МААМ-картинки

Картотека комплексов артикуляционной гимнастики

Валерия Русина
Картотека комплексов артикуляционной гимнастики

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 - 15 раз.

Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

5. Выполнять комплекс гимнастики нужно несколько раз в день.

Публикация «Картотека комплексов артикуляционной гимнастики» размещена в разделах

6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течении дня (вечера).

7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, палочкой от мороженного или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

1. «Улыбочка» - удерживание губ в улыбке. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. «Трубочка» - вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положений губ: в улыбке – трубочка (И – У)

4. Спокойное открывание и закрывание рта. Губы в положении «улыбочка».

5. «Накажем непослушный язычок (Месим тесто)» - губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и втягивая его.

6. «Лопатка» - язык широкий. Высунуть язык, распластать его и удерживать широким (под счет до 5).

7. «Иголочка». Удерживать язык узким (под счет до 5).

8. «Качели» - улыбнуться, рот открыть. На счет «1 – 2» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

9. Чередование положений языка «Лопатка»(5 сек) - «Иголочка» (5 сек). Так несколько раз.

10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык вглубь рта – приближать к передним резцам.

11. «Толстячок» - надувание обеих щек одновременно; надувание правой и левой щек поочередно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

12. «Худышка» - втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

13. «Причешем язычок» - губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

14. «Часики» - улыбнуться, рот открыть. Кончик языка переводить на счет 1 – 2 из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Комплекс упражнений

для свистящих звуков С, З, Ц.

1. «Загнать мяч в ворота». Оскал, язык широкий между губами и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между 2 кубиками, стоящими впереди на столе. Щеки НЕ надувать.

2. Накажем непослушный язычок губами. А затем зубами:

«ПЯ – ПЯ – ПЯ» - «ТА – ТА – ТА»

3. «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счет от 1 до 10 (20).

4. «Кто дальше загонит мяч?»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и длительно произносить звук «Ф».

5. «Киска сердится»: улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

6. «Улыбка» - «Трубочка».

7. «Упрямый ослик» - губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

8. «Чистим нижние зубки» - кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

9. «Посчитай нижние зубки» - улыбнуться, рот приоткрыт. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

10. «Качели».

Комплекс упражнений

для звуков Л – Л’.

1. Наказать непослушный язычок губами (ПЯ – ПЯ – ПЯ, и удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 20.

2. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать губы (можно оттянуть ее вниз рукой).

3. «Лопатка».

4. «Пароход гудит» - при открытом рте длительно произносить звук Ы – кончик языка внизу.

5. «Качели».

6. Жевать широкий язык от кончика до середины, слева, справа.

7. «Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ – БЛ – БЛ». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

8. «Лошадка» - при открытом рте пощелкать кончиком языка медленно, чтобы не двигалась нижняя челюсть.

9. «Маляр» - улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

10. «Чистим верхние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.

11. «Посчитай верхние зубки» - улыбнуться, рот приоткрыт. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

12. «Поймаем звук Л» - улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить губами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

Комплекс упражнений

для шипящих звуков.

1. «Улыбка» - «Трубочка».

2. «Лопатка»

3. Накажем непослушный язычок губами. А затем зубами:

«ПЯ – ПЯ – ПЯ» - «ТА – ТА – ТА»

4. «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5. Нижняя губа не должна заходить на нижние зубы.

5. «Бублик» - выполнить упражнение «Трубочка». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет до 5.

6. «Фокус» - положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки (салфетки). Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

7. «Лошадка» - улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка. Как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

8. «Маляр» - улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

9. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать губы (можно оттянуть ее вниз рукой).

10. «Грибок» - улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

11. «Гармошка» - положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Комплекс упражнений

для звуков Р – Р’.

1. «Качели».

2. «Маляр» - улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

3. «Чистим верхние зубки».

4. «Посчитай верхние зубки».

5. «Лошадка».

6. «Грибок».

7. «Гармошка».

8. «Барабан» - улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д – Д – Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

9. «Комарик» - улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук З. если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

10. «Моторчик» - во время длительного произнесения звука Д – Д – Д или З – З – З за верхними зубами (как в упражнении «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, соской или прямым указательным пальцем ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Публикации по теме:

Картотека комплексов гимнастики для глаз «Гимнастика для маленьких волшебников» ПРОЕКТ Гимнастика для маленьких волшебников Комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, гимнастики для глаз для детей подготовительной.

Картотека комплексов гимнастики пробуждения «Гимнастика для маленьких волшебников» ПРОЕКТ Гимнастика для маленьких волшебников Комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, гимнастики для глаз для детей подготовительной.

Картотека комплексов утренней гимнастики «Гимнастика для маленьких волшебников» ПРОЕКТ Гимнастика для маленьких волшебников Комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, гимнастики для глаз для детей подготовительной.

Картотека артикуляционной гимнастики АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся.

Картотека артикуляционной гимнастики 10 из 42 № 1 Детский сад. Профессии Вы пришли сегодня в детский сад, Улыбнулись всем друзьям. Послали воздушный поцелуй воспитателям, Посмотрели.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны.

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики с детьмиКартотека упражнений для артикуляционной гимнастики с детьми Доброго времени суток, дорогие коллеги! Рада поделиться с вами готовой картотекой для проведения артикуляционной гимнастики на музыкальных.

Картотека комплексов гимнастики после сна Карточка № 1 "ПЕТУШОК" 1. "Петушок спит" И. п. лежа на спине, руки вытянуты за головой, ноги вместе. 1 - поднять прямые ноги.

Планирование комплексов утренней гимнастики в средней группе Сентябрь Комплекс утренней гимнастики № 1 Средняя группа Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки на поясе. Легкий бег. Упражнение.

Картотека упражнений для артикуляционной гимнастики Очень важные упражнения артикуляционной гимнастики, которые позволяют: 1. Стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека комплексов артикуляционной гимнастики
Опубликовано: 6 сентября 2018 в 00:11
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД