чураева мария
Картотека музыкально-дидактических игр по развитию слуха, ритма, музыкальной памяти, развитию зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека музыкально-дидактических игр по развитию слуха
Найди игрушку» (младшая группа)
Цель: Развитие звуковысотного слуха. Игровой материал: Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка и т. д. Плейлист с программными произведениями.
Ход игры: Педагог предлагает прослушать мелодию и выбрать соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется игрушек.
«Угадай-ка» (средняя группа)
Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр по развитию слуха, ритма, музыкальной памяти, развитию зрения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа музыкального руководителя
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Слуховая и звуковая память. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: Развитие звуковысотного слуха Игровой материал: Карточки с изображением гуся и гусенка, коровы и теленка, кошки и котенка, утки и утенка, фишки.
Ход игры: У каждого ребенка по одной карточке и по две фишки. Воспитатель произносит «га-га-га» (До 1-й октавы). Ребенок, у которого картинка гуся закрывает его фишкой. Воспитатель поет «га-га-га» (Ля 1-й октавы, ребенок закрывает гусенка. «Му-му-му» - До, Соль 1-й октавы. «Мяу-мяу-мяу» - Ре 1-й октавы, Ре 2-й октавы. «Кря-кря-кря» - Ре 1-й октавы, Си 1-й октавы. Игра проводится до тех пор, пока дети не закроют фишками все картинки.
«Ступеньки» (средняя группа)
Цель: Развитие звуковысотного слуха. Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, игрушки (матрешки, зайцы, птички, музыкальные инструменты (флейта, металлофон).
Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.
Музыкальное лото (старшая группа)
Цель: Развитие звуковысотного слуха. Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан, кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).
Ход игры: Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Ученый кузнечик (подготовительная группа)
Цель: Развитие звуковысотного слуха Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
Ход игры: Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз. Примечание. Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».
Картотека музыкально-дидактических игр по развитию чувства ритма
«Барабанщики»
Цель: Развитие творческой активность детей, слуховую память, чувство ритма. Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.
«С кем дружит зайчонок»
Цель: Формирование у детей слуховые ощущения фразы, ее начало и окончание. Сохранять темп движений на протяжении всей игры, развивать чувство ритма. Ход игры: Дети стоят в кругу лицом друг к другу (в руках у детей музыкальные инструменты). Педагог держит зайчонка в руках и со словами идет по кругу с внешней стороны. Зайка – верный, добрый друг, к нам пришел играть он в круг. С кем он дружит, назовите, никого не пропустите. В конце первого предложения педагог останавливается напротив кого-нибудь из детей и лапкой зайчонка дотрагивается до одного игрока. Остальные называют его имя (например, «с Сашей»). Ребенок отстукивает на инструменте ритм, дети его повторяют. На второе предложение по кругу с игрушкой идет «Саша» и лапкой зайчонка дотрагивается до одного из игроков. Дети называют имя этого участника игры и т. д.
«Какая бывает зима?»
Цель: Развивать творческую активность детей, учить передавать на музыкальном инструменте простой ритмический рисунок, одновременно пропевая слова. Ход игры: В центре круга на детском стуле стоит игрушечный слон и колокольчик. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу со словами: Слон совсем не знает, какой зима бывает. К кому колокольчик придет, тот ответ слону дает. Ребенок, остановившись напротив слона, берет колокольчик и передает ее по кругу на сильную долю музыкального произведения в четырехдольном размере и умеренном темпе. При этом он пропевает приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая и т. д.», одновременно играя на колокольчике. Разучивание игры начинается с подготовительного упражнения на развитие метра, в дальнейшем – перейти к пропеванию признаков существительного.
«Переводчик»
Цель: закрепление полученных знаний в процессе развития чувства ритма. Дидактический материал: карточки с графиками ритмов знакомых песен. Ход игры: Педагог предлагает детям «перевести» фразы из знакомых песен на ритмический язык, используя символы. Дети воспроизводят предложенную педагогом фразу, используя хлопки, шлепки или притопы и заменяя текст ритмическими символами. Педагог предлагает кому-нибудь из детей изобразить ритмический график данной фразы на фланелеграфе или выбрать из нескольких графических карточек нужную для данного упражнения.
«Сладкое дерево»
Цель: Закрепление знаний детей о длительности звука. Демонстрационный материал: Фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты различной длительности. Ход игры: Педагог: «На большой зеленой ветке – музыкальные конфетки. Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.» Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слоги «ля». Педагог: «Посмотрите, наши детки, - это сладкие конфетки.» Дети отхлопывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.
Картотека музыкально-дидактических игр по развитию музыкальной памяти
«Птица и птенчики»
Цель: развивать звуковысотный слух, упражнять детей в восприятии двух звуков («до»1 - «до»2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» сл. М. Долинова муз. Е. Н. Тиличеевой.
Игровой материал: (для младшего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные не разрезанные).(для среднего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков не цветные и цветные, разрезанные на четыре части.
Ход игры: Вариант 1: (для младшего возраста) Педагог напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт - птица или птенчик?» Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков.
Внимательные ребята (возраст: 3 — 4 года.)
Цель игры: научить детей улавливать характерные изменения музыки и передавать их в движении. Необходимое оборудование: музыкальные записи разного ритма и характера. Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает ребятам образовать круг. Игроки, расположившись по кругу, слушают небольшое музыкальное произведение. Их задача: вовремя заметить смену характера музыки и показать это своими движениями. Звучит быстрая мелодия — дети легко бегут по кругу. В музыке происходят изменения, она становится ритмичной и быстрой — и дети ей в такт начинают двигаться иначе, скачками и прыжками, поставив руки на пояс, по кругу. Под звуки спокойной мелодии, произвольно опустив руки, игроки спокойно идут, и т. п. Примечание. Перед игрой, в качестве маленькой разминки, детям предлагается хлопками обозначить смену ритма мелодии.
Кто что услышал (возраст: 5 — 6 лет.)
Цель игры: развить у детей слух, внимание, наблюдательность, умение в обычных вещах и явлениях видеть необычное. Необходимое оборудование: никакого дополнительного оборудования не требуется. Ход игры. Дети располагаются на стульчиках или на ковре. Количество игроков значения не имеет. Воспитатель предлагает минуту посидеть спокойно и прислушаться: в тишине можно многое услышать. По истечении условленного времени игроки делятся своими наблюдениями. Кто-то услыхал шум проезжающего транспорта за окном, а кто-то — пение птиц, шум листвы, скрип открываемой двери, обрывки отдаленного разговора и т. д. Задача игроков: за определенное время услышать как можно больше разнообразных звуков. Самый внимательный и активный участник игры получает почетное звание Лучшего наблюдателя этого дня. Примечание. Во время игры воспитатель (музыкальный руководитель) умышленно может от себя добавить несколько «лишних звуков» (например, уронить книгу, постучать пальцами по поверхности стола или «случайно» нажать клавишу пианино и т. п.).
Птица и птенчики
Цель: развивать звуковысотный слух, упражнять детей в восприятии двух звуков («до»1 - «до»2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» сл. М. Долинова муз. Е. Н. Тиличеевой.
Игровой материал: (для младшего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные не разрезанные).(для среднего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков не цветные и цветные, разрезанные на четыре части.
Ход игры:
Вариант 1: (для младшего возраста) Педагог напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт - птица или птенчик?» Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков.
ЗАПОМНИ ЦИФРУ
Цель. Развивать устойчивость слуховой памяти. Ход игры. Перед игрой детям дается установка запомнить цифру, названную ведущим. Под спокойную музыку лирического характера (по выбору) дети свободно двигаются по залу. Ведущий называет цифры в любом порядке. Услышав цифру, которую надо было запомнить, игроки должны остановиться и хлопнуть в ладоши над головой. Рекомендуем педагогу между повторением заданной цифры использовать длительные отрезки, чтобы обострить слух и развить внимание.
Картотека музыкально-дидактических игр по развитию зрения
"Музыкальные ступеньки"
Дети определяют по мелодии постепенное движение вверх и вниз, показывают направление движения мелодии рукой, отслеживая глазами движение руки.
"Цветные ленточки"
Звучит музыка различная по характеру. Дети должны при помощи движения ленточек отобразить характер и настроение музыки, затем охарактеризовать ее вербально. При этом включается творческое воображение, обогащается лексический словарь ребенка, воспитывается музыкальное слуховое восприятие. Акцентировать внимание ребенка на цвете.
"Узнай музыкальное произведение"
Пособие к этой игры сделали в виде многоэтажного дома. Каждое окно – эта картинка, соответствующая определенному произведению. В этой игре мы используем такие произведения, в которых присутствует какое-нибудь действующее лицо, например: (кукла «Новая кукла», «Болезнь куклы» муз. Чайковского, клоуны из произведений «Будем кувыркаться» муз. Саца, «Клоуны» муз. Кабалевского и т. д.). Сам персонаж на картинке отсутствует. Прослушав музыкальное произведение, дети называют его, вспоминают композитора, находят в домике картинку по этому произведению и дополняют ее персонажем (по принципу мозаики с пазлами).