Картотека наблюдений на прогулке на декабрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Кириллова Тамара
Картотека наблюдений на прогулке на декабрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Картотека

наблюдений на прогулке

на декабрь месяц

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н.

2018 г

Зима.

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать наблюдательность.

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, особенностях деятельности людей в городе и селе. Познакомить с таким явлением, как туман.

№1. Наблюдение в морозную погоду.

В морозную погоду рассмотреть узоры на окнах, которые искрятся на солнце разноцветными огоньками. Если после оттепели ударит мороз, появится гололёд. Объяснить это явление. Что надо сделать, чтобы было не скользко идти по дорожке? (посыпать её песком).

Труд. Уборка снега с дорожек.

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зелёного корма для птиц в огороде на окне, к созданию фигур и построек из снега.

Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.

Понаблюдать за работой дворника.

№2. Наблюдение за красотой зимнего пейзажа.

Обратить внимание детей, как красиво зимой. Деревья уже не кажутся голыми: они оделись в белоснежный наряд. Побелели и дорожки. Предложить понаблюдать, как красиво лежит снег на деревьях, какой сказочный стал участок детского сада.

№3. Наблюдение за следами на снегу.

Обратить внимание детей, как много снега выпало на участке. Предложить рассмотреть следы на снегу птиц, кошек, большие и маленькие следы человека. Учить различать и узнавать следы.

Игра «Нарисуй следами».

Развешивание кормушек.

№4. Наблюдение за солнцем.

Обратить внимание на солнце. Какое оно сегодня: тусклое, яркое, закрытое тучами? Вспомнить, какое оно было вчера. Отметить путь солнца утром, днём и вечером по ориентирам. Сделать вывод, что солнце всё позже всходит и всё раньше заходит, в связи с этим дни уменьшаются.

Труд. Уборка снега с дорожек.

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к уборке снега с дорожек.

№5. Наблюдение за деревьями.

Предложить детям рассмотреть строение деревьев: крону, ствол, расположение веток. Сравнить друг с другом. Рассказать детям, какую пользу приносят деревья.

Обратить внимание на снег, который слегка разукрасил деревья, припушил ели и сосны. Предложить детям узнать деревья. Научить детей отличать деревья от кустарников.

Какие хвойные деревья вы знаете? Что такое хвоя?

Как называются деревья, у которых листья на зиму опадают?

Рассмотреть хвойные и лиственные деревья, сравнить их между собой.

Беседа. «Живое должно жить».

Воспитывать человечность, помочь понять, что всё живое на Земле имеют право на полноценную жизнь, способствовать активному осуждению жестокости, умению правильно вести себя по отношению к детёнышам зверей и птиц.

№6. Наблюдение за берёзой.

Ствол у дерева белый с чёрными отметинами. Ветви длинные и раскидистые. Берёза очень распространена в нашей стране.

Вспомнить стихи и песни о «русской красавице».

Труд. Посыпание песком скользких дорожек. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к посыпанию песком дорожек.

№7. Наблюдение за тополем.

Высокое дерево со стройным стволом и широкой кроной. Кора желто – серая с трещинами. Ветки толстые разной длины. Можно потрогать и понюхать ветки. Почки клейкие и душистые. Тополь очень полезное дерево, он очищает воздух от городского дыма и пыли.

Труд. Уборка снега с дорожек.

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к уборке снега с дорожек.

№8. Наблюдение за елью.

Ствол у ели прямой, кора красновато – бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрытые чешуйками. На ели висят длинные шишки. Зимой в густых еловых лесах спят медведи, а зайцы прячутся под ветвями ели.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают?» Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.

№9. Наблюдение за снегом.

Обратить внимание детей, как красиво зимой. Деревья уже не кажутся голыми: они оделись в белоснежный наряд. Побелели и дорожки. Можно прочитать стихотворение о зиме.

Предложить понаблюдать, как кружится и падает снег. Когда снег падает хлопьями, обратить внимание, что его легко сгребать. Рассмотреть хлопья снега через лупу (это отдельные снежинки, сцепленные вместе, а между ними воздух, поэтому снег пушистый и его так легко поднять. Предложить взять снег с собой в группу и понаблюдать, что с ним будет.

Труд. Сгребание снега к стволам и кустарникам. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников.

№10. Наблюдение за снежинкой.

Рассмотреть отдельные снежинки. Они очень красивые по форме: похожи на звёздочки, тонкие пластинки, цветы и иглы. Чаще всего у снежинок бывает шесть лучей. Обратить внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма

снежинок: при сильном морозе снежинки – в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит, это хрустят снежинки, которые ломаются под ногами.

Труд. Привлекать детей к созданию фигур и построек из снега.

№11. Наблюдение за снегопадом.

Предложить детям полюбоваться снегопадом. Почему он так называется? Посмотреть, какие сугробы намело на участке. Какой они глубины? Предложить детям измерить с помощью палочки глубину сугробов в разных местах. Полюбоваться красотой высоких сугробов. Что можно сказать о снеге? (Снег пушистый, глубокий, мохнатый, слоистый, блестит на солнце, переливается, искрится).

Труд. Уборка снега с дорожек. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к уборке снега с дорожек.

Дидактическая игра «В саду или на огороде?» Закрепить представления детей об овощах и фруктах? Группировать овощи и фрукты по месту их произрастания.

№12. Наблюдение за инеем.

Понаблюдать за явлением природы: изморосью (инеем); рассказать о его появлении.

После того как заходит солнце, поверхность земли начинает охлаждаться и к утру становится ещё холоднее. Охлаждается не только земля, но и воздух, прилегающий к ней. Капельки воды, содержащиеся в воздухе, оседают на холодную землю, телеграфные провода, ветки деревьев, крыши и замерзают.

Какая погода способствует образованию инея? (тихая, безветренная).

Какие чувства, эмоции вызывают у вас деревья, покрытые инеем?

Дидактическая игра «Охотник и пастух».

Уточнить представления детей о диких и домашних животных. Учить правильно пользоваться обобщающими словами – «дикие животные», «домашние животные».

№13. Наблюдение: какого цвета снег?

Понаблюдать за цветом снега, влиянием освещения, временем суток и другими факторами на цвет снежного покрова.

Труд. Привлекать детей к созданию фигур и построек из снега

Дидактическая игра «Охотники».

Упражнять детей в классификации диких животных в соответствии с заданием, пояснять свой выбор. Активизировать в речи соответствующие понятия и речевые конструкции.

№14. Наблюдение: идёт снег!

Рассказать о появлении снега.

В верхних слоях воздуха капельки воды замерзают и образуют кристаллики льда. Эти кристаллики срастаются, образуя объёмные ажурные снежинки. Снежинки долетают до земли, не растаяв, только при отрицательной температуре воздуха. В другом же случае снежинки тают и снова образуются капли воды.

Труд. Сгребание снега к стволам и кустарникам. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников

Дидактическая игра «Что где растёт?».

Закрепить знания детей о растениях. Группировать растения по месту их произрастания. Развивать активность и самостоятельность.

№15. Наблюдение: на что похожи снежинки?

Рассказать детям, от чего зависит форма и размеры снежинок; понаблюдать за тем, как снежинки падают на землю.

В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых.

Размеры снежинок зависят от температуры воздуха. Чем ниже температура, тем меньше снежинка.

Форма снежинки всегда шестиугольная, потому что молекулы (мельчайшие частицы) воды, из которых состоят снежинки, при замерзании всегда выстраиваются, образуя шестиугольник.

Экскурсия «Зимний парк».

Показать детям красоту зимнего парка, воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать эстетические чувства.

№16. Наблюдение: куда исчезают снежинки?

Показать детям, как и почему исчезают снежинки. Понаблюдать за таянием снежинок на ладошке, (по возможности на солнце).

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Закрепить представления о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки. У некоторых овощей съедобны и вершки и корешки.

№17. Наблюдение: продолжительность дня.

Учить детей при помощи ориентира отмечать путь солнца на небосклоне. Связывать это явление с изменением продолжительности дня.

Труд. Уборка снега с дорожек.

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к уборке снега с дорожек.

Дидактическая игра «Человек и природа».

Систематизировать знания детей о том, что даёт нам природа, а что даёт человек. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия.

№18. Наблюдение: снегопад.

Помочь детям выявить зависимость характера снега от погоды: в морозный день падает снежинками, в тёплую погоду снежными хлопьями, в сильный мороз – снегопад «иголочками

Труд. Сгребание снега к стволам и кустарникам. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников».

Дидактическая игра «Семена».

Учить детей определять растения по семенам, активизировать в речи понятия, связанные с названием растений и их частей, разновидностями семян.

№19. Наблюдение: лёд на дороге.

Формировать у детей умение устанавливать связь между температурой воздуха и состоянием воды.

Активизировать знания детей о свойствах льда: прозрачный, хрупкий.

Труд. Посыпание песком скользких дорожек. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к посыпанию песком дорожек.

Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы».

Закрепить умения детей классифицировать животных по различным основаниям.

№ 20. Наблюдение: снежный покров.

Обратить внимание детей на то, что снежный покров не везде одинаков. Предложить пояснить, почему? Обобщить представления о том, как можно измерить снежный покров.

Труд. Сгребание снега к стволам и кустарникам. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников.

Дидактическая игра «Чьи детки?».

Закрепить знания детей о домашних животных, их детёнышах, кто как кричит. Вырабатывать умение соотносить изображение детёнышей с изображением на картинке большого животного.

№21. Наблюдение: почки деревьев зимой.

Предложить рассмотреть почки. Отметить, как плотно они закупорены, залиты клейким веществом, чтобы не пропускать холодный воздух.

Труд. Привлекать детей к созданию фигур и построек из снега

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Закрепить представления детей о временах года, их характерных признаках.

Развивать наблюдательность.

Публикации по теме:

Об организации наблюдений, как одного из методов организации познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие.

Картотека наблюдений на прогулке на ноябрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке в старшей и подготовительной группе ОСЕНЬНаблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. Загадка:.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Картотека наблюдений на прогулке на декабрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 05:25
+517Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 107.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект тематического развивающего занятия «Я хочу с тобой дружить»
МБДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка» «День дружбы» Конспект тематического развивающего занятия « Я хочу с тобой дружить» воспитатель Лазыкина Елена...
Сценарий совместной игры КВН для детей и родителей «В игре готовимся к школе»
наталья морозова Сценарий совместной игры КВН для детей и родителей «В игре готовимся к школе» Сценарий игры КВН на тему: «В игре готовимся к школе» (...
Мастер-класс «Лэпбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей»
«Лэпбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей» Цель: Ознакомление родителей с новым видом совместной деятельности взрослого и детей. Задачи:...
Сценарий досуга для старших дошкольников «День приветствий»
Сценарий досуга для старших дошкольников «День приветствий» Цель: в игровой форме познакомить детей с приветствиями принятыми в обществе, как у нас в стране,...
Открытое занятие
Открытое занятие в средней группе Тема: « Космос » Подготовила и провела: Воспитатель Мирзаева З . Н Цель: развитие познавательной и творческой активности...