Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей второго года жизни

УЛЬЯНОВА МАРТА
Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей второго года жизни

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия у детей второго года жизни.

Речевые упражнения с природным материалом.

На развитие речевого дыхания

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох.

«Одуванчик»

Цель: Развивать речевое дыхание: глубокий вдох и медленный выдох.

Задача: упражнять детей глубокий вдох и медленный выдох.

Материал: цветок одуванчика

Описание:

На прогулке найти одуванчик.

- Посмотри, какой пушистый одуванчик. Давай подуем на него и посмотрим что произойдет.

Взрослый дует на одуванчик и призывает к такому действию малыша.

- Надо сильнее дуть. Чтобы все парашютики полетели, нужно сначала глубоко вздохнуть и медленно выдохнуть.

Взрослый показывает как это делается. Повторять не менее 3-4 раз.

«Подуй на пух»

Цель: Развивать речевое дыхание: глубокий вдох и медленный выдох.

Задача: упражнять детей глубокий вдох и медленный выдох.

На прогулке найти тополиный пух.

- Посмотри, какие пушистики. Давай поиграем в ветерок и подуем на них. Интересно пушинки захотят с нами поиграть?

Взрослый дует на тополиный пух и призывает к такому действию малыша.

- Эти пушинки бросает на землю дерево. Его зовут – тополь.

- Гляди как мой пух долго летит. Потому что я долго на него дую. А твой пушок долго летает? Ой, сейчас твоя пушинка упадет на землю, дуй, дуй скорее. Разлетались пушинки. Пусть покружатся сами.

«Подуй на листок, как ветерок»

Цель: Развивать речевое дыхание: глубокий вдох и медленный выдох.

Задача: упражнять детей глубокий вдох и медленный выдох.

Описание:

- Какой сегодня веселый ветер, ветерок. Посмотри, как он листочки шевелит.

Рассматривание шевеление листочков на деревьях, кустарниках.

- А здесь медленно шевелятся листья. Давай поможем ветерку листочки шевелить. Подуем на них, как ветерок – у-у-у-у. И ты помогай дуть на листочки. Повторы более 3 раз.

- Листики кланяются тебе, спасибо говорят.

Упражнения на развитие слухового внимания.

«Тук-тук палочки»

Цель: Развитие слухового внимания.

Задачи: упражнять в умении различать звук различных предметов.

Материал: палочки деревянные.

Описание:

- Посмотри сколько палочек лежит под деревом. Вот птицы – вороны, сколько нам их набросали. А ты знаешь как они умеют стучать? Давай постучим палочками. Выбирай себе палочку. Я вот эту выберу. А ты?

- Если постучать по горке, как она зазвенит? А по песочнице?

Взрослый вместе с ребенком постукивает по предметам и оборудованию, которое находиться во дворе. Прислушиваются к звуку. Взрослый характеризует его (звонкий, глухой, громкий, тихий).

«Собери большие и маленькие камушки»

Цель: Развивать слуховое внимание.

Задачи: упражнять в умении различать громкость звука.

Материал: камушки, детское ведерко.

Описание:

- Гляди какой я камушек нашла. Давай положим камушек в ведерко.

Взрослый или ребенок бросает его в ведро.

- Что камушек нам сказал? Давай другой кинем и послушаем – бух.

Взрослый подбирает маленький камушек. Дает возможность кинуть в ведро малышу.

- О-о, это камушек тихо говорит - бух.

Бросают большой камушек.

- А этот камушек громко говорит - бух. Давай говорить вместе с камушками.

Ребенок кидает камушки в ведерко, а взрослый произносит – бух – в соответствии величины камушка.

- А теперь я кладу камушки, а ты говоришь вместе с камушками – бух.

«Шум из ракушки»

Цель: Развивать слуховое внимание.

Задачи: упражнять в умении прислушиваться, сосредотачиваться на слуховом внимании.

Материал: морские ракушки.

Описание:

- Какая интересная ракушка. Она переливается. Вся свернулась в трубочку.

Взрослый прикладывает себе к уху.

- Ой, да она шумит. Послушай.

Ребенок слушает (как правило, с первого раза ребенок ничего не слышит, но взрослый настаивает).

- Шумит, шумит. Надо внимательно слушать – ш-ш-ш-ш. Шумит?

- Это волны в море так шумят. Она их повторяет. Скучает, наверное, по своему дому – дну морскому.

«Фасолевый град»

Цель: Развивать слуховое внимание. Активизировать согласные звуки.

Задачи: упражнять в умении четкого произношении глухого звука «п».

Материал: фасоль, пластмассовая емкость.

Описание:

Взрослый сыпет сверху вниз фасоль в тазик или другу пластмассовую емкость, создавая эффект града – аап-аап-аап.

- Что это? Это фасоль она умеет звучать, как град. Поиграй. У тебя получиться такой же звук?

Вместе кидают фасолинки в емкость. Взрослый каждый раз произносит аап-аап-аап. Помоги им попыхтеть. Вместе веселее.

Повторять до тех пор, пока не увидите, что у ребенка начинает снижаться интерес.

«Гороховая капель»

Цель: Развивать слуховое внимание. Активизировать согласные звуки.

Задачи: упражнять в умении произношении глухого звука «п».

Материал: фасоль, пластмассовая емкость.

Описание:

Взрослый сыпет сверху вниз горох в тазик или другу пластмассовую емкость, создавая эффект дождя – Кап-Кап-Кап.

- Что это? Это горох, как дождик сыпется в тазик. Поиграй. У тебя тоже получается дождик!

Вместе сыплют горох в емкость. Взрослый каждый раз произносит Кап-Кап-Кап.

- Скажи сам как дождик капает? Помогай мне делать быстрый дождик – кап-кап-кап-кап. Теперь он успокаивается и говорит медленно – кап-кап-кап.

Повторять до тех пор, пока не увидите, что у ребенка начинает снижаться интерес, но не более 3-х минут.

«Кто тебя зовет?»

Цель: Развивать слуховое внимание.

Задачи: упражнять в умении различать звуки животных, проговаривать звукозаменяющие слова.

Описание:

- Ав-ав. Кто это? (если ребенок не отвечает, то сначала за него отвечает взрослый). Собака, наверное. Где она? Давай ее найдем. Позови ее ав-ав иди к нам.

Зовут и ищут собаку.

- Тяф-тяф-тяф. Кто это собака или щенок? Сейчас мы ее найдем и увидим, кто это. (Ищут щенка и повторяют ав-ав).

Так же можно искать кошку, которая мяучит «мяу» и поет песенки «Мур-р, Мур-р».

«Кто как кашляет?»

Цель: Развивать слуховое внимание.

Задачи: упражнять в умении дифференцировать звуки окружающего мира.

Описание:

- Кх-кх. Кто это кашляет? Наверное, кошка. Как она кашляет?

- А как кашляет собачка? (бабушка, дедушка, папа)

На развитие слухового восприятия и постановки звука по средствам фольклорного материала:

Цель: Совершенствовать восприятие детей ритмического рисунка фольклорного текста.

Задачи пассивного словаря: учить воспринимать интонационную выразительность согласного звука.

Задачи активного словаря: Киса («кх»)

Описание:

Обратить внимание ребенка на гуляющую кошку.

- Посмотри, вот кошка гуляет вместе с нами. Какие у нее лапки. Как она быстро бегает: топ,топ,топ.

- Давай позовем ее к нам? Киса, иди к нам. Зови ее – киса, киса. (попытки ребенка).

- Не идет киса к нам. Тогда мы пойдем к ней.

Идти, держа ребенка за руки, в направлении кошки и читать тест:

Та,та,та,та,та - ритмично

Вышла кошка за кота: - ударное слово - кота

Ходит Кот по лавочке, - смена высоты голоса на слове - ходит

Водит кошку за лапочки; - ласково произносить слово – за лапочки

Топы, топы по лавочке - ритмично – топы, топы

Цапы, цапы за лапочки. – весело – цапы, цапы,

крепко зажать ладони – за лапочки.

- Не догнали Кису. Давай еще позовем ее: Киса, иди к нам. Мы с тобой погуляем, поиграем. Гляди, кисе понравилось с нами играть. Давай еще так же поиграем. (повтор фольклорного текста с выразительным интонированием звуков и слов)

Игра повторяется 4 раза.

Цель: Совершенствовать восприятие детей ритмического рисунка фольклорного текста с движениями рук. Знакомить с игровыми движениями – варить кашу из песка.

Задачи пассивного словаря: подливай, казачка.

Задачи активного словаря: звук «у-у-у»

Описание:

- Какие игрушки мы сегодня взяли на прогулку? У нас есть (перечисление). А вот и кастрюлька, значит, мы сможем сварить кашку и угостить кого-нибудь. Вот совочек. Насыпь песок в кастрюлю. Поставь кастрюлю на «плиту». А теперь будем варить ее да помешивать, чтобы она получилась вкусной, сладкой.

Взять руку с ложкой малыша в свою ладонь и делать круговые движения внутри кастрюли, проговаривая текст:

Гу-ту-ту, гу-ту-ту - медленно, в ритм круговых движений

Вари кашу круту - растянуть слово – кру-у-ту-у-у-у

Подливай молочка, - задорно

Накорми казачка! - весело.

- Вот и каша сварилась. Кого мы покормим. Давай дадим муравью, букашке-таракашке, не забудем про «божью коровку». (Во время перечисления взрослый своей ложкой, беря песок из кастрюли, насыпает его к перечисленным персонажам).

- Давай вместе кормить. Корми муравья. Всех накормили? Вот и кашка кончилась. Вон еще к нам гости идут. Им понравилась наша каша. Давай еще варить.

Игра повторяется, только теперь взрослый говорит, а ребенок самостоятельно выполняет игровые действия с небольшой помощью (по необходимости). (Не торопить действия детей, лучше замедляйте свои комментарии).

- Помогай каше вариться. Давай вместе говорить. (Повторное чтение потешки. Дать возможность проговаривать слоги вместе с вами – не торопиться говорить все самим, подождите голосовых реакций от ребенка)

- Всех накормили. Все нам спасибо сказали. Скажи им «пожалуйста».

«Напоим водицей»

Цель: Совершенствовать восприятие детей игрового фольклорного текста. Поддерживать детскую активность, мимические выражения и жестикуляуию.

Задачи пассивного словаря: активизировать внимание на дифференциацию звуков «с» и «ц», ориентирование в использовании предлогов.

Задачи активного словаря: проговаривание протяжно звук: с-с-с

Описание:

- Мы сегодня взяли с собой воды. Хочешь попить. Кого еще мы напоим? Давай нальем в блюдце, и кто придет напиться, того и напоим. Где наше блюдце?, Найди блюдце в пакете. Молодец. Я буду наливать тебе в кувшин, а ты из кувшина в чашку. Аккуратно лей, тихонечко. Низко опускай кувшинчик, чтобы вода по блюдцу не брызгалась.

Цып- цып, цыплятки, - ритмично (улыбка)

Есть водица в кадке! - задорно (широкая улыбка)

Кто меня боится - вопросительно (брови удивленные)

Тем не дам водицы. – загадочно (мотая головой из стороны в сторону)

Вот бегут цыплятки - весело (улыбка, руки в стороны)

Не боятся кадки! - весело (улыбаясь, качая головой справа налево)

Возле кадки блюдце - указывающее (жест руками)

Все они напьются! - добро, весело (обнимая ребенка).

При желании ребенка игра повторяется.

Публикации по теме:

Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,.

Статья «Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти детей первого года жизни» РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ Т. В. Твердунова СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребенка.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей второго года жизни
Опубликовано: 8 июня 2015 в 14:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас

Наливным спелым яблочкам посвящен народный праздник Яблочный Спас. В этот день благословляется урожай плодов, а природа празднует первые осенины – по поверьям с этого времени год разворачивается от лета к...

18 августа. День географа

Русское Географическое общество, основанное 18 августа 1845 года, существует и сейчас. Почётным председателем этой организации является Сергей Шойгу, а главой её Попечительского совета – Владимир Путин....

Фотозарисовка о прогулке в акванариум в нашем городе
Достаточно недавно у нас в Рязани открыли новую познавательную и интересную выставку морских обитателей. Работая воспитателем, достаточно сложно выбрать...
Фотоотчёт о занятии по нетрадиционной аппликации «Осень в лесу» в подготовительной...
В подготовительной группе я работала со своими ребятами по проекту "Многоликая природа" по нетрадиционной аппликации, где использовали разнообразные...
Картотека загадок по ФЭМП
Загадка-мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего либо. В особенности они полезны для формирования...