Лучший педагог года

Картотека коммуникативных игр для детей 2–3 лет

Соловьева Светлана Михайловна
Картотека коммуникативных игр для детей 2–3 лет

Картотека коммуникативных игр

для детей 2-3 лет.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей и взрослых, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Порядок введения коммуникативных игр :

Публикация «Картотека коммуникативных игр для детей 2–3 лет» размещена в разделах

1. Игры на приветствие, знакомство детей друг с другом :

«Колокольчик», «Эхо?», «Прилетела птичка»

2. Самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений (игры «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Салют», «Мы капусту рубим»).

3. Более сложные игры, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Змейка», «Паровоз».

С помощью коммуникативных игр у детей :

- снимаются телесные зажимы;

- происходит эмоциональная разрядка;

- развивается умение выражать свои эмоции;

- развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

- активизируется внимание;

- формируются навыки разрешения конфликтов;

- развивается эмоциональная отзывчивость;

- формируются навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей, а все это - залог эмоционального благополучия детей.

1. Игры на приветствие, знакомство детей друг с другом.

Ритуал приветствия «Здравствуй, солнце золотое!»

Цель: создание положительного эмоционального фона в группе

Утром дети встают в круг здороваться. Под песню выполняют движения, улыбаясь друг другу.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

(руками движение по верхнему полукругу в одну и другую сторону)

Здравствуй, легкий ветерок,

(помахали на себя кистями рук)

Здравствуй, маленький цветок!

(кисти рук соединили, изображая цветок)

Здравствуй, птичка в вышине,

(помахали крылышками)

Здравствуй, рыбка в глубине

(ладошки вместе, изображают движение рыбки)

Здравствуй, ласковый зверек,

(погладили одной рукой кисть другой руки)

И тебе привет, дружок!

(весело помахали друг другу и обнялись все вместе)

Игра - приветствие «Колокольчик»

Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, умения ласково называть детей по имени

Ход игры.

Дети, называя имя соседа в ласковой форме, звонят в колокольчик и затем передают его друг другу.

- Здравствуй, Настенька! Динь-динь-дон! (и так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг).

Игра «Ласковое имя»

Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, умения ласково называть детей по имени

Ход игры.

Дети встают в круг, воспитатель по очереди выводит детей в центр круга. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

Игра «Ласковый ребенок»

Цель: преодоление застенчивости, создание условий для формирования у детей умения взаимодействовать с партнером эмоционально-тактильным и вербальным способами.

Ход игры.

Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!. Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

Игра «Мы сидим»

Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, развитию потребности в общении, создание условий для снятия напряжения.

Ход игры.

Дети вместе со взрослым сидят в кругу на коврике. Взрослый поет песенку «Мы сидим, мы сидим и на Танечку глядим». При этом обязательно показывает на ребенка про которого поет, еще раз называет его имя и просит повторить детей. Или, наоборот, просит показать того ребенка, про которого спела: «Где наша Танечка?»

Затем можно пропеть (проговорить, какой это ребенок. Например: «Танечка у нас хорошая, Танечка у нас пригожая. Есть у Тани глазки, ручки и т. д.» (здесь воспитатель может придумать любые ласковые слова о ребенке). Обязательно должен быть и физический контакт: погладить по голове, дотронуться до ручек и т. д. (можно также привлечь к этому детей).

Примечание: Взрослый обязательно должен охватить всех детей. После, как заключение, воспитатель говорит, что все детки сегодня хорошие и предлагает погладить себя и друг друга. Дети гладят себе ручки, ножки, животик, щечки, произнося при этом: «Мы хорошие, мы хорошие…»

Игра «Прятки с платочками»

Цель: отработка коммуникативных навыков детей; воспитание дружелюбия, желания играть друг с другом; вызвать положительные эмоции.

Ход игры.

Воспитатель раздает каждому ребенку платочки. Предлагает поиграть в прятки: «Давайте сейчас все спрячемся. Я буду вас искать». Дети накидывают платочки на голову. Воспитатель: «Где же наша Настя? Настенька, ты где?» Названный ребенок снимает платочек с головы и говорит: «Вот я!»

Таким образом педагог «находит» всех детей. Когда дети научаться играть, можно предложить искать всех кому-нибудь из детей.

Игра «У птички болит крылышко»

Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, создание условий для формирования эмпатии, сочувствия к другим.

Ход игры.

Одному из детей надевают маску птичку, у которой болит крылышко. Ребенок старается показать, что он грустит. Воспитатель предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее воспитатель, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая».

Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

2. Игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково.

Упражнение “Спаси птенца”

Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками.

Ход игры.

Детям раздаются ватные комочки – это птенчики.

Воспитатель говорит: “Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он очень замерз, давайте его погреем и отпустим полетать”. Дети стоят в кругу, ладони сложив лодочкой, глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и как будто отпускают птенчика, кружатся или идут по кругу – птенчик полетел.

Игра «Большие ноги шли по дороге»

Цель: способствовать созданию положительного эмоционального фона, умения действовать в соответствии со словами

Ход игры.

Большие ноги (дети делают огромные шаги)

Шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке: (дети бегут на носочках)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Речевка может повторяться несколько раз по необходимости.

Игра «Прячемся от дождика»

Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, стимулировать подражание сверстникам и стремление играть вместе.

Ход игры.

Педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами:

На прогулку вышел дождик. Кап-кап-кап! Кап-кап-кап! /постукивание пальчиков о ладошку/

Не промочат дети ножки. /поднимают ножки/

Всех их зонтик соберет, /открывает зонтик и крутит его/ От дождя убережёт. /все прячутся от дождя под зонт/

Педагог комментирует : «Все-все-все сюда. И Люда, и Света, и Владик. Все здесь…

Ближе, ближе подходите, чтобы все поместились под зонт».

Игра «Карусели»

Цель: способствовать развитию навыков взаимодействия; преодолению тактильных барьеров, создание условий для самовыражения.

Ход игры.

Играющие встают в круг, взявшись за руки. Начинают движение по кругу, меняя темп в соответствии со словами:

Карусели – карусели,

Закружились еле-еле, (все медленно идут по кругу)

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом, (ускорить движение до легкого бега)

Нас помчали с ветерком.

Тише, тише, не спешите –

Карусель остановите! (все останавливаются)

Игра «Хоровод»

Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, стимулировать подражание сверстникам и стремление играть вместе.

Ход игры.

Дети держатся за руки и ходят по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились - БУХ! (Все «падают» на землю)

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг - ГЕЙ! (Все вместе подпрыгивают)

Игра «Все мы весело играем»

Цель: закрепление понимания речи и двигательной реакции, формирование положительных взаимоотношений.

Ход игры.

Ребятки, покажите мне ваши ручки. Вот они! А наши ручки умеют весело играть. Попробуем?

Все мы весело играем, (вместе хлопают в ладоши)

Ручкой глазки закрываем. (закрывают ладонями по очереди глазки)

Раз глазок, два глазок…

Куда ты спрятался, дружок?

Ку-ку (открывают глаза)

Все мы весело играем, (вместе хлопают в ладоши)

Ручкой ушки закрываем.

Ушко раз, ушко два… (закрывают ладонями по очереди ушки)

Куда вы спрятались, друзья?

Ку-ку (открывают ушки)

Все мы весело играем, (вместе хлопают в ладоши)

Ручкой щечки закрываем.

Щечка раз, щечка два… (закрывают ладонями по очереди щечки)

Закачалась голова (наклоняют голову вправо-влево)

Куда вы спрятались, друзья?

Ку-ку (открывают щечки)

Игра «Раздувайся пузырь»

Цель: преодоление застенчивости, создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Ход игры.

Дети встают в круг, держась за руки.

Раздувайся пузырь, (дети медленно поднимают руки вверх)

Раздувайся большой, (и делают шаг назад)

Оставайся такой,

Да, не лопайся. (здесь можно «покачать «пузырь», будто он летит)

Хлоп! Лопнул пузырь! (дети приседают со звуком «Пш-ш-ш-ш-ш»

Игра «Платочек» :

Цель: создание условий для развития двигательной реакции, умения действовать вместе со всеми, повторяя действия воспитателя, закрепления знания своих имен и имен сверстников, формирования положительных взаимоотношений.

Ход игры.

Ребята, посмотрите, какие у меня красивые платочки! Какого они цвета? Какого цвета этот платочек? А этот? Сейчас мы поиграем с платочками.

Вот платочек Ванечке, вот платочек Танечке, вот платочек Анечке….

Все платочки вверх подняли

И друг другу помахали.

Вот так, вот так помахали. Молодцы!

Спрятали платочки.

Где платочек Анечки?

Где платочек Ванечки?

Спрятались платочки!

Вот они!

Все платочки вверх подняли

И друг другу помахали.

Вот так, вот так помахали. Молодцы!

Мы возьмем за уголочки наши яркие платочки,

Вверх поднимем мы платочки

Вот так, вот так, молодцы!

Сядем тихо мы в кружочек,

Спрячемся за свой платочек,

А потом, а потом всех ребяток мы найдем!

Это Танечка, это Ванечка и т. д

А теперь все подходите

И платочки положите.

Игра-танец «Веселые платочки»

Цель: создание условий для развития двигательной реакции, умения действовать вместе со всеми, повторяя действия воспитателя, закрепления знания своих имен и имен сверстников, формирования положительных взаимоотношений.

Ход игры.

Поместите в яркую коробку с отверстиями шелковые платочки, просунув их кончики в прорези-отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей.

Воспитатель обращает внимание на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками.

Дети стоят «стойкой», держа в руке по платочку. Воспитатель поет и выполняет движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.

Вот платочки хороши! (вытянув вперед руки, размахивают платочками)

Мы попляшем, малыши.

Ты, платочек аленький, покружись,

Всем ребятам маленьким покажись.

Я платочком помашу (взмахивают платочком, стоя на месте)

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький, покружись, (кружатся, держа платочек в поднятой руке)

Всем ребятам маленьким покажись.

Нет платочков, ай-ай-ай. (прячут платочек за спину, поворачивая

Где платочки, угадай? голову вправо-влево)

Ты, платочек аленький, покружись, (кружатся, держа платочек в поднятой руке)

Всем ребятам маленьким покажись.

Вот платочки хороши!

Поплясали от души.

И платочки сложим мы свои, (идут к коробке, в которую кладут платочек)

Все умеют милые малыши.

Игра «Зайка серенький»

Цель: создание условий для развития двигательной реакции, умения действовать вместе со всеми, повторяя действия воспитателя, закрепления знания своих имен и имен сверстников, формирования положительного эмоционального состояния.

Ход игры.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит (дети присели врассыпную, подняв

Вот так и вот так он ушами шевелит руки к голове, показывают «ушки»)

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки согреть (дети хлопают в ладоши)

Хлоп-хлоп, хлоп да хлоп - нужно лапочки согреть

Зайке холодно стоять – нужно зайке поскакать (дети встают и прыгают,как зайки)

Скок-скок, прыг да скок – нужно зайке поскакать

Серый волк вокруг гулял и зайчишку напугал (встали- замерли, бег на месте,

Наш зайчонок побежал и под елочку упал. сели, закрыли руками лицо)

Игра «Под веселой крышей жили»

Цель: создание условий для развития навыков сотрудничества, развития умения внимательно слушать и быстро реагировать, для преодоления тактильных барьеров, .

Ход игры.

Воспитатель (или ведущий) держит руку ладошкой вниз («крыша»). Дети подставляют пальцы («хвостики мышей») под ладошку ребенка и произносят текст:

Под веселой крышей

Жили — были мыши.

Кошка стала их считать:1,2,3,4,5…

Ведущий зажимает ладошкой пальчики тех детей, кто не успел убрать палец «поймала кошка»)

Игра «Тихо и громко»

Цель игры: создание условий для преодоления застенчивости, снятия эмоционального напряжения, создание условий для формирования умения попеременно изменять ритм движений по указанию педагога.

Ход игры.

Играющие дети встают в круг. Педагог берет в руки бубен, располагается в центре круга и объясняет детям правила игры, которые заключаются в следующем: под громкие и частые удары бубна дети активно двигаются, не сходя с места: прыгают на месте, сильно топают ногами, размахивают руками и т. д., в зависимости от пожеланий ребенка. Когда удары бубна становятся редкими и слабыми, дети снижают активность и бесшумно шагают на месте – крадучись, медленно и приподнимаясь на цыпочки.

В начале игры педагог меняет ритм через определенные промежутки времени, например, через 1-2 минуты. Дальше игра становится более импульсивной, ритмы и сила ударов бубна меняются часто, через разные промежутки времени. Дети должны научиться резкой смене темпа деятельности. Игру можно проводить достаточно часто, несколько раз в неделю.

Игра «Солнечные зайчики»

Цели: преодоление застенчивости, снятие эмоционального напряжения, создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Ход игры.

Воспитатель зеркалом делает на стене солнечного зайчика, направляя взгляд детей на него и проговаривая слова.

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

3. Игры, в которых нужно действовать по очереди,

небольшими группами.

Игра «Паровозик»

Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, умения отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Ход игры.

Взрослый объясняет детям, что сейчас, они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а дети – вагончики. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее : «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс», После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух-чууу! Паровоз, паровоз наш вогончики повез. Чух-чух-Чууу!». побуждает детей повторить их.

Игра «Паровозик с подарками»

Цель: преодоление застенчивости, отработка коммуникативных навыков детей; воспитание дружелюбия, желания играть друг с другом; вызвать положительные эмоции.

Ход игры.

Дети встают в колонну друг за другом, держась за плечи впереди стоящего, начинают движение по кругу, издавая звуки «чух-чух-чух», «ту-ту!», воспитатель начинает рассказывать:

К нам приехал паровоз!

Что с собою он привез?

Он устал, он глух и нем,

он привез вагончик. С чем? (дети останавливаются и встают лицом в круг)

С топотушками (топают)

С хлопушками (хлопают)

С мигалками (мигают глазками)

С улыбалками (улыбаются)

С кричалками (кричат)

С обнималками (обнимаются)

И вагончик. с тишиной (тишина)

Вновь поехал паровоз, (дети снова встают паровозиком и уезжают под звуки

тишину с собой увез. «чух-чух-чух», «ту-ту», воспитатель машет:

«До свидания, паровозик!»

Игра «Катаем мячик»

Цель: Создание условий для формирования чувства общности, умения вступать в эмоционально-практическое взаимодействие друг с другом.

Ход игры.

Взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей : «Покатился мячик в гости к Лене, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему покатить мяч другому ребенку: «Лена, а к кому мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш не может выбрать ребенка, помогает ему: «Кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре.

Затем воспитатель предлагает таким же образом перебрасывать мячик друг другу. Примечание: Можно модифицировать игру: катать мяч не через все поле, а по кругу от одного ребенка к другому. Перекатывая мяч, необходимо комментировать его передвижения : «Вот сейчас мячик у Саши, а Саша покатил мячик Ване!»

Игра «Зайка»

Цель: Создание условий для формирования чувства общности, умения вступать в эмоционально-практическое взаимодействие друг с другом.

Ход игры.

Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»).

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи. (дети останавливаются и хлопают в ладоши)

«Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг, игра возобновляется.

«Мирилки»

Чем ругаться и дразниться

Лучше нам с тобой мириться!

Очень скучно в ссоре жить,

Потому – давай дружить!

***

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

***

Солнце выйдет из-за тучек,

Нас согреет тёплый лучик.

А ругаться нам нельзя,

Потому что мы друзья.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Картотека коммуникативных игрКартотека коммуникативных игр Картотека коммуникативных игр 1. "Оригинальное знакомство"Все участники игры сидят или стоят в кругу. Сделав шаг вперед или поднявшись со.

Картотека коммуникативных игр для детей дошкольного возраста Игра на чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров Клеевой ручеёк Цель: развить умение.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека коммуникативных игр для детей 2–3 лет
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 18:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД