Папки-передвижки

Картотека «Игры народов Севера»

Шебуняева Наталья
Картотека «Игры народов Севера»

КАРТОТЕКА ИГР НАРОДОВ СЕВЕРА

Систематизировала: Шебуняева Н. В.

«Спасение бобров»

Описание игры : отдельные бобры или самки (небольшая подгруппа детей) живут в своей хатке (шалашике). Эти хатки построены детьми из сучков и веток, поставлены в один ряд под деревьями. По сигналу ведущего: «Бобры резвятся!» дети бегают по поляне, разводят руки в стороны, изображают плавающих бобров, «ныряют», подпрыгивают, выпрямляя туловище. По сигналу: «Наводнение» бегут к деревьям и забираются на ветки. По сигналу: «Опасность миновала» или «Бобры резвятся» «плавают» в реке. По сигналу «Вечер» - уходят в хатки

Публикация «Картотека „Игры народов Севера“» размещена в разделах

Вариант игры : вводится сигнал «Хищник» (хищников может быть несколько, они живут в лесу и располагаются в 3-4 м от хаток).

Правила игры : во время «плавания» не натыкаться друг на друга, на сигнал «наводнение» выбрать удобное место при счете до пяти; при сигнале «Хищники» бобриха не может забираться в хатки раньше бобрят.

«Кошки - рыболовы»

Описание игры : выбираются 2-3 кошки, остальные дети подпрыгивают вверх, выпрямляя корпус туловища. Кошки прячутся за кустами, выслеживая добычу. Как только рыбы начинают выпрыгивать на берег «метать икру», кошки ловят их. До кого дотронется кошка, тот остается на месте. После подсчета пойманных рыб игра возобновляется снова.

Правила игры : рыбы начинают плавать по сигналу «Н; рыбы выпрыгивают на берег, а кошки начинают ловить рыб по сигналу бубна пруду спокойно»; после двух ударов в бубен кошки прекращают охоту.

«Северные олени»

Описание игры : с помощью считалки выбираются два медведя, все остальные дети – олени. Олени живут около юрт (кустов). А медведи на противоположной стороне. По сигналу (удар в бубен) олени, подняв руки, передвигаются по площадке. На сигнал «Белые медведи» дети – медведи спрыгивают с кочек и догоняют оленей, которые убегают к своим юртам.

Правила игры : по сигналу (удар в бубен) олени передвигаются по площадке только длинными прыжками; олень, до спины которого дотронулся медведь, считается пойманным

«Кошки - рыболовы»

место проведения: плескательный бассейн.

Время проведения: лето.

Основные движения: бег, прыжки

Описание игры : выбираются 2-3 кошки, остальные дети подпрыгивают вверх, выпрямляя корпус туловища. Кошки прячутся за кустами, выслеживая добычу. Как только рыбы начинают выпрыгивать на берег «метать икру», кошки ловят их. До кого дотронется кошка, тот остается на месте. После подсчета пойманных рыб игра возобновляется снова.

Правила игры : рыбы начинают плавать по сигналу «Н; рыбы выпрыгивают на берег, а кошки начинают ловить рыб по сигналу бубна пруду спокойно»; после двух ударов в бубен кошки прекращают охоту.

«Лиса мышкует»

Описание игры : играющие выбирают лису (с помощью считалки). Все остальные дети – мыши. Они живут в норках, а лиса располагается за деревьями на противоположной стороне. По сигналу дудочки мыши выбегают из норок и начинают легко на носочках бегать, приседать, «грызть» зерно. На сигнал «Лиса мышкует» - мыши убегают в норки и замирают. Лиса догоняет мышей, «принюхивается» и «набрасывается» - дотрагивается на ту мышь, которая шевелится, уводит ее в норку. После подсчета пойманные мыши вновь включаются в игру.

Правила игры : мыши бегают легко, в разных направлениях, не натыкаясь друг на друга; лиса дотрагивается до мышек, которые шевелятся.

«Отбивка оленей»

Среди играющих выбирают двух «пастухов», остальные участники- «олени». «Олени» становятся внутри очерченного круга, «пастухи» находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего: «Раз, два, три – лови!», «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей», а те убегают от мяча. «Олень», в которого попал мяч, считается отбитым от стада, пойманным. После 4-5 бросков подсчитывается количество пойманных оленей. Игру надо начинать по сигналу ведущего. Бросать мяч в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание мяча, а не после отскока.

«Охота на волка»

Фигура волка вырезается из картона или фанеры. Двое помощников держат «волка» за веревки. Задача охотника состоит в том, чтобы попасть в волка с расстояния 4-5 метров. Между тем помощники двигают волка за веревки то вправо, то влево.

«Ловля оленей»

На площадке чертится круг радиусом 1,5 – 2 метра, в центре которого ставится чучело оленя или оленья голова с рогами. Игроки – «оленеводы» располагаются по кругу. По команде ведущего они накидывают на рога оленя веревочную петлю. Дети могут накидывать петлю, тот считается поймавшим оленя.

«Тройной прыжок»

На площадке проводится черта. Играющие выстраиваются вдоль нее, прыгают по очереди. Игрок начинает прыгать с одной ноги, приземляется на другую, затем отталкивается еще раз, приземляясь уже на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше. Игру можно проводить по командам, чтобы дети не ждали долго своей очереди. В этой игре у детей воспитывается чувство коллективизма, стремление не подвести свое звено.

«Лук и стрела»

На площадке проводится черта. Участники игры располагаются вдоль нее. У каждого из них лук и 5 стрел. На расстоянии 10 – 20 метров от черты ставится мишень (доска, бревно и пр.) по команде ведущего, ребята по очереди выпускают стрелы. Побеждает игрок, у которого больше попаданий в цель.

«Охотники и куропатки»

На полу обозначается несколько кружков диаметром 1 – 1,5 метра – «гнезда куропаток». Выбираются 2 «охотника» и по 10 «куропаток» от каждой команды. Под музыку куропатки летают, выполняют различные движения. На сигнал ведущего «Охотник» куропатки прячутся в свои гнезда. Охотник ловит ту куропатку, которая пошевелилась. Игра повторяется несколько раз. Побеждает команда, в которой меньше пойманных куропаток.

«Оседлай оленя»

Играют по 6 человек от каждой команды. Сначала под музыку дети маршируют, затем бегут по кругу, а по сигналу ведущего каждый должен оседлать оленя. «Олени» - стулья, расставлены в центре круга. Стульев на один меньше, чем игроков.

«Ловцы и лисы»

Все становятся в колонну. Двое детей выбираются ловцами, остальные «лисы». «Ловцы» берут длинную ленту и делают из нее «петлю». Одной рукой они поддерживают «петлю» над землей, другой – концы ленты. Каждая «лиса» подходит к петле, выбирает момент и – шмыг сквозь нее! А «ловцы», дергая за концы ленты, должны попытаться поймать «лису». Пойманная «лиса» выходит из игры. Победителем становится последний не пойманный игрок.

«Убой медведя»

Игроки становятся в круг. В центре круга на скамеечке сидит «медведь», рядом с ним стоит его «страж». И «медведь» и «страж» держат за концы полуметровую веревку, которую нельзя выпускать в ходе игры (на концах веревки завязаны узлы, чтобы удобнее было держать).стоящие кружком игроки осторожно придвигаются к «медведю» и «стражу», стараясь «убить медведя», т. е. коснуться его, но так, чтобы их не схватил ни медведь, ни страж. Во время нападения медведь не может оставлять свое место и веревку. Игрок, на которого медведь или страж накинули веревку, считается пойманным и выбывает из игры. Игра повторяется несколько раз.

«Стрельба в цель»

Играют двое. В картонной коробке на нижней линии прорезают 6 отверстий разного размера. Один из игроков – «владелец тира». «Владелец тира». Дает игроку шарик (мячик). Игрок с расстояния 4-5 шагов катит шар к коробке. Если игрок попадает в отверстие, «владелец тира» дает ему еще один шарик. И так – до последнего промаха. Затем роли меняются, теперь шары катит «владелец тира». Выигрывает тот, у кого больше попаданий.

«Олени и оленевод»

Дети – олени находятся в разных местах площадки – «тундры». Назначенный руководителем «оленевод» берет скакалку – маут. После сигнала – «Лови!» Все «олени» разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть на кого-нибудь маут. Пойманный игрок на время уходит в сторону. Игра заканчивается, когда «оленевод» поймает 3-4 «оленей». Затем выбирается новый «оленевод», игра возобновляется. Накидывать маут можно только на туловище оленя, не натягивая его. Начинать игру можно только после сигнала.

«Охотничий мяч»

Игроки собираются кучкой вокруг «охотника». «Охотник» трижды подбрасывает мяч в воздух и ловит его. За это время игроки разбегаются по площадке, потому что «охотник» поймав мяч в третий раз, сразу же бросает его в ближайшего игрока. Игрок, в которого «охотник» попадает мячом, становится его «собакой» и должен ему помогать. «Собаки» не могут сбивать игроков, но могут схватить отскочивший мяч и бросить его охотнику. Игроки могут защищаться, если им удастся поймать мяч, они могут выбить «собаку», которая становится полноправным игроком.

«Охота на куропаток»

Дети, изображающие куропаток, размещаются на одной стороне площадки, где имеются гимнастические стенки, вышки или скамейки. На противоположной стороне площадки находятся 3-4 охотника. «Куропатки» летают по тундре. По сигналу ведущего «Охотники!» «куропатки» улетают и взбираются на возвышения. «Охотник» старается попасть в куропаток мячом. Дети, которых коснется мяч, выбывают из игры. Игра повторяется 2-3 раза, затем выбираются новые «охотники», игра возобновляется. Игру надо начинать по сигналу ведущего. Бросать мяч в ноги играющих.

«Рыболовная игра»

Надо подготовить 4 удочки, каждая длиной 25 см. к концу удочки прикрепляют винт, а к нему привязывают 15-сантиметровый шнурок. На конце шнурка – маленькая проволочка в форме шнурка. Удочки раскрашивают в разные цвета. «Рыбок» делают из пробок, высотой 2 см. сверху, в пробку вбивают гвоздь, загибают его подковой. «Рыбок» красят в яркие цвета или покрывают лаком. Четыре игрока размещаются на скамейке. Игра начинается по команде ведущего. Участники пытаются удочкой зацепить «рыбку» за гвоздь. Игра заканчивается, когда участники выловят всех рыбок. Забавнее всего, когда рыбок останется меньше, чем игроков.

«Доброе утро, охотник!»

Игроки становятся в круг, водящий – «охотник» - ходит за спинами игроков. Неожиданно «охотник» прикасается к одному из игроков. Этот игрок поворачивается и произносит: «Доброе утро, охотник!», затем идет по кругу, но в противоположном направлении. Обойдя полкруга, игрок и охотник встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!», затем оба бегут обратно, чтобы занять пустое место. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.

«Шела»

Задача игроков – попасть в шарик сланцевой пластинкой диаметром 10-15 см. шарик может быть деревянным. Расстояние, на которое откатится шарик после удара, измеряют ступнями ног. Победителем считается игрок, у которого после удара шарик откатится на большее расстояние. Право первого удара получает игрок, закинувший дальше всех сланцевую пластину.

«Стрельба в цель с кружением»

Берется картонный диск диаметром 20-25 см, разрисованный якутским орнаментом. Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3-5 м от столба ставится шест (или круглая тумбочка, вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом, а затем бросить его в диск. Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста большее число раз. Следует заранее договориться, сколько раз надо обежать вокруг шеста. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука.

«Борьба за мюся»

Мюся – голенная кость говяжьей туши. В качестве мюся используется палка длиной около 50 см с поперечным сечением около 5 см. борцов двое. Перед началом игры палка находится у судьи, который держит ее строго в вертикальном положении. По сигналу судьи, оба участника хватаются за палку – мюся. Задача игроков –вырвать «мюся» из рук соперника, применяя рывки, выкручивания, но без грубостей: подножек, подсечек, ударов локтями, головой и пр.

«Прыжки через нарты»

В один ряд ставится 5-6 санок параллельно друг другу на расстоянии 40-50 см друг от друга. Играющие по очереди прыгают через них. Начинать прыжки можно по сигналу ведущего, прыгать надо, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на обе ноги. Во время прыжка нельзя задевать санки.

«Борьба на палках»

На площадке проводится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты, упираясь в друг друга ступнями ног. Держась за палку двумя руками, игроки пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Начинать борьбу надо по сигналу ведущего. Во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.

«Летящий диск»

Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20-25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а игрок старается попасть в него мячом. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука.

«Сокол и утки»

Игровая площадка разделена на три части: крайние «озера», средняя – «поле» для «сокола». Все игроки – «утки» - становятся на одну из крайних площадок, а «сокол» занимает среднюю. По сигналу судьи начинается «перелет уток» с одного озера на другое. «Сокол» стремится осалить при этом как можно больше «уток». Осаленная утка выбывает из игры. Последняя пойманная «утка» становится «соколом». Можно увеличить число «соколов» : игра станет интенсивнее, сократится время ее проведения.

Публикации по теме:

Сочетание традиционных материалов в декоративно-прикладном искусстве народов севера «Сочетание традиционных материалов в декоративно- прикладном искусстве народов севера». Номинация: Традиции и современность.

Фотоотчёт о проекте в старшей группе «Одежда коренных народов севера»Фотоотчёт о проекте в старшей группе «Одежда коренных народов севера» Мы живём на крайнем севере и дети наши знают, что рядом с нами живут коренные народы севера. В рамках проекта, мы познакомили детей с одеждой.

Проект «Изготовление куклы в национальном стиле коренных народов Севера» Тема: «Изготовление куклы в национальном стиле» Винокурова Е. Н. Воспитатель второй группы раннего возраста «Тиинчээн» Цель: - Познакомить.

Изготовление макета «Жизнь и быт народов Севера»Изготовление макета «Жизнь и быт народов Севера» Изготовление макета «Жизнь и быт народов Севера» Цель: содействие формированию знаний детей о быте народов Севера. Игра занимает важное.

НОД «Знакомство с жизнью народов Севера» Конспект занятия по развитию речи на тему: «Знакомство с жизнью народов севера» Цель: Формировать чувство патриотизма, путем осмысления.

Организация образовательной деятельности дошкольника посредством приобщения к культуре народов Севера Организация образовательной деятельности дошкольника через приобщение к культуре народов Севера. Мирон А. А воспитатель МБДОУ «Варьеганский.

Подвижные игры народов Севера «ГОНКИ НА ОЛЕНЯХ» В тундре нет дорог, но оленеводы всегда знают, как добраться до стойбища. Вот и мы с вами поедем на быстроногих оленях.

«Здравствуй, Солнце!» Сценарий праздника, посвященного общенародному празднику народов Севера Цель проведения сценария спортивного праздника: организация активного отдыха детей, повышать интерес к здоровому образу жизни Задачи: -закрепить.

Декоративно-прикладное искусство как средство развития у дошкольников интереса к культуре коренных народов Севера Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей.

Выставка книг «Колыбель Севера» и стенгазета, посвященные Международному году языков коренных народовВыставка книг «Колыбель Севера» и стенгазета, посвященные Международному году языков коренных народов К Международному году языков коренных народов оформлена выставка художественной литературы «Колыбель Севера». Здесь сказки разных народов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Игры народов Севера»
Опубликовано: 6 апреля 2019 в 18:58
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД