Папки-передвижки

Картотека музыкально-дидактических игр (1 фото)

Млада Сидорова
Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр

1. «Волшебные часы»

Цель: Повторение и закрепление изученного материала.

Методика применения:

Под музыку ведущий (воспитатель или ребенок) вращает стрелки часов. Затем музыка останавливается, и дети по указанию стрелки определяют, что они будут делать (петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах или читать стихи). Исполняется репертуар по выбору детей.

Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр» размещена в разделах

2. «Лесенка»

Цель: развивать умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии)

Репертуар: «Лесенка» Е. Тиличеевой

Методика применения:

Педагог исполняет на металлофоне знакомую попевку, затем предлагает поочередно музыкальные загадки:

1. Исполняет без слов 1-ю фразу (мелодия вверх, но не доигрывает последний звук «соль»

2. Исполняет 2-ю фразу (мелодия вниз, но не доигрывает нижний звук «до»

Дети должны определить пропущенные звуки, на соответствующую ступеньку положить фишку того цвета, которым раскрашена ступенька.

Задание можно усложнить: педагог исполняет звуки мажорного трезвучия (вверх или вниз, пропуская любой звук. Дети отмечают фишкой этот звук.

3. «Три медведя»

Цель: развивать регистровый слух детей

Методика применения:

Вспомнить русскую народную сказку «Три медведя»: кто каким голосом разговаривал. Затем дети по звучанию регистра музыки определяют, кто из медведей подходит к домику. Ведущий (а затем ребёнок) вставляет в окошко домика правильную картинку.

4. «Солнышко и дождик»

Цель: развивать у детей представление о различном характере музыки

Методика применения:

Детям раздаются карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать три музыкальные произведения. Дети поочередно определяют каждое из них, закрывая пустые квадраты на основной карточке квадратами с условным изображением.

Музыкальный репертуар:

«Рондо-марш» Д. Кабалевского

«Ходит месяц по лугам» С. Прокофьева

«Зима» М. Крустицкого

5. «Узнай песню по картинке и спой»

Цель: развивать у детей музыкальную память, соотносить художественный и музыкальный образ.

Методика применения:

Детям предлагается рассмотреть большую карточку «Музыкальный телефон» или «Музыкальный домик», на которых расположены цветные картинки, отражающие содержание знакомых песен. В центре вращающаяся стрелка. По желанию ведущий-ребёнок вращает стрелку к той иллюстрации, которую выберет сам. Дети должны узнать название песни и исполнить её.

6. «Море»

Цель: развивать у детей способность различать изменение динамики музыки

Методика применения:

Дети слушают в записи произведение Римского-Корсакова «Океан-море синее».

После исполнения делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание детей на разное состояние моря: то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Затем педагог показывает иллюстрации к этим состояниям. Музыка прослушивается ещё раз, дети обращают внимания на изменения в характере музыки. Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, раскладывая карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.

7. «Угадай, кто танцует»

Цель: учиться различать танцевальные жанры польки и вальса

Методика применения:

Детям рассказывают, что у мальчиков и девочек разный характер, и они любят танцевать разные танцы: девочки больше любят плавный вальс, а мальчики – весёлую озорную польку.

Ведущий раздаёт детям карточки, объясняя, что бантик означает девочек, а кепочка – мальчиков. Исполняются фрагменты полек или вальсов. Если звучит вальс, дети поднимают карточку с бантиком («танцуют девочки», если звучит полька – карточку с кепочкой («танцуют мальчики»).

8. «Чей замок?

Цель: Развитие воображения и образного мышления детей.

Методика применения:

Дети рассматривают изображения двух замков и размышляют, кто мог бы жить в таком замке и какой характер у хозяина этого замка. Затем звучат два музыкальных фрагмента: П. Чайковский «Фея Драже» (СД№1) и М. Мусоргский «Катакомбы» (СД№25, и дети определяют, какой замок определяет каждый из фрагментов.

9. «Сколько нас поёт?

Цель: развитие гармонического слуха

Методика применения:

Ведущий играет на инструменте 1, 2 или 3 звука. Дети определяют количество звуков и поднимают карточки с изображением нужного количества поющих в соответствии с количеством звуков.

10. «Что делают дети?»

Цель: различать характер и жанр музыки

Методика применения:

Ведущий играет на фортепиано музыкальные фрагменты различного характера. Дети показывают через движения характер музыки или называют её жанр. Воспитатель показывает соответствующую музыке картинку

11. «Весело-грустно»

Цель: учиться различать характер и лад музыкального произведения.

Методика применения: детям раздаются карточки красного и синего цвета. Музыкальный руководитель играет музыкальные фрагменты, дети поднимают красную карточку, если музыка весёлая (мажорная) или синюю, если музыка грустная (минорная). Воспитатель показывает картинку с зайчиком, соответствующую характеру музыки.

12. «Что делают зайцы»

Цель: развитие чувства ритма, различения характера музыки

Методика применения:

Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке. «Здесь живут маленькие зайчики. А что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку.» Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют, что делают зайки (веселятся или спят) и вставляют соответствующую картинку в прорези на игровом поле.

13. «Узнай настроение»

Цель: Развивать умение различать характер и лад музыки.

Методика применения:

Ведущий исполняет музыкальные фрагменты различного характера. Дети определяют, какое настроение передает музыка (веселое, грустное, и поднимают соответствующую карточку. Ведущий показывает для проверки картинку.

(Предварительно рассмотреть с детьми картинки с масками, определить настроение каждой из них)

14. «Уложим кукол спать»

Цель: Учить детей различать звуки терции: ми-соль.

Методика применения:

Спеть песню Тиличеевой «Спите куклы». Затем проиграть отдельно два звука, на которых построена песня, и показать карточки, соответствующие этим звукам. Ведущий играет то один, то другой звук, а дети показывают соответствующие карточки.

15. «Колокольчики»

Цель: Развивать звуковысотный слух у детей.

Методика применения:

Группе детей раздаются карточки с колокольчиками з-х цветов.

Красный (дон, обозначает низкий звук,

Желтый (дан) - средний,

Зеленый (динь) – высокий.

Ведущий играет на металлофоне звуки разной высоты, дети поднимают соответствующие карточки.

16. «Кого встретил колобок?»

Цель: Развивать у детей представления о регистрах (высокий, средний, низкий).

Методика применения:

Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют персонажей. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определенном регистре: «Заяц»-в высоком регистре, «Волк» - в среднем, «Медведь» - в низком. После прослушивания каждой пьесы дети отгадывают, кто изображен в музыке и передвигают линейку. Рядом с колобком в окошке показывается соответствующий персонаж.

17. «Где мои детки?»

Цель: развивать у детей звуковысотный слух.

Методика применения:

У детей в руках карточки с изображением птиц (по одной).

Ведущий рассказывает, что в одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, и т. д. Мамы потеряли своих детей и стали их звать. Ведущий показывает большую картинку с изображением (например: утки, и поет: «Где мои детки? Кря! Кря!»

Дети, у которых оказались карточки с изображением утят, поднимают их и поют: «Кря-кря! Мы здесь!» Игра продолжается пока все птицы не найдут своих детей.

18. «Узнай звуки по длительности»

Цель: Развивать у детей чувство ритма.

Методика применения:

Детям раздаются карточки с ритмическими схемами. Дети отхлопывают ритмический рисунок.

19. «Три чуда»

Цель: Развитие образного мышления и воображения

Методика применения:

Предварительно прослушивается произведение Римского-Корсакова «Три чуда» и обсуждается особенность каждого музыкального образа, его выразительных средств.

Затем дети слушают произведение ещё раз и поднимают соответствующую карточку на каждый музыкальный образ.

20. «Наши любимые пластинки»

Цель: Повторение и закрепление пройденного материала и развитие образного мышления

Методика применения:

Детям говорят, что сломался проигрыватель. Пластинку показывают и предлагают самим её озвучить (в соответствии с картинкой). Далее пластинку устанавливают на диск, а дети поют знакомую песню хором или индивидуально.

Игру можно использовать в сюжетно-ролевых играх в «семью», «День рождения кукол» и т. д.

21. «Сколько ступенек?»

Цель: Развитие слуха и слухового внимания

Методика применения:

Ведущий играет на фортепиано или металлофоне 3,4 или5 последовательных звуков. Дети определяют, сколько у лесенки ступенек и показывают соответствующую карточку.

22. «Превращения»

Цель: Развитие образного мышления и творчества, выразительности движений

Методика применения:

Ведущий по очереди вытаскивает различные образные картинки. По взмаху волшебной палочки дети превращаются в то, что изображено и выразительно двигаются под музыку.

23. «Мир эмоций»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей

Методика применения:

Дети с воспитателем подбирают к каждой картинке подходящее лицо, выражающее определённую эмоцию, и поясняют свой выбор. Затем через движения и мимику изображают каждую эмоцию под музыку.

24. «Поле чудес»

Цель: Игра-концерт на повторение пройденного материала

Методика применения: Детям показывают игровое поле с картинками, изображающими «пение», «танец» или «игру на музыкальных инструментах». Звучит музыка, а один из детей вращает стрелку. По окончании музыки стрелка замирает, указывая на одну из картинок (ближайшую по часовой стрелке). Дети по картинке определяют, что им следует делать и выполняют данное действие. Репертуар – по выбору детей.

25. «Бубенчики»

Е. Тиличеева см. «Музыкальный букварь» с. 76

Цель: Различать звуки мажорного трезвучия, развитие слуха.

Методика применения:

Ведущий раздаёт детям карточки разного цвета, напоминает звучание каждого из бубенчиков, вспоминает песню. Далее на металлофоне или фортепиано исполняется один из звуков. Дети определяют, какой из бубенчиков звучит и поднимают соответствующую картинку.

26. «Птички»

Цель: учить различать плясовую и колыбельную музыку

Методика применения:

Детям раздают карточки 2 видов: с весёлой птичкой и спящей. Звучит музыка различного характера, а дети поднимают карточку, соответствующую музыке.

27. «Три поросёнка»

Цель: развитие звуковысотного слуха

Методика применения:

Ведущий рассказывает, что в домике живут три поросёнка. У каждого из них свой голос – высокий, низкий или средний. Затем показывается изображение каждого из поросят, сопровождаемое соответствующим звучанием нот трезвучия на металлофоне или фортепиано. Дети поочередно пропевают звуки трезвучия («Ниф-ниф», «Нуф-Нуф», «Наф-Наф»). Затем ведущий играет 1 из звуков, а дети определяют, «чей голос доносится из домика». В окошечке появляется соответствующий поросёнок.

28. «Что снилось детям?»

Цель: развивать понимание образного содержания музыки, закреплять пройденный материал.

Методика применения:

Звучит колыбельная музыка. Ведущий показывает картинки со спящими девочкой и мальчиком и предлагает угадать, что снится каждому из них. Звучат уже знакомые детям фрагменты музыкальных произведений, а дети называют, что приснилось девочке или мальчику.

Другой вариант: звучат незнакомые произведения, а дети по характеру музыки определяют, что снилось девочке и мальчику.

29. «Длинные и короткие звуки»

Цель: развитие чувства ритма детей

Методика применения:

Детям показывают 2 матрёшек и просят сравнить их.

Ведущий вспоминает вместе с детьми, что и музыкальные звуки бывают разные по длительности - длинные и короткие. Чередование длинных и коротких звуков называется «ритм». Его можно прохлопать и проговорить: длинный звук «та-а», короткие «ти-ти». На ковролине выкладываются различные ритмы из длинных и коротких полос. Дети проговаривают и прохлопывают их.

30. «Весёлые интервалы»

Цель: развитие гармонического слуха детей

Методика применения:

Детям предлагают погулять по зоопарку. Показывают картинки живущих там животных. Различные истории-сказки о животных сопровождаются звучанием их интервалов (Каждому интервалу соответствует образ одного из животных). Затем дети по звучанию интервала узнают, какой персонаж появился. Воспитатель показывает картинку.

31. «Узнай и спой»

Цель: развитие интонационного слуха

Методика применения:

Воспитатель показывает картинки, дети вспоминают и поют знакомые попевки. Затем дети поочередно вытаскивают одну из маленьких картинок и исполняют соответствующую ей попевку.

32. «Я шагаю вверх»

Цель: развитие умения слышать и петь поступенные движения мелодии вверх и вниз на 3, 5 и 7 ступеней

Методика применения: Вначале дети поют с показом руки поступенного движения вверх и вниз звукорядов из 3, 5 и 7 ступеней, в соответствии с показанной карточкой:

«И-ду вверх, и-ду вниз!», «Я шагаю вверх, я шагаю вниз!», «Я по ступенькам вверх иду, потом обратно побегу!»

Затем звучат различные звукоряды, один из детей выбирает подходящую карточку, дети показывают направление движения мелодии.

33. «Ритмическое рондо»

Цель: развитие чувства ритма и формы

Методика применения: Ведущий объясняет детям, что такое форма рондо. Дети разучивают ритм рефрена. После этого несколько человек составляют из карточек ритмы эпизодов, а вся группа их прохлопывает. В конце прохлопывается всё произведение целиком: А- Б- А- В- А- Г- А- Д- А

34. «Весёлые поезда»

Цель: закрепление изученного материала

Методика применения:

Дети рассматривают картинки, связанные с образным содержанием знакомых песен (верхний поезд) и музыки для слушания (нижний поезд). Дети узнают произведение и исполняют его (песни) или называют композитора, а произведение звучит в записи.

35. «Музыка дождика»

Цель: развитие чувства ритма

Методика применения:

С детьми поётся попевка «Дождик» с прохлопыванием ритма. Музыкальный руководитель выкладывает ритм на игровом поле с помощью капелек – больших и маленьких. Произведение поётся и прохлопывается ещё раз. Затем выкладывается новые ритмы, вначале музыкальным руководителем, затем самими детьми. Дети прохлопывают каждый ритм.

36. «Схемы танцев»

Цель: развитие ориентации в пространстве и понимания логики построения танца

Методика применения: Музыкальный руководитель рассматривает с детьми схемы танцев и объясняет их. Затем дети учатся быстро выстраиваться в соответствии со схемой.

37. «Звуки вокруг нас»

Цель: развивать слуховое внимание, воображение и творчество

Методика применения:

Воспитатель беседует с детьми о разных звуках, окружающих нас в природе: деревянных, стеклянных, металлических, шуршащих и т. д. и предлагает попробовать подобрать к ним музыкальные инструменты.

Далее дети рассматривают картинки и выбирают музыкальные инструменты. Под музыку иллюстрируют предложенные картинки.

38. «Эмоции»

Цель: развитие эмоциональной сферы

Методика применения:

Воспитатель с детьми рассматривает и обсуждает картинки, изображающие различные эмоции. Затем звучат музыкальные фрагменты, а дети подбирают к ним соответствующие картинки и объясняют свой выбор.

39. «Симфонический оркестр»

Цель: закрепление знаний инструментов симфонического оркестра

Методика применения: Дети слушают музыкальные фрагменты и выбирают картинку с тем инструментом, который звучит.

Другой вариант:

Дети выбирают из всех инструментов только инструменты предложенной группы:

Духовые (медные или деревянные)струнные или ударные.

40. «Музыкальная азбука»

Цель: знакомство с различными средствами музыкальной выразительности музыки

Методика применения:

С детьми рассматривают картинки и объясняют, какие средства музыкальной выразительности они обозначают. Дети исполняют песни или попевки по выбору, стараясь передавать то средство выразительности, которое показывает музыкальный руководитель.

41. «В гостях у сказки»

Цель: развитие образного мышления и воображения, координации движений

Методика применения:

Воспитатель предлагает детям путешествие по сказкам с помощью волшебных звуков. Под музыку вращается стрелка часов, по окончании музыки останавливается. Дети с помощью движений изображают сказочного героя, на которого указывает стрелка часов (ближайшего по часовой стрелке)

42. «Музыкальный магазин»

Цель: развитие тембрового слуха

Методика применения:

Детям показывают изображение музыкального магазина и рассказывают, что некоторые инструменты раскупили и надо принести их со склада. А какие инструменты нужны мы узнаем по их звучанию. Дети слушают музыку, определяют инструмент и находят соответствующую карточку.

43. «Помогите почтальону»

Цель: развитие тембрового слуха

Методика применения:

Почтальону нужно разнести бандероли с нотами для музыкантов, которые живут на улице До-ми-соль. Но аист-почтальон попал под дождь, и адреса на конвертах размокли. Видны лишь имена адресатов: кузнечик-скрипач, комар-трубач, гусеница-гитаристка, жук-в-бубен-стук, бабочка-колокольница.

Помогите почтальону узнать, где кто живёт! Послушайте, какие инструменты играют в каждом домике.

44. «Кот и птички»

Цель: Развитие слуха, умение различать направление движения мелодии.

Методика применения:

Детям рассказывают историю про кота. Который полез на дерево, чтобы поймать птичку, но ветка обломилась, и кот упал. Птички улетели. Рассказ сопровождается музыкой - вначале восходящей, затем нисходящей.

После рассказа дети слушают восходящий и нисходящий звукоряды и определяют в каком направлении движется кот (вверх или вниз).

45. «Угадай на чем играю»

Цель: Формировать умение чувствовать и различать тембр звучания музыкальных инструментов.

Методика применения:

Воспитатель за ширмой играет на каком-либо инструменте, а дети определяют, какой инструмент звучит. Затем ребенок, который определил звучание инструмента, играет на нем в кругу, а дети пляшут (или маршируют под барабан)

46. «Узнай и сложи попевку»

Цель: Развивать ритмический слух, умение соотносить звуки по длительностям.

Методика применения:

Воспитатель выставляет на фланелеграфе карточки с ритмическим рисунком песенок-попевок. Ребенок узнает, отхлопывает ритм и выкладывает ритмический рисунок на столе.

47. «Чей это марш»

Цель: Развивать интерес к музыке, формировать умение чувствовать выразительные особенности музыки (темп, ритм, динамику). Различать виды марша (спортивный, военный, сказочный, детский)

Методика применения:

Детям предлагается прослушать музыкальные фрагменты различных маршей и определить, кто может шагать под такую музыку.

48. «Кто шагает по тропинке»

Цель: Развивать умение чувствовать музыку, ее выразительные особенности

(динамику, темп, ритм).

Методика применения:

1-ый вариант игры. Детям показывают изображение леса и тропинки. По звучанию музыки дети определяют, кто шагает по тропинке, и передают в движении музыкальный образ.

2-ой вариант игры. (различение вальса и польки) Дети пошли за грибами в лес. Девочки идут спокойно, плавно под вальс, а мальчики идут вприпрыжку под польку.

Дети слушают музыку и определяют, кто сейчас шагает – мальчики, или девочки.

49. «Кто сидит в пруду»

Цель: Развивать интерес к музыке различного характера и умение различать жанр музыкального произведения (вальс и польку).

Методика применения:

Рассказать детям об обитателях пруда. Рыбка, которая живет в пруду, движется плавно, а лягушки весело резвятся. Затем звучат различные отрывки музыкальных произведений (вальсы и польки, дети определяют, кого изображает музыка.

50. «Кошка и кот»

Цель: Развивать умение различать регистр.

Методика применения:

Обсудить с детьми, как мяукает кошка (тоненько на высоких звуках, а как мяукает ко

(низко). Исполнить попевку в высоком и низком регистрах. Мелодия попевки исполняется в разных регистрах, а дети определяют, чей голос звучит – кошки или кота.

51. Снежная горка»

Цель: Развивать умение определять направление движения мелодии (вверх или вниз)

Методика применения:

Дети слушают восходящие и нисходящие звукоряды и определяют, куда движется лыжник (с горы или на гору).

52. «Кто как идет»

Цель: Развивать умение чувствовать музыку, ее характер и выразительные особенности (динамику, темп, ритм, согласовывать с ней движения, развивать выразительность, четкость и ритмичность.

Методика применения:

Дети делятся на три команды (медведи, лисы, волки). Звучат музыкальные фрагменты. Команда, услышавшая свою музыку, выходит на середину зала (на полянку) и изображают как ходят медведи, волки, лисы. Затем роли меняются и игра повторяется.

53. «Кошка и котята»

Цель: Развивать ритмический слух, умение соотносить звуки по длительностям

Методика применения:

Детям показывают изображение кошки и объясняют, что она зовет котят долгим, протяжным звуком: «Мя-а-у», а котята ей отвечают отрывисто: «мяу, мяу».

Затем воспитатель выкладывает ритмический рисунок из картинок на фланелеграф, дети вместе с воспитателем прохлопывают и проговаривают его. Ритмические рисунки меняются, игра продолжается дальше.

54. «Кто гулял в саду?»

Цель: Обогащать опыт музыкального восприятия. Развивать умение определять характер и жанр музыкального произведения.

Методика применения:

Воспитатель рассказывает, что в саду поспели яблоки. Мальчик и девочка по очереди приходят в сад убирать урожай. Догадайтесь по характеру музыки, кто сейчас собирает яблоки в саду (девочки - полька, мальчики – марш)

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Карточка№1. «Геометрические фигуры» Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами. Материал:.

Картотека дидактических игр по ПДД Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.

Картотека дидактических игр по экологии Д/и «Помоги Машеньке выбрать овощи, фрукты» - научить детей узнавать и называть овощи и фрукты Д/и «Чудесный мешочек» - учить детей определять.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Игры для развития звуковысотного слуха и закрепления программного.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста Игры на развитие звуковысотного слуха «Угадай-ка» Игровой.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально – дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие ритмического слуха «Веселые подружки».

Картотека музыкально-дидактических игр для младшего дошкольного возраста Игры для детей младшего дошкольного возраста Где мои детки? Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу.

Картотека музыкально дидактических игр и речевых упражнений «СОЛНЫШКО» Задачи: Закрепить навыки выполнения одновременно «пружинок» и хлопков, прыжков и хлопков. Ход игры: \ Солнышко, \ солнышко,.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для второй младшей группы Цель: развитие чувства ритма. • Как бегают зверята • Песенки-ритмы Цель: развитие звуковысотного слуха. 1) Лесенка 2) Птица и птенчики 3).

Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном развитии дошкольников Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Школа №1155» Консультация для педагогов ДОУ «Основные виды музыкально-дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека музыкально-дидактических игр
Опубликовано: 1 августа 2018 в 13:52
+226Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 93.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД