Папки-передвижки

Картотека игр с использованием песочного стола «В гостях у Песочной Феи»

Татьяна Шитова
Картотека игр с использованием песочного стола «В гостях у Песочной Феи»
▼ Скачать + Заказать документы

«В гостях у Песочной Феи»

Игры-занятия с использованием сухого песка

Воспитатель или психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком – это может быть Песочная Фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира и т. п. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Эту игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как «от её имени» воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Упражнение

«Здравствуй, песок

Публикация «Картотека игр с использованием песочного стола „В гостях у Песочной Феи“» размещена в разделах

Песочная Фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом – песком.

Воспитатель от имени Песочной Феи просит нежно, а потом и сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

1. Ребёнок дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

2. Ребёнок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.

3. Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.

4. Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку («С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка –).

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло – холодно», «приятно – неприятно», «колючее – шершавое» и т. д.

Упражнение

«Песочный дождик»

Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная Фея : «В моей стране может идти необычный песочный дождик, может дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».

1. Ребёнок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого на свою ладонь.

2. Ребёнок закрывает глаза и кладёт на песок ладонь с расставленными пальчиками (само это действие является диагностичным – говорит о закрытости или открытости миру, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение

«Песочный ветер»

Малыши учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку (при помощи трубочки на ладошке мы сдуваем пёрышко, кусочек ваты, бумаги (по выбору ребёнка, а детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок»; можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию могут использовать только психологи, прошедшую определённую подготовку в этом направлении). Ребёнок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребёнок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Упражнение

«Необыкновенные следы»

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

1. «Идут медвежата» – ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

2. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях.

3. «Ползут змейки» – ребёнок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

4. «Бегут жучки-паучки» – ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).

5. «Кракозябла» – дети создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Упражнение

«Узоры на песке»

Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры ( в соответствии с возрастными нормами освоения: малыши начинают с круга, треугольника, квадрата, в дальнейшем это прямоугольник, овал). Можно использовать нарисованные образцы простые и сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребёнок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры – взрослый рисует на доске, даёт устную инструкцию нарисовать на песке определённый узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путём выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, больших пуговиц, желудей и т. д.

Песочная Фея : «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я… Придумай свой рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу из треугольников и т. д.»

Игра-упражнение

«Маленькие волшебники – мы создаём мир»

Развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ – город, деревня, лес, река, озеро, остров и т. д., а затем в игровой форме побуждает ребёнка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (Тема построений может соответствовать теме занятий в группе.)

«Первый урок волшебства. Лес, поляна и их обитатели»

Развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности, классификация.

Песочная Фея : «Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песчаная Фея наколдует лес, она произнесёт волшебные слова «ёлки, берёзки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребёнок закрывает глаза, воспитатель бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри – как красиво, интересно это у неё получилось! У феи есть замечательные помощники – пальцы (взрослый сжимает-разжимает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребёнок делает то же самое). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь произнеси те же волшебные слова, что и Фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».

Если ребёнок неправильно воспроизвёл «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет и вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания

ещё несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (новых слов – не более четырёх).

«Второй урок волшебства.

Море, река, озеро и их обитатели»

Задание формируется аналогично. Меняются персонажи, способы создания ландшафта,

«волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребёнка. Например: «Раз, два, три – я волшебник, посмотри».

«Третий урок волшебства.

Город, его жители, профессии и службы»

«Четвёртый урок волшебства.

Деревня и её жители»

«Пятый урок волшебства.

Космическое путешествие. Встреча с инопланетянами»

Развитие воображения.

Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми. Через проигрывание «встречи с инопланетянами» ребёнок вербализирует свои чувства, показывает способы поведения, поэтому необходимо фиксировать высказывания ребёнка. Чаще всего это проекция поведения и страхов ребёнка, психологу необходимо поддерживать его, говоря о том, что только сам ребёнок волшебник и может злого превратить в доброго, оживить «поверженного героя» «при помощи своего дыхания» или «живой воды». Главное правило для работы с такими детьми – «Всё в твоих руках». Только ты являешься волшебником своей жизни, но всегда есть рядом тот, кто тебе поможет, – это семья, педагоги, друзья.

Упражнение

«Мы едем в гости…»

Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе».

Взрослый в игровой форме знакомит ребё нка с пространственными представлениями:

«верх – низ» «право – лево», «над – под», «из-за – из-под», «центр – угол» или закрепляет его знания в соответствующей области. Ребёнок по словесной инструкции взрослого пальчиками

«ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей. (Для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».)

Песочная Фея : «Мы идём в гости к зайчику. Где живёт заяц? (Заяц живёт в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растёт лес? (В правом нижнем углу, малыши отвечают – вверху песочницы.) Кто живёт рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или изображения диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?»

Аналогично выполняются игры-задания «Идём в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье, «Плывём навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т. д.

В ходе игры ребёнок узнаёт об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений или закрепляются имеющиеся знания (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).

Игра-упражнение

«Секретные задания кротов»

Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно необходимо познакомить ребёнка с животными, обитающими под землёй (например, крот, червяк, мышка).

Песочная Фея : «Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так (взрослый взмахивает руками, складывает их «уточкой» и показывает ребёнку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба). Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землёй. (По желанию ребёнка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев.) Ну что, погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот».

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребёнка на изменения поверхности песка, а затем осторожно другой рукой раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребёнок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать пёрышко, палочки, кисточки).

Как вариант игры – все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать в песке пальцы друг друга, пожимать их – «кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки»

Игра-упражнение

«Песочные прятки» (вариант игры «Мина»)

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Первый вариант

Песочная Фея : «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен найти их в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать его пальчиками, использовать палочки или кисточки».

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребёнку игрушку – мину, которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках её честь появилась на поверхности песка, ребёнок должен остановить свои раскопки и продолжать их в другом месте. Если ребёнок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Второй вариант

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочных персонажей, их так же можно изготовить самостоятельно, обернув прозрачной клейкой лентой яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные, с чётким изображением картинки, на начальном этапе несложные для восприятия, с изображением одного предмета. С целью развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть чёрно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребёнком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Песочная Фея : «В песке любят прятаться также сказки и сказочные герои. Давайте сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «раз, два, три, сказка, приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребёнку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай её медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки. Как ты думаешь, какая это сказка? И т. д.»

Ребёнок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа.

Если ребёнок не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребёнок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает её и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

Игры-занятия с использованием мокрого песка

Желательно, чтобы ребёнок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.

Песочная Фея : «В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озёра. Хотите посмотреть, как всё это происходит?»

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребё нку способы увлажнения песка:

«ручеёк течёт» – взрослый льёт воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика;

«дождик моросит» – другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка.

Затем ребёнок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Дополнительно ребёнку можно предложить игру «Норки-холмики» – ребёнок поочерёдно, затем всеми пальцами сразу делает дырочки в песке – это жилище для мышки, лепит холмики – жилище для черепашки.

Упражнение

«Отпечатки»

Отпечатки (как барельефные, так и горельефные) на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. д. Взрослый и ребёнок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребёнок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например: только геометрические формы, только животные и т д.

Игра

«Песочные строители»

Закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная Фея : «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф – только прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме… Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток».

Подобным образом взрослый даёт задание ребёнку расселить всех жителей песочницы. Так же задание можно усложнить введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Игра

«Кто к нам приходил?»

Развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребёнок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные или горельефные отпечатки, затем ребёнок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. После того, как формочка отгадана, взрослый и ребёнок меняются местами. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания – игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания, а так же путём наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.

Упражнение

«Узоры на песке»

Развитие зрительно моторной координации, тренировка процесса классификации, развитие воображения.

Описание игры-упражнения см. выше, в разделе «Организация игр-занятий с сухим песком».

Так как на мокром песке получаются более чёткие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию.

Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы – ребёнок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку

«Кто, куда, зачем и что случилось?»

На мокром песке можно рисовать достаточно чёткие лица, обучая ребёнка графическим способам обозначения эмоций человека (радость, грусть, злость, страх, удивление).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с использованием элементов песочной терапии «Подарок для кукол»Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с использованием элементов песочной терапии «Подарок для кукол» Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с использованием элементов песочной терапии «Подарок для кукол» Цель: создание.

Конспект занятия для детей младшей группы с использованием светового стола «Елочка-красавица» МАДОУ детский сад комбинированного вида № 169 г. Кемерово Педагог-психолог: Свинцова Г. С. Конец декабря, ожидание нового года, волшебства,.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Конспект занятия «Путешествие в Песочную страну» с использованием песочной игротерапииКонспект занятия «Путешествие в Песочную страну» с использованием песочной игротерапии Цель: формирование элементарных математических представлений посредством песочной игротерапии у детей с ментальными нарушениями. Доставить.

Конспект занятия с использованием интерактивного песочного стола в первой младшей группеКонспект занятия с использованием интерактивного песочного стола в первой младшей группе Конспект занятия с использованием интерактивного песочного стола в первой младшей группе. Программное содержание: «Познавательно развитие».

Конспект занятия во второй младшей группе «Осенний лес» с использованием песочной терапииКонспект занятия во второй младшей группе «Осенний лес» с использованием песочной терапии Цель: Углубить знания детей об осенних явлениях в природе путем применения песочной терапии. Задачи: Научить детей конкретным умениям.

Консультация для воспитателей «Салфетка — обязательный элемент сервировки стола» ко Дню сервировки стола на МAAMКонсультация для воспитателей «Салфетка — обязательный элемент сервировки стола» ко Дню сервировки стола на МAAM Организуя беседу на тему «Сервировки стола» с дошкольниками, уделите внимание обязательному элементу сервировки – салфетке. Поговорите о.

Рецепт песочного пирога «Анечка-Любочка»Рецепт песочного пирога «Анечка-Любочка» Добрый вечер уважаемые коллеги! Не знаю как у вас, а у нас испортилась погода, и пошел дождь. Захотелось чего-нибудь вкусненького к чаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр с использованием песочного стола «В гостях у Песочной Феи»
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 10:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр с использованием песочного стола «В гостях у Песочной Феи»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шитова (УИ 142604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД