Получи документы

Картотека игр. Игры для развития умственных способностей с использованием конструирования

Будылина Марина
Картотека игр. Игры для развития умственных способностей с использованием конструирования

СДЕЛАЙ КАК Я

Это простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребенка в мир объема и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора: куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед.

На первых порах одновременно используются 2—3, а впоследствии 4 формы. Эта игра только для двоих — для вас и вашего ребенка. Отберите себе и ему по 2—3 одинаковые детали. Затем на столе перед ребенком сложите небольшую постройку. Поставьте детали рядом или одну на другую. Например, куб положите на призму (по типу «домик», а справа или за домом поставьте параллелепипед. Вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм.

Публикация «Картотека игр, Игры для развития умственных способностей с использованием конструирования» размещена в разделах

Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же поставить его детали. Если сразу у него это не получится, не сердитесь, повторите все сначала — игра достаточно сложна для вашего малыша. Попросите его самого построить что-нибудь и сделайте так же. Когда увидите, что дело пошло на лад и ребенок справляется с игрой, можете сами ошибиться, и пусть он вас поправит.

Более сложным вариантом такой конструктивной игры будет «спрятанное» построение, когда ребенок не видит, как вы расставляете детали. Для этого возьмите листок белой бумаги и прикройте то, что собираетесь строить, бумажной ширмой, или попросите малыша крепко зажмуриться, а когда все будет готово открыть глаза. К усложненному варианту переходите, хорошо освоив предыдущий

ШАРИК НА ГОРКЕ

Игра на развитие мышления. Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты. Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование («Чей шарик точнее докатится до черты?»).

Эту же задачу можно предложить более старшим детям, несколько усложнив ее. Можно на пути шарика поставить брусок, а в стороне — небольшие ворота. Перед ребенком ставится задача расположить брусок на пути шарика так, чтобы шарик, ударившись о него, попал в ворота. Эту задачу можно многократно варьировать, меняя угол наклона горки и расположение ворот.

ГОЛОВОЛОМКИ

Составление фигур-головоломок — занятие увлекательное и полезное для развития восприятия и пространственных представлений. Но те игры, которые продаются в магазине, обычно слишком трудны для малыша. Совсем не сложно самим сделать головоломку для дошкольника. Давайте научим его составлять квадрат. Вырежьте из картона несколько одинаковых квадратов и покрасьте каждый из них в свой цвет. Не забудьте закрасить обе стороны. Теперь разрежьте каждый квадрат по-своему: на два треугольника, четыре треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких квадрата и т. д. Головоломка готова. Малыш составляет квадраты, накладывая детали на нарисованные вами контуры.

Задание можно значительно упростить, обозначив внутри контура линии, по которым разрезан данный квадрат. Его можно и усложнить, увеличив количество частей и сделав разрезы несимметричными.

Если контурная схема разреза будет дана в уменьшенном виде, это также усложнит задание. И конечно, таким же образом можно учиться составлять любую фигуру — круг, треугольник и т. д. Варьируйте степень сложности задания, готовьте разнообразный материал — и ребенок будет несколько лет с интересом складывать сделанные вами головоломки.

РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ

Это очень популярная среди дошкольников игра. Не стоит ограничиваться тем, что лежит на прилавках. Попробуйте нарисовать крупный и яркий предмет или несложный сюжет (качество рисунка несущественно, затем разрежьте изображение на несколько частей — и пусть ребенок складывает картинку. Один и тот же рисунок можно разрезать по-разному. Например, чайник, который по вашей просьбе малыш «склеит», будет еще несколько раз «падать» и «разбиваться» на разные осколки. В одном случае картинка будет разрезана по прямой или по диагонали, в другом — соответственно членению предмета (корпус, крышка, носик, ручка, в третьем осколки будут сложной неправильной формы.

МАСТЕРСКАЯ ФОРМ

Устроить эту мастерскую совсем несложно. Потребуются спички с отрезанными головками (или счетные палочки, куски гибкой медной проволоки (или толстые шерстяные нитки) и геометрические фигуры-образцы. Прямолинейные фигуры, такие, как квадрат, прямоугольник, треугольник, ребенок сможет выкладывать из палочек, а округлые, такие, как круг и овал, делать из проволоки. Когда малыш научится мастерить каждую из форм, начните знакомить его с их вариантами. Пусть образцами теперь будут узкий и широкий прямоугольники, треугольники с разной величиной углов и т. п. Делая образцы, заранее убедитесь в возможности изготовления таких фигур из материала, которым располагает ребенок.

РИСУНОК И ПОСТРОЙКА

Это конструктивная игра, развивающая пространственное мышление и воображение. В этой игре ребенок должен научиться соотносить плоскостной рисунок-схему с объемной постройкой, выполненной из деталей строительного набора. Постарайтесь найти небольшой настольный набор, в котором содержались бы все основные объемные геометрические тела: кубы, призмы, параллелепипеды, конусы, цилиндры.

Главное, чтобы размеры деталей позволяли заменять одну фигуру другой или двумя-тремя другими (чтобы куб можно было составить из 2 призм или 2 полукубов, а параллелепипед из 2 кубов и т. д.).

Для игры вам потребуются рисунки-чертежи 2 видов, такие, где на одном был бы изображен только общий контур постройки, а на другом тот же контур детализирован так, чтобы стало понятно, из каких строительных деталей можно ее построить.

Расскажите ребенку, что прежде, чем строители приступают к своей работе, архитектор-проектировщик делает рисунок-чертеж, по которому потом строятся жилые дома, театры, детские сады и т. д. Такими чертежами пользуются и на заводах, где строят самолеты, машины, корабли. Их тоже сначала рисуют, вернее вычерчивают на бумаге, чтобы знать, из чего и как их строить.

Предложите ребенку поиграть в проектировщика и строителя. Сначала дайте ему те детали, из которых можно построить основной домик. Потом покажите контурное изображение, сделанное на отдельном листе, и скажите, что такой домик можно построить по-разному, после чего покажите изображения 3 вариантов домика и попросите построить такие же домики. Если это вызовет трудности, рассмотрите вместе те детали, из которых нужно собрать домики, и чертежи, разложите их соответственно каждому варианту или постройте дома сами и объясните ребенку, какой дом по какому чертежу сделан. Пусть малыш построит один из домов, а в пустом контуре прочертит линиями, из каких деталей состоит этот дом. Можно предложить ребенку начертить другие варианты дома, однако общий контур в начале игры должен рисовать взрослый.

После того как дома будут освоены, можно переходить к другим постройкам, используя сначала только готовые рисунки-чертежи. Когда построение по готовому чертежу не будет вызывать затруднений, переходите к более сложному.

Горка, ракета, забор и ворота совсем несложные, и вы легко сможете нарисовать их.

ВЫЛОЖИ САМ

В этой игре ребенок научится анализировать форму предметов. Дайте ему контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур.

Сделайте игру подходящей по сложности для вашего ребенка. Если на контуре-образце внутренними линиями показать, как составлять картинку, решить задачу будет намного легче.

Если сделать образец не в натуральную величину (по размеру фигур, а мельче, задача усложнится. Ее сложность зависит и от того, какое количество фигур дают ребенку: если их больше, чем необходимо, ему придется отбирать нужные.

Игра пройдет интереснее, если в ней будут участвовать несколько человек. Образцы можно расположить на листе картона по кругу, в центре которого на стержне укреплена вращающаяся стрелка. Один из участников игры будет крутить стрелку, другой — выкладывать изображение, на которое она указала. Хорошему игроку можно дать новое задание — придумать, как выложить какой-нибудь предмет.

СОБЕРИ ПИРАМИДКУ

Эта игра развивает образные представления ребенка. Казалось, вы уже давно распростились с этой игрушкой и, может быть, выбросили ее как ненужную. Тогда придется купить заново обычную большую пирамидку, состоящую из 8 колец разного размера, основания и верхушки. Кроме того, вам потребуется приготовить 5—7 карточек (из картона или плотной бумаги) со схематическими рисунками разных, на первый взгляд непривычных, вариантов собранной пирамидки.

НАРИСУЙ И ПОСТРОЙ

Это конструктивная игра, развивающая пространственное воображение. Для нее нужны: настольный строительный набор, бумага в клетку, карандаш и линейка. Внимательно рассмотрите строительный набор, который вы купили ребенку, и отберите для начала игры те детали, размеры которых позволяют заменять одну другой или двумя другими.

Поставьте эти детали на столе перед ребенком и попросите его сначала нарисовать то, что он будет строить. Удобнее всего рисовать на листе бумаги в клетку, на нем легче изобразить квадрат или прямоугольник. Покажите ребенку, как пользоваться линейкой, чтобы линия была ровная. Ваша просьба нарисовать то, что будешь строить, может оказаться достаточно трудной, малыш или не нарисует ничего, или нарисует одно, а построит другое. Тогда на помощь вам придет готовое схематическое изображение — рисунок какой-нибудь простой постройки в виде того же контура, в которому линиями отмечено, какие детали как укладывать.

Объясните ребенку назначение рисунка-чертежа: это и нарисованный замысел, и план его построения. Сначала лучше предложить ребенку несколько готовых детализированных изображений постройки, пусть он подберет детали, которые на них указаны, и построит то, что нарисовано. Затем дайте ему контурные изображения тех же конструкций и скажите, что теперь он сам должен подумать и нарисовать внутри контура, как еще можно сделать такую постройку — из каких других деталей. Помогите ему в этом. Когда ребенок достаточно свободно будет располагать внутри предложенного вами контура детали в разных вариантах и комбинациях, можно переходить к самостоятельным творческим замыслам. Скажите малышу, что он не просто строитель, а архитектор и должен спроектировать то, что будет строить, т. е. изобразить свой замысел на бумаге. И пусть он сам от начала и до конца нарисует свою будущую постройку (чтобы ему было легче, положите перед ним ограниченное количество деталей). Проверьте вместе правильность нарисованного и построенного, соответствие одного другому. Постепенно можно переходить к более сложным архитектурным сооружениям с большим количеством деталей, но не торопитесь — эта игра до самой школы. Вот несколько готовых изображений построек, глядя на них, вы сможете придумать и нарисовать свои.

ИГРА В ТРИ КУБИКА

В этой игре действительно используются только три детали, но называются они, конечно, не «кубики», а совсем по-другому. Если вашему ребенку известны правильные названия, он, без сомнения, сможет точно сказать, какая деталь в какой конструкции использована. Но самое главное в этой игре — не назвать детали, а построить из них то, что я предложу.

Добавим еще одно условие. Вы, наверное, знаете, что по чертежу, на котором дан только вид спереди, можно создать разные постройки. Предложите ребенку подумать, какую деталь можно заменить другой, сохранив общий план и контуры конструкции. Постарайтесь найти все варианты. Уверена, вы отыщете их даже больше, чем я предполагала. Но помните, что кубиков на каждой картинке только три.

Усложним задачу, дав ребенку только контурный чертеж. При этом, конечно, появляется и значительно большая свобода выбора увеличивается и число возможных конструктивных решений. Мой вам совет: перерисуйте контурный чертеж и попробуйте сначала его уточнить, прорисовав положение каждой детали так, чтобы было видно, где какая деталь стоит. А потом стройте.

Разнообразных вам вариантов!

«Угадай-ка»

Детям предлагаются чертежи -развертки и строительные детали (от3 до 7). Ведущий выбирает деталь, участники подбирают к ней чертеж и объясняют, почему именно он подходит. Кто угадал большее число раз, тот и выиграл.

«Путаница»

Детали и их чертежи перепутались. Надо вернуть каждую из деталей на свое место. Можно предложить детям самим придумать и нарисовать задания для игры.

«Раз, два, три – фигуру покажи»

На столе разложены строительные детали и плоские фигуры. По команде «1,2,3 – кирпичик покажи» играющие быстро показывают деталь или плоскую фигуру. Игру можно усложнять, добавляя к названию цвет, размер детали или фигуры. Кто показал правильно – получает фишку. У кого больше фишек – тот и выиграл.

«Тайны старой шляпы»

Для игры понадобится старая шляпа и бумажки, на которых будут написаны девизы для гербов. Рыцари, города и целые государства всегда имели свои гербы. Герб – это отличительный знак с изображением фигур и предметов, которым придавалось и придается символическое значение. Очень часто на гербах бывали короткие надписи – девизы, тоже выражавшие исторические традиции владельца. В старой шляпе лежат бумажки с девизами. Девизы могут быть самые разные: «Храбрость», «Сила», «Ум», «Отвага и честь». Каждый вытаскивает себе девиз и сначала придумывает и рисует герб, который украсит ворота или башню замка, а уж потом чертит и строит приличествующий ему замок. Хорошо бы потом нарисовать и его обитателей.

«Замки карточных королей»

В картах есть дамы, валеты и короли – у каждого может быть свой замок и свой герб. Какие они, герб и замок? Нарисуйте гербы и постройте замки карточным королям и дамам.

«Мой герб и мой замок»

Придумайте себе девиз и нарисуйте герб. А когда герб будет готов, начертите и постройте свой замок.

Б. П. Никитин "Интеллектуальные игры".

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула нас на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Получая части квадрата и задание "сложи квадрат", малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и По степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы "ледокола" надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишним подсказку и объяснение.

Как сделать игру игру:

Приготовьте цветной картон. Аккуратно разрежьте квадраты 80:80мм на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец — квадрат № 1 (СК-1).

Квадраты, изображенные на рис. 28—29, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.

Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать 23 разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в 23 цвета, да и обрабатывать пластик труднее. Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2-4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте под тем же номером, что и квадрат. Таким образом, у вас получится 85 кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить 24 квадрата. При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.

Как играть

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучи кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит разрешить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти "задачки" несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.

Так постепенно малыши решают эти "задачки" : сегодня удалось сложить только квадрат СК-2, а через два дня СК-3 и СК-4. А потом несколько раз подряд ни одного нового квадрата сложить не удалось, и игру "забыли" на неделю или даже больше. Вернувшись к ней, малыш сможет не только справиться с первыми, когда-то им решенными задачами, но и шагнуть значительно дальше.

В игре "Сложи квадрат" нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых — исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.

Усложнения в игре вводятся примерно в такой последовательности:

1. Сначала дать только образец СК-1 и конверт с квадратом СК-2. Сможет ли малыш достать их сам из конвертов и уложить рядом вплотную? Если он различает цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Пусть ребенок сам достает из конвертов кусочки квадрата, сам переворачивает их лицевой стороной вверх, сам подбирает куски одного цвета (тона, сам вкладывает квадрат. После игры он сам может уложить куски квадратов в конверты или пакеты.

2. Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1—2 новых (но можно предложить и 8—10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится) и укладывая в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук).

3. Можно предварительно смешивать кусочки от нескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша была необходимость рассортировать их сначала по цвету на кучки; а складывают квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.

4. "Злая фея" смешала в одном пакете 5—10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в кучки по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут делать развитые малыши уже с 2,5—3 лет, т. е. со времени, когда они начинают считать и узнавать цифры. Цифры им попадаются и в других играх, и если у взрослых нет боязни, что это "непосильно", что знание цифр "превышает возрастные возможности", и взрослые будут обращаться с цифрами, как со всеми другими словами и понятиями, то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п.).

5. Примерно с 4 лет и старше можно давать уже самый сложный вариант — разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, куски которых какой-то "неряха" свалил в кучу и перепутал. Тогда понадобится и коробка размером 85х85 мм, куда их укладывают один на другой. Порядок складывания можно иногда изменять: один раз начинать с № 1, 2, 3, 4 и т. д., а в следующий раз начинать с конца, т. е. № 24, 23, 22 и т. д., чтобы наверху оказался целый квадрат С К-1. Если к этому времени еще будут оставаться "труднющие квадраты", не поддающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт или, судя по обстановке, добавлять к тем, что лежат вместе.

6. В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата. Цвет тогда может служить только для контроля или вообще "не играть". Их даже складывать в квадраты можно номерами вверх.

7. Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание "на время". Для этого договоритесь о правилах. Например, перед началом ребенок готовит для себя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает. Только по команде судьи "На старт! Внимание! Начали!" можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты. Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой. Улучшая каждый раз свой "рекорд", т. е. сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрым и расторопным. А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования со всеми спортивными атрибутами.

8. И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение — придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся 24. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а ведь можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т. д. и т. п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и детей, и взрослых. Сколько новых "квадратов-головоломок" еще можно создать!

Публикации по теме:

Картотека «15 игр для развития ребёнка» 1 МНОГО-МНОГО Взрослый спрашивает, как называется «много-много коров», ребёнок отвечает. Если ребёнок не знает, ответ даёт взрослый. Примеры:.

Картотека игр для развития мелкой моторики I. Игры с грецким орехом 1. Здороваемся с орешком – крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. 2. Побежал наш орешек.

Картотека игр для развития речевого слуха МБДОУ детский сад «Морячок» 1 младшая группа «Золотые рыбки» Картотека игр для развития речевого слуха Создала воспитатель:Климова.

Картотека игр для развития высоты голоса МБДОУ детский сад «Морячок» 1 младшая группа «Золотые рыбки» Картотека игр для развития высоты голоса Создала воспитатель:Климова.

Картотека игр для развития эмоционального интеллекта Картотека игр для развития эмоционального интеллекта. Каждую минуту мы ощущаем какие-то эмоции. Они влияют на наше поведение, помогают понимать.

Картотека игр и упражнений для развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности Уважаемые коллеги! Предлагаемый Вашему вниманию практический материал, представленный в виде комплекса игр и упражнений для развития творческих.

Картотека игр и упражнений для развития речи дошкольника Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Познавательная сказка как средство развития умственных способностей дошкольников Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь её отгадать. Я березку качну, Я тебя подтолкну, Налечу,.

Опыт работы «Развитие умственных способностей дошкольника путем использования развивающих игр и задач» Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства, т. к. огромные потенциальные возможности.

Самоанализ работы по теме «Создание условий для развития творческих способностей детей в процессе конструирования» МДОУ Детский сад № 27 «Матрёшка» Самоанализ работы по теме: «Создание условий для развития творческих способностей детей в процессе конструирования».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр. Игры для развития умственных способностей с использованием конструирования
Опубликовано: 26 июня 2018 в 15:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД