Лучший педагог года

Картотека наблюдений за объектами природы

Ирина Бахмарова
Картотека наблюдений за объектами природы

Тема. Наблюдение за солнцем.

Цель. Установить, что солнце светит, но не такое жаркое, как летом.

Процесс.

Перед началом прогулки подойти к окну и прочитать стихотворение.

-Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

-Ярко светит солнышко?

-Как вы думаете, солнце также греет, как летом?

Опыт по выявлению свойств солнечных лучей.

-Давайте проверим, вынесем на участок вот эти мокрые резиновые мячи и посмотрим, быстро ли они высохнут на солнце.

На участке найти самое освещенное место, положить мячи.

Публикация «Картотека наблюдений за объектами природы» размещена в разделах

-Понаблюдайте за ними самостоятельно.

После высыхания.

-Куда делась вода?

-Долго ли сохли мячи?

-Как они высыхали летом?

-Почему? (жаркое солнышко).

-Почему долго высыхали сегодня?

Результат.

Мы установили, что солнце осенью не такое жаркое, как летом. Мокрые резиновые мячи высыхали долго.

Тема. Наблюдение в облачный день.

Цель. Устанавливать, что в начале осени ещё видны кучевые облака.

Процесс.

-Посмотрите на небо.

-Что вы увидели?

-Я знаю загадку про облака, послушайте:

«Белая вата плывёт куда – то».

-Посмотрите, похожи облака на кусочки белой ваты?

-Рассмотрите облака.

-Какие они? (красивые, белые, пушистые).

-Давайте споё м припев песни нашим облакам:

«Облака – белогривые лошадки,

Облака, что вы мчитесь без оглядки?

Ну, спуститесь, вы, пожалуйста, свысока

И по небу прокатите нас облака.

Результат.

Правильно отметили, что в начале осени ещё можно увидеть белые, пушистые облака, похожие на кусочки ваты.

Тема. Наблюдение за дождём из окна.

Цель. Определить силу дождя.

Процесс.

-Послушайте стихотворение:

«К нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

А на лужице круги – это дождика шаги.

-Почему мы сегодня не идём гулять?

-Посмотрите в окно, понаблюдайте за дождём.

-Что видите на дорожках участка?

-Много ли луж?

-Какие они?

-Большие, почему? (сильный дождь).

-Посмотрите на стёкла окна.

-Быстро ли стекает вода по стёклам?

-Почему быстро? (сильный дождь).

-Закройте глаза, послушайте дождь?

-Как он стучит по стёклам? (барабанит).

-Почему? (сильный дождь).

-Как можно назвать такую погоду?

Результат.

Мы установили, что идёт сильный дождь, дети в такую погоду не гуляют. Погода дождливая.

Тема. Наблюдение за осенними цветами.

Цель. Закрепить название осенних цветов (астры, бархатцы, познакомить со строением растения (стебель, листья, цветок).

Процесс.

-Давайте покажем Мишутке, где у нас растут цветы.

-Подойдите к клумбе, полюбуйтесь ими.

-Цветы – не люди, говорить не могут, это мы им скажем «здравствуйте».

-Мишка не знает названия этих цветов, давайте вспомним их имена.

-Оранжевые, похожие на шарики (показывает) – это – (бархатцы).

-Разноцветные: (показывает) красные, синие, белые, фиолетовые - это – (астры).

-Давайте срежем несколько растений для букета в группу. (составить букет).

-Посмотрите (показать, это у них стебель, это листья, а это цветы.

-А у нас есть руки, глаза, покажите их.

-А у растений есть стебель, листья и цветы. Они не такие, как люди.

Результат.

Молодцы! Мы рассмотрели цветы: бархатцы и астры, и установили, что у растения есть стебель, листья и цветы.

Тема. Наблюдение за берёзой и рябиной.

Цель. Учить детей сравнивать деревья по цвету и форме листьев.

Процесс.

Пройти с детьми на участок с Мишуткой.

-Много растёт на участке растений, деревьев. Очень понравилось Мишке дерево белоствольное, с тонкими ветвями, с блестящими жёлтыми, точно золотыми листьями. А как оно называется, не знает. Что это за дерево?

-Как оно называется?

-А ласково мы его называем – берёзка, берёзонька.

-Покажите берёзу.

-Давайте наберём листочки в корзинку. Пойдём к рябине.

-А это дерево с гладкой корой, кружевными листьями, красными ягодами, как называется?

-Давайте наберём листочки в корзину. Выложите листья на стол, рассмотрите – какого цвета берёзовый листок?

-А у листа рябины, какой цвет?

-Лист берёзы большой или маленький?

-А листик рябины?

-А какой формы листья, вы знаете?

Результат.

Мы узнали, что лист рябины большой, красный, листочки у верхушки продолговатые, заострённые, а лист берёзы маленький, жёлтый, овальный.

Тема. Наблюдение за опаданием листьев.

Цель. Познакомить с понятием «листопад» (листья опадают, падая, шуршат).

Процесс.

Подвести детей к деревьям.

-Посмотрите, как красивы деревья с разноцветными листьями; как блестят на солнце листья берёзы.

-Какого они цвета?

-А листьев на деревьях стало меньше.

-Где они?

-Да, листья желтеют и опадают на землю. Сегодня я хочу познакомить вас с листопадом. Понаблюдайте за деревьями, листьями, подумайте и скажите мне, что это за явление такое, листопад? (опадение листьев).

-«Падают, падают листья,

В нашем лесу листопад,

Жёлтые, красные листья.

По ветру вьются, летят…

-Давайте закроем глаза и послушаем.

-Что услышали? (листья шуршат).

Результат.

Осенью листья на деревьях желтеют и опадают. Это листопад.

Тема. Наблюдение за отлётом перелётных птиц.

Цель. Учить видеть изменения в живой природе (птицы, которые питались насекомыми, улетают).

Процесс.

-Какая сегодня погода?

-Посмотрите на небо, что вы видите?

-А птиц много летает?

-Птицы почувствовали, что стало холодно, голодно (мало насекомых, стали они собираться в большие стаи, быстро летают над землёй. Скоро снимутся с мест и стаями улетят к тё плым синим морям:

- «Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет…

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на тёплый юг!

-До свидания нам говорят ласточки, скворцы, грачи и другие птицы.

-И мы им тоже скажем до свидания.

Результат.

Наступила осень! Птицы, которые питались насекомыми, улетают в тёплые края.

Тема. Наблюдение за насекомыми.

Цель. Выяснить, куда прячутся насекомые.

Процесс.

Пройти по экологической тропе, подвести детей к пеньку, камню, дереву.

-Я хочу рассказать вам историю про маленького жучка. Послушайте.

-Жил да был на белом свете маленький жучок.

-Как вы думайте, где он жил?

-На участке детского сада.

-Кто его знает? Вы встречали жучка?

-Хорошо ему было летом, много травы, цветов. Но наступила осень, стало холодно, трава пожелтела, цветы высохли, листья опали. Стало ему страшно. Полетел он к старому жуку, стал спрашивать как ему быть. А старый жук сказал: «Все готовятся к зиме: пауки забрались в пень, бабочки – под кору деревьев, под листья. Они будут спать. Мы с тобой заберёмся в нору под камень и позже заснём».

-Посмотрите на пенёк, кто здесь спит?

Показать на дерево.

-А под корой?

-Под камнем? (приподнять камень).

-Давайте споём песенку нашему жучку.

«Баю – баю, жучок, спи, засни!

До тепла, до красы, до весны!

-Спокойны ночи, жучки!

Результат.

Осень наступила! Все насекомые спрятались (паук в пень, бабочки под кору деревьев, жуки забираются в кору, под камни).

Тема. Наблюдение за лужами.

Цель. Развивать наблюдательность (отметить, что лужи покрыты тонкой корой льда).

Процесс.

-Что это? (показ на замёршую лужу).

-«Утром на лужицах

Тонкий ледок».

-Давайте проверим, разобьём лёд лопатой.

-Рассмотрите льдинки.

-Они прозрачные, как стекло.

-Это лёд.

-Вам интересно узнать, откуда лёд появился?

-Посмотрите, нет солнышка на небе, небо серое, хмурое, тучи всё закрыли, холодная сегодня погода, вода замёрзла, превратилась в лёд.

Результат.

Сегодня холодно, вода в луже замёрзла, превратилась в лёд.

Тема. Наблюдение за погодой.

Цель. Продолжать наблюдения за живой природой (дождливых дней больше, чем солнечных).

Процесс.

Выйти на участок и предложить определить состояние погоды.

-Какая сегодня погода?

-Небо тёмное – всё в тучах, идет дождь: вода капает, капает. Капли стучат по стеклу, по подоконнику, по крыше, по деревьям.

-Как стучат? Постучите по скамейке.

-Дождь тёплый или холодный?

-Почему холодный?

-Сегодня идёт дождь, вчера был дождь, часто идут дожди, на земле просыхают лужи.

-Давайте скажем дождику:

«Дождик, дождик,

Что ты льёшь,

Погулять нам не даёшь?

-А какую вы хотите погоду?

-Почему?

Результат.

Осенью часто идут дожди, дождливых дней больше, чем солнечных.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством знакомства с объектами живой природыЭкологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством знакомства с объектами живой природы «Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной.

Циклы наблюдений за природными объектами с детьми старшей группы в летний период. Июль Июль Прогулка 1 Наблюдение за дождевым червем Цель: познакомить с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для жизни,.

Циклы наблюдений за природными объектами с детьми старшей группы в летний период. Июнь Июнь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при-роды; — учить выделять изменения.

Картотека наблюдений. Наблюдения осенью. Наблюдение за почвой. Обратить внимание на следы, которые остаются после дождя на земле: в одной почве нога вязнет,.

Картотека наблюдений на прогулке осенью Старший воспитатель: Грекова Л. А. I KK Картотека наблюдений осенью в детском саду Карточка №1 Наблюдение за деревьями. Цель: Напомнить.

Картотека наблюдений с детьми на прогулке Наблюдение №1 Тема: Наблюдение за светофором. Цель: закреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов. Содержание: Воспитатель.

Картотека наблюдений «Весна» № 1 Наблюдение за воробьями Цель – учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны; воспитывать интерес к наблюдениям за.

Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности.

Методическая разработка наблюдений за природными объектами «Наблюдение за осенними деревьями» Задача: продолжать приобщать детей к миру природы, обогащать представления детей о многообразии растений, животных, о человеке, а также.

Организация и проведение опытов с объектами неживой природы в старшей группе Организация и проведение опытов с объектами неживой природы в старшей группе. Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека наблюдений за объектами природы
Опубликовано: 11 августа 2018 в 22:24
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД