Алина Антонова
Картотека игр и упражнений по психогимнастике
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОГИМНАСТИКА
Данные игры помогут:
•улучшить психоэмоциональное состояние ребенка;
•снять психологическую напряженность, снизить мышечное утомление;
•помочь преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе;
•снизить агрессию, страх;
•развить уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним;
•развить коммуникативные способности;
Публикация «Картотека игр и упражнений по психогимнастике» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
•совершенствовать тактильную память;
•совершенствовать умение работать в коллективе;
•повысить сплоченность группы;
•воспитать способности к согласованному взаимодействию;
•формировать вербальные и невербальные средства общения;
•формировать положительные личностные качества в поведении ребенка (общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, инициативности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др);
•формировать положительные эмоции, дружелюбие, умение общаться со сверстниками; взаимопонимание, способность к эмпатии;
•повысить уровень произвольности действий детей, двигательного творчества;
•формировать умение подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных заданий.
1. АРБУЗ
Он большой
Как мяч футбольный!
Если спелый - все довольны!
Так приятен он на вкус
Сладкий сахарный арбуз!
Дети, стоя в кругу, передают мяч друг другу. По окончании слов ребенок, в руках которого оказался мяч, мимикой показывает, какой арбуз – сладкий или кислый.
2. НАСОС И МЯЧ
«Мяч сдутый» - ребенок принимает положение сед, согнув ноги.
«Насос накачивает мяч» - педагог делает соответствующие движения руками, произнося: «с - с – с».
«Мяч становится все больше» - ребенок медленно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх, округляя их.
«Насос прекращает работу» - взрослый делает вид, что выдергивает шланг.
«Мяч снова сдувается» - ребенок медленно садится, опускает руки, выдыхая: «ш – ш – ш».
Вариант: Можно разделиться на пары, выполняя движения в соответствии с полученной ролью. После нескольких повторов дети меняются ролями.
3. СНЕГОВИК
Педагог предлагает детям принять любую позу нарисованного человечка, который убежал с альбомного листа и оказался один в незнакомом дворе и представить следующее:
- «Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем его изобразить».
Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.
- «Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять».
Дети постепенно расслабляются, опускают руки, подставляют лицо солнышку, приседают и «растекаются на полу яркой лужицей».
4. ПОВОДЫРЬ
Педагог объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребенок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга – «поводыря» и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по залу, преодолевая препятствия. Ребенок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.
5. ВИДЕОТЕЛЕФОН
Дети выстраиваются в одну колонну. Педагог тихо называет последнему в колонне какое – либо слово (либо показывает карточку со словом, нарисованным животным или предметом). Замыкающий придумывает как это слово можно передать не вербально (с помощью движений, жестов, мимики). Затем он касается плеча впередистоящего ребенка. Тот поворачивается и наблюдает за действиями «передающего». Когда у второго игрока возникает своя версия, он таким же образом передает ее дальше, придумывая уже свои движения.
По окончании игры следует провести анализ игры и выяснить, где произошел сбой, если до первого игрока версия дошла искаженной.
6. ПЕРЕДАЙ ДВИЖЕНИЕ (НАСТОЕНИЕ)
1. Дети, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывают ему какое – либо движение, действие (причесывается, моет руки и т. п.). Это движение ребенок показывает следующему. И так по кругу до последнего. Новое движение показывает кто – либо другой.
2. Передается настроение (грустное, тоскливое, веселое, сердитое). Первым мимикой, жестом настроение показывает педагог. Дети передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал и что дети ощущали при показе, передачи настроения.
7. РАДИО
Дети садятся, образуя круг. Педагог, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. Подробно описывает чей – то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды. Ее просят подойти к директору. Задача играющих определить, о ком идет речь и назвать имя разыскиваемого. Роль директора может исполнять каждый желающий.
8. ПОКАЖИ СКАЗКУ
Участники объединяются в две подгруппы. В каждой команде игроки договариваются сюжет какой известной сказки будет ими продемонстрирован. Затем они распределяют роли и показывают свое представление другой подгруппе. Зрители просматривают спектакль – пантомиму, после чего пытаются угадать название сказки. Затем актеры и зрители меняются местами.
После представлений можно обсудить свои спектакли, отметить наиболее удачные сценки. Примерные сказки: Колобок, Курочка Ряба, Красная шапочка, Теремок и т. п.
9. ЗЕРКАЛО (ТЕНЬ)
Дети парами встают напротив друг друга. Один из них – «отражение в зеркале», воспроизводит все движения, которые совершает ребенок, смотрящийся в зеркало. Можно выполнять игровые действия с воображаемыми предметами Причесываться, почистить зубы и т. п.). «Зеркало» повторяет их точно, но сохраняя зеркальность отражения.
Вариант: Дети зеркально повторяют за одним водящим все движения.
Эй! Ребята, не зевайте,
А за мною повторяйте!
10. УПРЯМОЕ ЗЕРКАЛО
Педагог предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало – оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает ее и т. д.
Играть можно: - парами, меняясь ролями;
- всей группой, выполняя упражнения «перевертыши»,
причем каждый придумывает свое движение.
11. ПРОРВИСЬ В КРУГ
Ребенка, испытывающего сложности в общении, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.
Цель: помочь проверить себя, преодолеть робость, войти в коллектив.
12. ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ
Две пары детей (не более) встают друг за другом между двумя линиями. Педагог – между парами детей для страховки. Один – падает, другой его ловит. Падающий должен расслабиться, закрыть глаза, не подстраховывать себя.
Цель: развивать уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним.
13. ПОДНИМИ, ПОКАЧАЙ
Ребенок ложится на ковер, расслабляется, закрывает глаза. Педагог поддерживает его подмышки. Дети осторожно поднимают его со всех сторон и легко качают. Педагог спрашивает: «Тебе приятно? Не страшно? Друзья крепко тебя держат и не позволят тебе упасть».
Цель: Дать ребенку понять, что его поддерживают, о нем заботятся.
14. МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ
Ребенок ложится на одеяло. Дети поднимают его, держась за одеяло со всех сторон. Говорят: «Море волнуется раз (шепотом, море волнуется два (громче, море волнуется три (громко)». Ребенок перекрикивает их: «А я не боюсь моря!»
Цель: помочь преодолеть страх, робость, развивать уверенность в себе.
15. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЦА
Дети разбиваются на 2 шеренги, встают лицом друг к другу. Дети 1-ой шеренги закрывают глаза, другой – меняются местами (произвольно) и подходят к 1-ой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедших и называют их имена. ( Условия: дотрагиваться до одежды нельзя).
Цель: развивать коммуникативность, тактильную память.
16. РИСОВАНИЕ НА СПИНЕ
Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка, печатные буквы, другой ребенок должен отгадать, что это.
Цель: развивать тактильную чувствительность, коммуникативность.
17. ПЛАСТИЛИН
Дети разбиваются на пары: один – скульптор, второй – пластилин. Общее задание: например, вылепить кошку. Лепить нужно, осторожно дотрагиваясь до разных частей тела, «перемещая» их в пространстве. Когда задание выполнено, (можно выбрать лучшую кошку, выполнить любую скульптуру по желанию детей.
18. ХУДОЖНИКИ
Каждому ребенку предлагается «нарисовать» с помощью скакалки:
- фигуру по заданию (лестницу, змейку, домик, елочку);
- фигуру на выбор по желанию.
Вариант: 1. На команду выдается одна веревочка длиной не менее 1.5 метра. Выигрывает команда, наиболее Точно выполнившая задание.
2. Можно провести игру в виде эстафеты с передвижением от старта к месту рисования.
19. ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА
Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза и медленно идут к центру зала (к дому). Когда дети приближаются друг к другу, педагог говорит:
«Раз, два, три, четыре – того, кто рядом за руку возьми.
Глаз не открывай, а кто это отгадай»
Дети на ощупь определяют того, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаз
20. ГОРЧИЧНИКИ
Педагог выбирает грустного ребенка и предлагает детям: «Ребята, а где горчичники? Давайте поможем человеку!». Дети, желающие помочь недомогающему ребенку, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти «живые горчичники» начинают «прогревать2 намного эффективнее, чем настоящие, - проявляется эффект эмоциональной отдачи.
21. СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ
Педагог предлагает «поделиться улыбкою своей», подарить тепло своего сердца, направляя светлый горячий лучик одному или сразу всем детям. То же попробовать и с улыбкой, добрый свет которой, направить грустному ребенку.
22. ОСАНКА И МОЕ НАСТРОЕНИЕ
Предложить детям с помощью мимики и осанки изобразить:
1. - уверенного в себе человека, сильного;
- трусливого, слабого;
- веселого, ловкого и т. п.
2. характеры:
- я – Непоседа,
- я – Мямлик,
- я – Шустрик,
- я – Соня.
Предложить детям показать неправильную осанку, а затем продемонстрировать хорошую осанку. Прочувствовать, а затем проанализировать, как в зависимости от настроения меняется и наша осанка.
Цель: эмоциональная регуляция, владение мимикой и влияние ее на наше настроение.
23. ВЫЛИВАНИЕ ИЗ КУВШИНЧИКА
На занятии возникают спорные ситуации… Все садятся по кругу на пятках, играет спокойная музыка. Педагог предлагает следующее:
Давайте представим себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой. Медленно наклоняем голову вниз и «выливаем из головы» то, чего там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу, раздражение. Представим свою голову расписным кувшинчиком из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.
Можно затем предложить детям лечь, расслабиться, ощутить как вода ласкает ноги, какая она нежная и теплая.
24. ИЗ СЕМЕЧКА – В ДЕРЕВО
Педагог- «садовник», дети – «семена». Дети принимают положение сед согнув ноги, наклонив голову и прикрыв ее руками. Садовник «поливает» семена, поглаживая их по голове, следит за ростом. С наступлением теплых дней семена начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки – поднимают руки; растут стебельки – тянутся вверх; появляются веточки с бутонами – руки вытягивают в стороны, пальцы сжимают в кулаки. Наступает радостный момент: бутоны лопаются – дети резко разжимают кулаки – ростки превращаются в цветки. Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем – дети любуются собой, улыбаясь цветам – соседям. Подул холодный ветер – закачались цветы в разные стороны, борясь с непогодой – машут руками, наклоняют голову, туловище. Ветер срывает листья – руки опускаются, цветы клонятся к земле. Выпал снежок – цветы превращаются в маленькие семечки и лежат, укутанные снегом до весны. Педагог обходит детей, ласково поглаживая каждого.