Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи

Ирина Кузнецова
Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи

Игры по словообразованию.

«Назови ласково».

Цель: учить детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Содержание игры:предлагаем ребенку называть ласково все те предметы, которые мы будем называть (огурец-огурчик, пенал-пенальчик).

«Два брата ИК и ИЩ»

Цель: учить детей образовывать слова от заданных с помощью суффиксов ИК и ИЩ.

Содержание игры: предлагаем поиграть в страну гномов, где живут слова с суффиксом ИК, и страну великанов, где живут слова с суффиксом ИЩ. Называем слово, а ребенок, по нашей просьбе, путем прибавления определенного суффикса, образует новые слова (дом-домик-домище, нос-носик-носище).

«Найди родственника»

Цель: учить детей образовывать родственные слова от заданных.

Содержание игры: называем слово, и просим ребенка подобрать похожие слова.

Яблоко- яблочко, яблоня, яблочный; вишня – вишенка, вишневый;

«У кого кто?»

Цель: учить детей образовывать от данных слов единственное и множественное число имен существительных.

Содержание игры: предлагаем ребенку назвать, как, к примеру, называется птенец утки? А много птенчиков? (утка-утенок- утята и т. д.)

Игры по словоизменению .

«Один-много».

Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных при помощи окончания -Ы.

Содержание игры: предлагаем ребенку поиграть, говоря, что «я буду называть один предмет, а ты много» (стол-столы, ваза-вазы)

«Что я имею ввиду»

Цель: учить детей подбирать к прилагательному существительное в нужном роде.

Содержание игры: спрашиваем ребенка: про какой овощ можно сказать, что он «красный»? «твердый»? «сочный»?

«Подбери признак»

Цель: учить детей подбирать прилагательное к существительному в определенном роде.

Содержание игры: спрашиваем у ребенка: куртка (какая)- красная, теплая, зимняя…

«Что я загадала?».

Цель: учить детей изменять слова по падежам.

Содержание игры: детям предлагается отгадать загадки, и потом ответить на вопросы.

Что это у Галочки? Чем мы ловим рыбу?

Ниточка на палочке. У кого удочка?

Палочка в руке, Палочка где?

Ниточка в воде. (удочка) Ниточка где?

Игры на развитие падежного управления.

«Закончи предложение». (родительный падеж)

Цель: учить детей выбирать слово в нужной грамматической форме и подставлять его в предложение, чтоб оно было логически законченным.

Содержание игры: ребенку дается карточка, где написаны предложения, в которых пропущены слова. В эти пропуски нужно подставить слова написанные в скобках. Следим, чтоб ребенок подставил слово в нужной грамматической форме.

Налей мне стакан горячего___ чаю

Тебе ___или кофе? Чая

«Кто кому?» (дательный падеж)

Цель: учить детей понимать грамматические конструкции с употреблением дательного падежа.

Содержание игры: на карточке написаны предложения, отражающие какое-либо действие. Ребенок прочитывает предложение, осмысляет его и отвечает на заданный вопрос.

К Ване приехала бабушка. Кто хозяин?

Наташа написала письмо подруге. Кто получил?

Наташа читает письмо Веры. Кто посылал?

«Вставка» (винительный падеж)

Цель: учить детей по окончанию существительного определять какой предлог пропущен.

Содержание игры: перед ребенком карточка с предложениями, где пропущены все предлоги. Ребенку предлагается вставить в пустые клеточки предлоги, чтоб получилось связное предложение.

Как ___воду глядел.

А он и ___ус не дует.

«Собери пары» (творительный падеж)

Цель: учить детей соотносить предметы между собой, и использовать в речи творительный падеж.

Содержание игры: картинки с изображением предметов распределяются в два столбика. К картинкам из первого столбика нужно подобрать картинки из второго столбика и соединить их линиями. Устно составляются предложения, отвечающие на вопрос: «Что чем выполняют?» (письмо пишется ручкой, гвоздь забивается молотком)

«Исправь ошибку» (предложный падеж)

Цель: учить детей находить ошибки в употреблении предлогов предложного падежа и исправлять их.

Содержание игры: ребенок читает предложения. Нужно найти ошибки в употреблении предлогов В и НА, и исправить их.

Суп варят на кастрюле.

Мы живем в пятом этаже.

Игры, направленные на согласование частей речи.

«Веселый счет»

Цель: учить детей согласовывать числительные 2 и 5 с существительными.

Содержание игры: предлагаем ребенку посчитать.

Одно яблоко, два яблока…. пять яблок. И т. д.

«Один-одна»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными ОДИН и ОДНА

Содержание игры: перед ребенком выкладываются карточки, где нарисованы предметы (одна машина, одна дорога, один лист, один мяч и т. д.). Просим ребенка закрывать фишками картинки, называя их.

«Назови цвет»

Цель: учить детей согласовывать существительные с прилагательным в роде и числе.

Содержание игры: просим ребенка назвать морковь (какая, огурец (какой)

[b]«Зоопарк»[/b]

Цель: учить детей согласовывать слова по падежам.

Содержание игры: перед ребенком выкладываем картинки с животными и спрашиваем: Кто с кем дружит? Чем их угощают? Кого быты хотел иметь дома?

Публикации по теме:

«Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ЗПР» Дети с задержкой психического развития испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным.

Формирование лексико-грамматической стороны речи по теме «Весна» Консультация для родителей «Назовите весенние месяцы» Март, апрель, май «Ответь на вопросы» 1. Почему весной тает снег? 2. Почему весной.

Картотека игр на развитие лексической стороны речи Игры на развитие обобщающих понятий. «Назови одним словом». Цель: учить детей подбирать обобщающее слово к предметам одной лексической.

Презентация «Логопедическое пано, как основа развития лексико-грамматической стороны речи» В работе с данным многофункциональным логопедическим панно «Развивающий планшет» используются игры направленные не только на развитие грамматического.

Народный фольклор как средство формирования грамматической стороны речи младших дошкольников Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются.

Работа над совершенствованием грамматической стороны речи в соответствии с ФГОС Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи «Зима. Зимние забавы» Консультация для родителей. Отгадайте загадку Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой) Назовите зимние месяцы.

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет по теме «Инструменты и материалы» Консультация для родителей Назовите предметы, одним словом: Топор, пила, лом, долото, игла, метла, кочерга, лопата, отвертка, гвоздь Какие.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет «Зимующие птицы» Консультация для родителей Назовите зимующих птиц, которых вы знаете: Каких ещё зимующих птицы вы знаете? Зимой холодно и голодно нашим.

Задания на развитие лексико-грамматической стороны речи «Овощи» Назови признаки овощей: (по форме, по цвету, по размеру, на вкус) Огурец - длинный, хрустящий, сочный, зелёный, вкусный Помидор.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Лето
Автор публикации:
Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи
Опубликовано: 8 мая 2018 в 09:46
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Родительское собрание в старшей группе «Вот и стали мы на год взрослей....
20 сентября 2019 года в старшей группе «Почемучки» МДОУ № 15 г. Тейково прошло организационное родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». Этап...
Фотоотчет тематической недели с 16.10 по 20.10.2019 г «Профессии»
В нашей старшей группе с 16 октября по 20 октября текущего года прошла тематическая неделя «Профессии». Цель данной темы была: Расширить представления о...
Конспект ОД по конструированию «Оригами «Царевна лягушка» в старшей группе
Конспект ОД ( образовательная область «Конструирование») Тема: Оригами «Царевна лягушка» в старшей группе Задачи: 1) Образовательная: Формировать...