что именно они делают (конструируют,

выкладывают узоры).

Совместно с детьми воспитатель рассматривает палочки, и беседует с ними:

—Какие палочки? (короткие, длинные, большие, маленькие, цветные).

—Сколько палочек? (много).

—Одинакового цвета или разного?

—Какие цвета вы знаете? (дети перечисляют те цвета, которые им знакомы).

Воспитатель предлагает детям собрать палочки в коробку (когда поймет, что дети

наигрались) и поместить ее на полке с играми. Сообщает, что дети в свободное время

могут взять палочки и поиграть с ними. Дети с воспитателем благодарят куклу Катю за

подарок.

Разноцветные палочки

Цель: Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов,

развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету.

Развивать речь детей. Развивать внимание, память, мышление.

Материал: наборы палочек (полосок) Кюизенера, кукла, коробки разных цветов.

Описание

Воспитатель привлекает внимание детей, сообщает, что кукла Катя хочет с ними поиграть

с палочками. Дети вместе с воспитателем располагаются за столом. Воспитатель

обращает внимание детей на цвет палочек :

- Какие палочки по цвету?

- Покажите красную палочку (синюю, зеленую, желтую).

- Возьмите в каждую руку по одной палочке любого цвета, какой нравится, и назовите

цвет палочек.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает название цветов.

Затем кукла Катя приносит разноцветные коробочки, предлагает детям разложить

палочки в коробочки соответствующего цвета (красную палочку в коробочку красного

цвета, синюю в синюю коробку и т. д.). Дети вместе с куклой и воспитателем смотрят

правильность выполнения задания, совместно исправляют ошибки.

Строим дорожки

Цель: Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать,

классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи

слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.). Развивать внимание, память,

мышление.

Материал: наборы цветных палочек или полосок, домики разного цвета (можно вырезать

из картона, силуэты гномиков разного цвета.

Описание

Воспитатель на столе или на ковре располагает разноцветные домики (белый, красный,

розовый, голубой и т. д.). Рассказывает детям, что получила письмо от жильцов этих

домиков — Гномов. В дождливую погоду им трудно пройти к своему жилью. Гномы

просят детей помочь, построить дорожки к домам, но так, чтобы они были одинакового

цвета с домиками.

Каждый ребенок выбирает домик и самостоятельно строит дорожку. Дети (при

необходимости с помощью взрослого) выясняют и уточняют, дорожка какого цвета

получилась, что можно I казать о цвете дорожек и домиков, какая дорожка самая длинная,

самая короткая.

Появляются гномы, благодарят детей, предлагают детям no-inn цевать.

Поезд

Цель: Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности,

приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание,

память, воображение.

Материал: картина с изображением поезда, набор Пвлочек Кюизенера или полосок,

ковролин.

Описание

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с изображением поезда. Беседа по

картине. Что изображено на картине, • пой поезд, из чего он состоит (колеса, вагоны).

Воспитатель уточ няет и дополняет знания детей. Затем предлагает детям построить поезд

из цветных палочек или полосок. Воспитатель выстраивает поезд на ковролине из

цветных полосок (белой, розовой, голубой, синей и т. д.) и объясняет свои действия.

Можно использовать любые комбинации палочек. Дети на столе самостоятельно

выстраивают свои поезда. Затем рассматривают что у кого получилось. Воспитатель

играет с детьми в поезд. Дети выстраиваются друг за другом — они вагончики,

воспитатель во главе - паровоз, и ездят по группе.

Паровоз кричит: «Ду-ду, я иду, иду, иду».

А колеса стучат, а колеса говорят:

«Так-так-так!»

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

Чудесный мешочек

Цель: Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в

различении цветов. Развивать память,

внимание.

Материал: набор палочек, непрозрачный мешочек.

Описание

Воспитатель предлагает детям поиграть, показывает «чудесный мешочек» и сообщает,

что там находятся волшебные палочки.

1. Детям нужно с закрытыми глазами достать из мешочка любую палочку, посмотреть на

нее и сказать какого она цвета.

2. С закрытыми глазами нужно найти две палочки одинаковой (разной) длины. Достать

из мешочка и сравнить: одинаковые по длине палочки какого цвета. Какого цвета разные

по длине палочки. Воспитатель делает вывод и подводит к тому, что одинаковые по длине

палочки — одного цвета, разные по длине палочки — разного цвета.

Найди и покажи

Цель: Упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.

Материал: набор палочек, Буратино (игрушка или картинка).

Описание

Пришел в гости Буратино, он плохо знает названия цветов. Воспитатель предлагает

помочь ему. На столе или на ковре наборы палочек или полосок. Буратино говорит, какие

палочки ему нужны, а дети находят их в наборе.

- Найдите, пожалуйста, не красную палочку (значит, подходят все палочки, кроме

красной).

- Не желтую.

- Не синюю, и т. д.

Спрячь игрушку

Цель: Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий»,

«низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать

палочки по высоте и длине.

Материал: наборы палочек Кюизенера (цветных полосок, мелкие игрушки или силуэты

животных разной высоты (лев, лиса, морж, журавль, слон, носорог, кенгуру, медведь, кро-

кодил, стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?».

Описание

Воспитатель читает детям стихотворение «Где обедал воробей?», беседуют по

содержанию. Воспитатель показывает животных, которые живут в зоопарке.

Рассматривают животных, сравнивают их по высоте. Воспитатель предлагает детям

построить для игрушечных животных свой зоопарк. Для этого каждый ребенок получает

игрушку зверя и строит забор такой высоты, который спрячет его (так, чтобы не было

видно).

Нужно обсудить с детьми, где, за забором какого цвета живет самый высокий зверь,

какой. За каким забором живет самый низкий зверь, кто это и т. д.

Рассматривают заборы-вольеры, какие выше, ниже. Обратить внимание детей на то, что

все «дощечки» в одном «заборе» одного цвета и одинаковой высоты.

Построим заборчик

Цель: Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и

сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять

в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи. Развивающая среда :

наборы палочек Кюизенера, мелкие игрушки.

Описание

Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки на столе, и рассказывает историю:

«Жила-была бабушка. Ее дом находился недалеко от леса. И были у бабушки друзья.

Лошадка возила бабушку за покупками. Коровка, которая кормила ее, давала молоко.

Собачка охраняла дом бабушки. Кошечка ловила мышей. Жили они дружно и весело, но

боялись волка, который жил в лесу. Вокруг дома не было забора, и животные были не

защищены. Они прислали нам письмо и попросили помочь построить забор».

Воспитатель предлагает детям взять наборы палочек. Дети выбирают животных

(игрушки). Воспитатель строит забор для бабушкиного дома из разноцветных палочек, а

дети для животных — из одинаковых по цвету.

Дети совместно с воспитателем рассматривают, что получилось, обсуждают:

—Какие красивые заборчики!

—Из каких палочек вы строили заборчик? Какие палочки использовали? (каждый

ребенок рассказывает о своей работе).

—Какой забор у лошадки? А у кошки? Высокий или низкий?

—Сможет ли спрятаться от волка корова, собака и т. д. ?

—Почему у вас получились такие ровные заборчики? Какого они цвета, размера?

—Посмотрите, какой заборчик у меня. Похож он на ваши? Почему не похож? Чем

отличается?

Воспитатель подводит детей к тому, что палочки одинакового цвета имеют одинаковую

высоту, а палочки разного цвета -разные по высоте.

— Бабушка со своими друзьями будут рады и теперь им не

страшен волк.

Построим мостик

Цель: Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюи-зенера, закрепить понятия

«длиннее», «короче», «одинаковый» (равный) по длине, «шире», «уже». Развивать

умение

сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать воображение, логическое мышление,

речь. Организовать коллективную сюжетно-ролевую игру. Развивать умение

согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.

Материал: наборы разноцветных палочек (полосок, на ковре или на столе изображение

длинной извилистой реки, ширина которой изменяется или превращается в ручейки,

игрушки (машины разного размера, люди, животные).

Описание

Воспитатель располагает игрушки по разные стороны «реки». Предлагает детям

рассмотреть реку и что есть вокруг нее. Обыгрывает ситуацию.

—Машины, люди, животные находятся по разные стороны реки и не могут встретиться.

Как им помочь? Нужно построить мосты.

—Какая река? Во всех ли местах она одинаковая по ширине?

— Какие мосты нужны (в разных отрезках реки?

Каждый ребенок (при необходимости с помощью взросло

го) намечает, в каком месте реки он будет строить мост.

1. Дети подбирают для моста палочки (полоски) соответствующей длины (важно, чтобы

их длина перекрывала ширину реки). Методом проб и ошибок дети находят нужный

стройматериал. После строительства мостов обсуждается, какого цвета каждый из них,

какой длины, какой - короче, длиннее. Почему для ручейка взяли голубую палочку, а для

речки — оранжевую (сравнить по длине).

2. Можно разнообразить игру и предложить детям другой вариант, сложнее. Строят

мосты по ширине палочек (для этого палочки одинакового цвета и длины прикладывают

друг к другу, пока не соединят берега).

— Какие получились мосты? (широкие, узкие).

— Широкие мосты какого цвета? Какого цвета узкие мосты?

Дети с помощью игрушек проверяют, достаточной ли ширины тот или иной мост, сможет

ли проехать машина, автобус, пройти кукла, заяц. По синему мосту (широкому) едет

автобус, по голубому (узкому) через ручей перебегает заяц.

Затем целесообразно для закрепления понятий перейти к самостоятельной игровой

деятельности детей.

Дорожки для матрешки

Цель: Закрепить знание эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить

предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине,

величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Познакомить с такими

понятиями, как «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая», «меньше

чем.», «больше чем.».

Материал: матрешки разного размера (игрушки или силуэты, в сарафанах разного цвета,

наборы палочек или полосок.

Описание

Дети вместе с воспитателем рассматривают матрешек, сравнивают их по величине, по

цвету сарафанов. Например, самая большая матрешка — в синем сарафане, поменьше - в

желтом сарафане, еще меньше - в красном, еще меньше - в голубом, самая маленькая в

белом.

В гости к нам пришли матрешки,

Принесли они полоски.

Воспитатель сообщает детям, что матрешки собираются в лес за ягодами:

Мы — матрешки, вот какие крошки,

А на нас, а на нас разные сапожки.

Не спим, не сидим, в лес за ягодой хотим.

Мы — матрешки, вот какие крошки

Сделай нам, сделай нам

Разные дорожки.

А дорожки - не простые синекрасноголубые,

Каждой матрешке по своей дорожке.

- Возьмите по одной палочке. Какого они цвета?

Воспитатель спрашивает каждого ребенка: сколько у тебя

палочек? (Одна.)

Воспитатель удивляется, делает с детьми открытие: было много палочек, а сейчас одна у

каждого ребенка. Предлагает положить все палочки на стол.

- Сколько вместе палочек? (Много).

- Возьмите палочки обратно. Сколько палочек у каждого из

вас? (По одной)

Воспитатель спрашивает детей: сколько у меня палочек? (ни одной). Берет себе палочку.

- А теперь сколько у меня палочек? Так же, как у вас.

Воспитатель прячет палочку в ладони, чтобы ее не было

видно.

- Сколько у меня в руке палочек? (Одна.)

- А сколько в мешочке палочек? (Много.)

Воспитатель показывает детям красивую маленькую коробочку (коробка меньше

палочки). Предлагает положить в нее палочку (не умещается).

- Сколько палочек в коробочке? (Ни одной.)

Воспитатель вместе с детьми находят выход — поместить в

коробочку какую-нибудь другую палочку. Выбирают, какая палочка уместится. (Розовая.)

Далее дети могут играть самостоятельно, прятать палочки, угадывать, сколько в руке,

объединять их.

Публикации по теме:

«Картотека игр-экспериментов». Средняя группа 1. Разноцветные шарики Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Материалы:.

Картотека дидактических игр (первая младшая группа) .

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игр РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ (ИГРЫ НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ) «УГАДАЙ ИГРУШКУ» Цель: Формировать умение.

Картотека дидактических игр Игра «С кем дружить» Цель: учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие. На доске разместить изображения.

Картотека дидактических игр для активизации словаря и развития связной речи (вторая группа раннего возраста) «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ» Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета. Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо.

Картотека дидактических игр по питанию Витаминный бильярд Цель - учить заботиться о своем здоровье. Познакомить с витаминной ценностью продуктов, с действием витаминов на организм.

Картотека дидактических игр по пожарной безопасности. Старшая группа Картотека дидактических игр по пожарной безопасности в детском саду Разработал воспитатель Мещерякова О. В СОДЕРЖАНИЕ 1.«Раньше.

Картотека дидактических игр с палочками Кюизинера для детей 3–5 лет Сушим полотенца Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине.

Картотека подвижных игр по физкультурным занятиям (средняя группа) Л. И. Пензулаева КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР СРЕДНЯЯ ГРУППА «Найди себе пару» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,.

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» Цель: Образовательная : • познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера (средняя группа)
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 22:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД