Аурика Ковалык
Картотека игр для самых маленьких
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА ИГРЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПРЯТКИ
Играть в эту замечательную игру можно по-разному:
- закрывая глаза руками
- прикладывая к лицу полотенце
- прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда
- закрывая малышу глаза его же руками, а потом убирая руки
- пряча игрушку под покрывало, а потом стягивая его
- нарисовав фломастером на большом пальце руки смешную рожицу и пряча его в кулак.
КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ КО МНЕ?
Усадите ребенка себе на колени.
Возьмите его ручку в свою и покажите, как рука сжимается в кулак.
Публикация «Картотека игр для самых маленьких» размещена в разделах
Постукивая пальцем по его кулачку, продекламируйте такой стишок:
Кто стучится в дверь ко мне?
Кто стучится в дверь ко мне?
Это ж наша! (имя ребенка)
Открывайся, дверь, скорей!
(покажите ребенку, как разжать кулак)
Когда малыш раскроет ладонь, пощекочите ее и поцелуйте пальчики.
Повторяйте эту игру, пока ребенок не начнет разжимать кулак на слове «открывайся».
ДЕСЯТЬ МАЛЕНЬКИХ ПАЛЬЧИКОВ
Эта игра знакомит с частями тела. Сядьте вместе с малышом и поговорите с ним о различных частях тела.
Расскажите ему о пальчиках, глазках, носике, подбородке, ротике, щечках и животике.
Затем расскажите малышу вот такой стишок, касаясь при этом упоминаемых частей тела:
Это глазки, чтобы видеть,
Это ножки, чтобы прыгать,
Это ушки, чтобы слушать,
Это ротик, чтобы кушать.
Это ручки, чтобы брать
И мамулю обнимать!
Попробуйте поиграть с плюшевым медвежонком.
ПЕСЕНКИ ПРО ЗВЕРЮШЕК
Наверняка у малыша имеется не одна плюшевая игрушка.
Существует множество песен, в которых поется про животных.
Выберите 3-4 игрушки и посадите их в ряд на кресло. Пропойте песенку про одну из них и попросите малыша выбрать именно ту игрушку, о которой вы пели.
Например, если вы поете про белочку, ребенок должен подойти к креслу и взять ее. После того как малыш правильно выберет игрушку, спойте с ним песенку еще раз.
Возможные варианты:
Белочка
Скачет белка скок да скок,
Что за маленький зверек.
Вот бы мне ее поймать,
Всем ребятам показать.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Ежик
Маленький ежик
На спине грибок несет,
Песенку поет.
Собака
Собака бывает кусачей
Только от жизни собачей.
Только от жизни, от жизни собачей
Собака бывает кусачей.
КОШКИ-МЫШКИ
Скажите ребенку, что вы – маленькая мышка, а он – кошка, которая охотится за мышкой.
Объясните малышу, что мыши говорят «пи-пи», а кошки – «мяу».
Опуститесь на пол и скажите: «Не поймаешь, не поймаешь!». Начинайте быстро ползти прочь, побуждая ребенка гнаться за вами.
Заползайте за шкаф, под стол, в другие комнаты.
Когда ребенок поймет, в чем смысл игры, поменяйтесь ролями.
Эта игра отлично развивает крупные мышцы.
ПТИЧКА–НЕВЕЛИЧКА
Прочтите этот стишок сначала целиком, а потом выполняйте все действия вместе с малышом.
Птенчик в гнездышке сидит,
Маме-птичке говорит:
«Мама, мамочка моя,
Можно полетаю я?»
(малыш машет ручками, как крылышками)
«Птенчик, милый, потерпи,
Тебе надо подрасти».
(малыш садится)
Птенчик вырос, повзрослел,
Из гнезда он улетел.
(малыш машет ручками, как будто это летает птичка)
ТИМКА – СЕРЫЙ ВОРОБЕЙ
Пропойте ребенку такую песенку:
Тимка – серый воробей,
Воробей, воробей,
Тимка – серый воробей,
Улетай домой скорей!
Вытяните руки и покажите малышу, как летают птички. Попробуйте другие варианты. Каждый раз меняйте цвет и название животного.
Тимка – желтый червячок,
Червячок, червячок,
Тимка – желтый червячок,
Покажи нам свой бочок!
Или:
Тимка – черный песик,
Песик, песик,
Тимка – черный песик,
Покажи свой носик!
КОТЁНОК-ОЗОРНИК
Читайте этот стишок и помогайте малышу выполнять предложенные действия:
- сожмите правую руку в кулачок
- отогните большой палец правой руки, покачайте им и помяукайте: «Мяу! Мяу!»
- вложите большой палец в кулачок левой руки.
Котик наш пошел гулять,
Будем мы его искать.
Может, котик во дворе?
Может, спит он на ковре?
Кис-кис, котик, иди к нам.
Вот наш котик: «Мяу-мяу-мяу»
(вытащите большой палец из кулачка).
Я РЫБКА, РЫБКА, РЫБКА
Налейте в ванну совсем чуть-чуть воды. Ребенок ложится на живот и изображает рыбку.
Рыбка в озере живет,
Рыбка весело плывет.
(ребенок делает вид, что плывет)
Хвостиком ударит вдруг,
И услышим мы: плюх-плюх!
(шлепните руками по воде).
МАЛЕНЬКАЯ ХРЮШКА
Во время купания декламируйте вот этот веселый стишок:
Поросятки, поросятки,
Вам сейчас помою пятки.
(помойте малышу ножки)
Поросятки просят: «Мам,
Можно съесть варенья нам?»
Открываем мы буфет,
(пробегитесь пальцами вверх по детской ручке)
А варенья-то там нет!
(шлепните руками по воде)
Ведь его еще вчера
(Имя ребенка) скушала с утра
(потрите малышу животик).
ПОСЛЕ ВАННЫ
Эта игра развлечет вас обоих, когда вы вытираете ребенка после ванны. Повторяйте слова, одновременно выполняя указанные действия.
После ванны я купаюсь,
Долго-долго вытираюсь.
Ручки, личико и носик,
Ножки, пальчики, животик.
ОДЕВАНИЕ
Развивает языковые навыки
Процесс одевания после ванны или раздевания перед ее принятием – идеальное время для знакомства с названиями предметов одежды и их назначением.
Комментируйте каждый предмет по мере того, как вы одеваете малыша. «Штанишки надеваем на ножки. Рубашечку надеваем через голову». Продолжайте называть вещи: носочки, туфельки и так далее.
Как только малыш оденется, напойте ему вот эту песенку:
Мы помылись, наигрались,
Мы оделись, причесались.
А сейчас идем гулять.
А сейчас идем мы спать.
Раз, два, три, четыре, пять.
СНЕГОВИЧОК
Перед выполнением действий, описанных в стихотворении, можно посмотреть картинки со снеговиками.
Снеговик в лесу стоял,
Нос-морковочка торчал.
(покажите на нос)
Мимо заяц пробегал,
(попрыгайте, как зайчик)
Нос-морковку увидал.
Зайчик тот голодный был,
Он морковочку любил.
Раздавался долго шум
В том лесу: ням-ням, хрум-хрум!
(сделайте вид, будто грызете морковку)
Игра способствует развитию воображения.
ЗАЙЧИК
Эта игра развивает пространственное восприятие ребенка.
Выберите для этой игры любимую мягкую игрушку ребенка. В приведенном ниже стихотворении замените слово «зайчик» на название этой игрушки.
Прочтите стишок, сопровождая его указанными действиями:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик поскакать.
(потрясите игрушку вверх-вниз)
Огляделся,
(поверните голову игрушку влево-вправо)
Повертелся,
(вращайте игрушку)
Посмотрел наверх и вниз,
(наклоните игрушку назад и вперед)
Пробежался,
(пробегитесь с игрушкой)
Забоялся…
Где ты, зайчик, отзовись?
(спрячьте игрушку за спину)
НАЙДИ КУКЛУ
В эту игру можно играть с детьми 1,5-4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит:
Кукла Ляля убежала.
Ах, куда она пропала?
Маша, Маша (имя ребенка, поищи,
С нашей Лялей попляши!
(А. Ануфриева)
Ребенок находит куклу и танцует с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Воспитатель изображает курицу, приговаривает:
Как мои ребятушки,
Желтые цыплятушки,
Пошли по двору гулять,
Себе зернышки искать.
Стали зернышки искать,
Чтобы маме показать.
— Мама, мама! Посмотри!
Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!
Малыши ходят по группе, покачивая головками и помахивая руками-крылышками. Со словами «Пи-пи-пи!» бегут к воспитательнице и прижимаются к ней. Она обнимает всех руками-крыльями. Игра повторяется несколько раз.
Котятки
Все котятки
Мыли лапки:
Вот так! Вот так!
Мыли ушки,
Мыли брюшки:
Все слова сопровождаются движениями-имитациями. Со словами «Сладко-сладко засыпали.» дети ложатся на ковер, закрывают глаза и притворяются спящими. Затем игра начинается снова.
Маленькие зайчики
Маленькие зайчики
Никогда не плачут.
Маленькие зайчики
По полянке скачут.
От лисы, от волка
Убегают ловко.
И за это мама
Им дает морковку.
Морковку да капусту
Вкусную-вкусную.
Сели, посидели,
Всю морковку съели.
Ушками послушали,
Кочерыжку скушали.
Воспитатель читает два первых четверостишия, дети-зайчата прыгают по группе врассыпную. На слова «сели, посидели» присаживаются на корточки, могут делать вид, что грызут морковку. На слова «ушками послушали» прикладывают ладошки к голове, будто это ушки, и шевелят ими в разные стороны. Затем игра начинается
Птички и ветер
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло.
Там не тронет их никто.
На слова первого четверостишия дети «летают» по группе, машут «крылышками». На слова второго четверостишия прячутся в укрытие. Это может быть лежащий на полу обруч или же специально приготовленная «норка» из стульев и одеяла.
ОПЫТЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Свойства бумаги
У каждого малыша — листок газетной бумаги. Нужно выполнять действия, о которых говорится в рифмовке.
Листочек взлетел,
Листочек кружится.
Листочек кружится,
Под ноги ложится.
Листочек рвется, рвется, рвется.
Листочек мнется, мнется, мнется.
Первая часть медленная, «лирическая». Вторая часть озорная. Дети с удовольствием рвут бумагу. Все обрывки надо собрать в кучку и смять так, чтобы получилось что-то вроде бумажного шарика. Игру можно повторить несколько раз.
Воздушный шарик
Ты подбрось воздушный шарик
И скажи ему: «Летай!»
А упасть ему на землю
Не давай, не давай!
Литература:
Дидактические игры с детьми раннего возраста Под редакцией С. Л. Новоселовой
Развивающие игры с малышами до 3 лет. Составила Т. В. Галанова
Электронная биллиотека "Русская литература (ФЭБ)"