Оксана Наймушина
Картотека наблюдения на прогулке в сентябре
▼ Скачать + Заказать документы
1. Наблюдение за продолжительностью дня. Педагог замечает, что солнце светит ярко, долго (как солнце грело летом и как греет теперь); он обращает внимание детей на ежедневный путь солнца (осмотр участка утром и вечером, в какой стороне оно всходит, где садится; отмечает расположение солнца по освещенности окон и участка.
2. Продолжить наблюдение за продолжительностью дня. Педагог обращает внимание детей на ежедневный путь солнца (осмотр участка утром и вечером, в какой стороне оно всходит, где садится; отмечает расположение солнца по освещенности окон и участка.
Публикация «Картотека наблюдения на прогулке в сентябре» размещена в разделах
3. Наблюдение за погодой. Педагог и дети поворачиваются к солнышку, протягивают руки, греют их. Педагог просит охарактеризовать погоду, используя в речи как можно больше прилагательных (осенью ночи становятся прохладными, а день ещё теплый).
4. Наблюдение за небом.
Как меняется цвет неба осенью? (Небо как будто увеличилось, хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а к краям становится светлее. Его стало как бы больше из-за того, что многие деревья начали терять листву и сквозь их ветви просматривается небо).
Что (кроме облаков) видно на небе днем и ночью? ( Небесные светила: днем – Солнце, ночью – Луна и звезды).
Расскажите о красоте вечернего неба. Сколько красок на небе при заходе солнца? Что вы наблюдаете, когда вечером идете домой? (Солнце садится за горизонт, звезд и Луны еще не видно).
Что бы знаете о ночных небесных светилах?
5. Наблюдение на солнцем. Наблюдение за теплыми лучами солнца (зарядиться энергией солнца). Каково значение солнца для живых организмов? Что будет, если Солнце внезапно погаснет?
6. Наблюдение за заходящим солнцем. Вечером солнце не так сильно печёт, становится прохладней, его лучи только скользят по поверхности земли, не нагревая её. Что делали летом дети после детского сада? А сейчас? (Стало раньше темнеть, идем домой).
7. Наблюдение за облаками.
Что вы видите на небе? (Облака). Как можно сказать, какое небо сегодня? На что похожи облака? С чем их можно сравнить? Посмотрите: облака неподвижны ил движутся? Что делает ветер с облаками?
Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут (Облака). Воспитатель вопросами помогает детям понять переносный смысл слов: «Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут? Какой силы ветер, если облака плывут? А если летят? Как сегодня движутся облака? Они бегут или плывут?»
Определение количества облаков на глаз, характеризуя словами «ясное», «облачное», «пасмурное»; направление движения облаков относительно неподвижных предметов: высоких деревьев, столбов, зданий. Наблюдение за тем, как облако медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же наоборот, уменьшается и «тает». Фантазирование на тему «На что похожи облака?»
8. Наблюдение за ветром. Педагог спрашивает, какой сегодня ветер, сильный или слабый; просит поднять несколько листьев и положить на ладонь. Дети дуют на листочки, отдыхают, снова дуют. Педагог следит за тем, чтобы дети плавно выдыхали через рот, не поднимая плеч.
В лесу осиновом дрожат осинки.
Срывает ветер с осин косынки.
Он на тропинки косынки сбросит –
В лесу осиновом наступит осень.
9. Наблюдение за природой и её сезонными изменениями.
Загадать загадку:
Рыжая художница пришла,
Все покрасила в разные тона (Осень).
Уточнить, что сентябрь – первый месяц осени, завершение сбора урожая. Обратить внимание на растительность: почему летом она зеленая, что происходит с ней осенью; дать возможность рассмотреть и сравнить растения по цвету, форме, закрепить их названия, назначение. Отметить, что некоторые растения (крапива, календула и др.) цветут с весны до глубокой осени; плоды на деревьях облепихи, черноплодной и обыкновенной рябины, ранеток-дички, остаются на ветках – это корм для зимующих птиц.
Прочитать стихотворение:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Загадать загадки:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это … (осень)».
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья в сад –
Это просто… (листопад).
Пришла унылая колдунья –
Она плаксива и шалунья.
Покрасила везде листочки,
От слез её растут грибочки (Осень).
10. Наблюдение за погодой. Дети выходят на прогулку и обращают внимание на погоду, описывают её : солнечная или пасмурная, ветрено или тихо, морозно, холодно (Согласование прилагательных с существительными).
11. Наблюдение за деревьями. Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и что – бы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть стволы молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям.
12. Наблюдение за природой и её сезонными изменениями. Спросить, какого дерева наряд красивее и почему. Закрепить названия лиственных пород деревьев: береза, тополь, рябина, яблоня и т. д. Уточнить, что происходит с движением сока деревьев, их семенами; напомнить, как они выглядели летом.
Загадать загадки:
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане (Береза)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют (Рябина)
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок (Дуб)
13. Наблюдение за елью. Подвести детей к ели. Обратить внимание на характерные особенности ели (Вместо листьев иголки, всегда зелёная, ветви внизу длинные, вверху короткие). Предложить пройти по всей территории детского сада и найти ели. Объяснить, что чем выше ель, тем она старше.
14. Наблюдение за деревьями. Использовать игровой прием «Угадай, что в коробочке»; закрепить названия хвойных пород деревьев (сосны, ели, лиственницы, пихты); сравнить строение ствола, коры, расположение веток, хвои (сосны и ели). Рассказать, что на этих деревьях есть шишки, семенами которых питаются птицы и звери. Сравнить хвойные и лиственные деревья.
Прочитать стихотворение:
Елка, елка, елочка,
Вершинка – что иголочка!
С буйным ветром борется,
Дотронешься –
Уколешься.
На сосну уселась галка.
Мне бедняжку очень жалко:
Зачем себя так мучает,
Ведь сосна колючая!
15. Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко, тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце, отметить, какое небо (хмурое, какая погода (пасмурная).
Дуют ветры, ветры буйные,
Ходят тучи, тучи темные.
Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются, дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев разноцветная листва.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы полетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
16. Наблюдение за природой и её сезонными изменениями. Наблюдать за состоянием природы, обратить внимание на красоту осеннего леса: окраску деревьев, кустарников и трав. Прекрасная пора – золотая осень!
Прочитать стихотворение:
Золотой дождь
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели
И по ветру полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам,
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
Наберу я листьев груду,
Ведь они сейчас повсюду,
В сентябре и стар и млад
Наблюдает листопад.
17. Наблюдение за насекомыми. Дети отмечают, что осенью насекомые прячутся от холодов, забираются в щели коры деревьев и спят до весны. Птицам все сложнее найти себе пищу, и они готовятся к отлету. Педагог предлагает детям найти насекомое и рассмотреть (Что это за насекомое? Как оно передвигается? Что у него есть? Можно ли его брать в руки? Почему нельзя? Куда пропадают насекомые с наступлением холодов)
18. Наблюдение за божьей коровкой. Дети наблюдают за божьей коровкой, читая хором с педагогом стихотворение.
Божья коровка улети на небко,
Там твои детки кушают конфетки….
Отмечают, что осенью насекомые прячутся от холодов, забираются в щели коры деревьев до весны.
19. Наблюдение за птицами. - Осенью можно часто увидеть, как на проводах или кустах сидят и чирикают воробьи (Педагог обращает внимание детей на то, что птицы собираются к перелёту. Предлагает детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдать, как птицы клюют корм. Вместе с детьми рассматривает внешний вид птиц). Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.
20. Наблюдение за трудом дворника. Педагог обращает внимание детей на работу дворника: - Посмотрите, как дворник старается, подметает дорожки, чтобы вам было где играть. Дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой (Подводит детей к дворнику, который объясняет, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказывает детям: нужно поблагодарить дворника за работу, и не только словами, но и делом. Предлагает детям собрать мусор на участке).
21. Наблюдение за птицами. Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие по своим повадкам птицы первыми прилетели к кормушке (Быстрые, юркие, смелые). (Педагог задает детям вопросы, загадывает загадку).
Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам гуляет, крошки подбирает.
Чик-чирик, к зернышкам прыг.
Клюй – не робей! Кто же это? (Воробей)
- Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место). Как птицы кричат? Как прыгают?
22. Наблюдение за птицами в природе. Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. – Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место). Как птицы кричат? Как прыгают? Чем похожи между собой все птицы? (У них есть голова, туловище, лапы, клюв, крылья, хвост, тело покрыто перьями, летают). А чем отличаются птицы? (Окраской, величиной, способами передвижения, особенностями поведения).
23. Наблюдение за собаками. Педагог предлагает понаблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту). Во время прогулки спросить у детей, у кого есть собака, кто за ней ухаживает. Дети наблюдают за собаками, сравнивают их по величине, по поведению, по внешнему виду.
24. Наблюдение за птицами. Обратить внимание на особенности поведения птиц; рассказать, как птицы собираются в стаи и готовятся к дальнему перелёту в теплые края. – Какая голова у птиц? Что есть на голове? Чем покрыто тело? Для чего птицы? Что могут делать птицы?
25. Наблюдение за листопадом. Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска.
Падают, падают листья,
В нашем саду – листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Рассматривая собранные листья и отбирая самые красивые, спросить почему они нравятся.
26. Наблюдение за солнцем. В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Выйдя на участок обратить внимание детей на теплую погоду. – Сегодня светит солнышко – тепло. Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи (Достает маленькое зеркало). Солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним (Наводит лучик на стену).
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком –
Пусть бегут к тебе.
Вот он, светленький кружок,
Вот, левей, левей.
Убежит на потолок –
Лови его скорей!
По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.
27. Наблюдение за небом. Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (Чистое, голубое). – Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно хмурое, серое, нерадостное. Какая погода сейчас? (Пасмурная). А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце).
28. Наблюдение за погодой. – Какая сегодня погода? (Ветреная, теплая, солнечная или пасмурная, холодная). Какой сегодня день? Какое сегодня небо?
29. Наблюдение за различием деревьев (по стволам, по листве). –Покажите и охарактеризуйте ствол дерева. Для чего он нужен растению? (Служит местом прикрепления и опоры для веток, листьев, цветов, плодов; он проводник питательных веществ от корня к листьям и от них к корням).Рассмотреть различные по структуре стволы, найти отличия. Потрогать стволы руками. Педагог обращает внимание на красоту осенних красок, побуждает самостоятельно находить красивое в природе. Рассматривание листьев. Какую функцию несет лист в растении? (Лист орган воздушного питания и дыхания растений, он состоит из листовой пластинки и черешка, которым он прикрепляется к стеблю; есть листья, у которых нет черешков, и они прикрепляются к стволу пластинкой – это сидячие листья). Педагог обращает внимание, что поверхность листовой пластинки у различных деревьев разная.
30. Наблюдение за насекомыми, местами их скопления. Педагог обращает внимание детей на отсутствие насекомых на улице. Предлагает поискать насекомых на участке. Почему спрятались насекомые? (Стало холодно, почва охладела, травы увяли. Питаться насекомым нечем – и они прячутся, засыпают на зиму, чтобы не замерзнуть).
31. Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц. Птицы собрались в стаи, стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом. – Почему птицы улетают, и почему улетают не все птицы? (Осенью птицы улетают в теплые края на зимовку. Они летят неспешно, делая большие остановки. В первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые птицы задерживаются). – Чем питались птицы летом, чем кормили своих птенцов? (Осенью стало холодно, насекомые исчезли, они были основным кормом птиц).
32. Наблюдение за вороной. Педагог обращает внимание детей на ворону и рассказывает о ней. Ворона – всеядная птица. Она поедает различных насекомых (жуков, муравьев, моллюсков, а так же грызунов, птенцов, яйца различных птиц, ящериц, лягушек, рыб. Из растений ворона предпочитает зерна культурных злаков, семена ели, вьюнка полевого, птичьей гречихи и т. д. Состав кормов существенно меняется по сезонам года. Зимой она питается в основном отбросами. Это частично оседлая, частично – перелётная птица. Особенно большими стаями они скапливаются в крупных городах, где образуют смешанные с грачами и галками стаи. Как правило, ночь они проводят в центре города – в парках и на крышах зданий, а на день вылетают кормиться на окраины города и в его окрестности. Вместе с детьми рассматривает внешний вид вороны.
33. Сравнение семян растений. Сбор семян растений. Нахождение различий. Определение способа распространения семян.
34. Наблюдение за однолетними и многолетними растениями. Рассматривание многолетних и однолетних растений. Сравнение их между собой (Однолетние растения – это в основном травы, которые за один сезон – от весны до осени – успевают отцвести и дать семена, затем они засыхают. Многолетние – деревья и кустарники, многие травянистые растения. Деревья и кустарники отцветают, приносят плоды и семена, а к осени только сбрасывают листву. У многолетних трав осенью отмирают наземные части, корень же остается в земле зимовать, для того чтобы весной дать жизнь новому растению).
35. Наблюдение за цветником. Что изменилось на клумбе? Назовите знакомые цветущие растения и покажите их. Педагог объясняет детям, что такие растения, как петунья, настурция, и т. д. растут и цветут только одно лето, поэтому они называются однолетними. Растения, чьи корни зимуют в земле, называются многолетними (ирисы, пионы, лилии). Сбор семян для будущего года. Сравнение семян (разных по строению, размерам и цвету).
36. Наблюдение за лужами. Педагог обращает внимание детей на то, что в лужах отражаются предметы (облака, деревья). Педагог предлагает поводить во воде палочкой, создать волны. Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде). Где образуются лужи? (Только на дорожках, а на почве луж нет, вода впитывается в почву).
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу (вода).
37. Рассматривание почвы. Педагог обращает внимание детей на то, что все растения растут в земле. Что такое земля? Из чего она состоит? Рассматривание компонентов почвы (корни, засохшие листья, части растений, насекомых). Почему растения не растут на тропинках? (Земля твердая, утоптанная). Воспитатель рассказывает об обитателях подземного царства.
38. Наблюдение за дождевым червем. Педагог обращает внимание детей на множество дождевых червей на дорожках детского сада: во время дождя воды заливает их норки, и они вынуждены выбираться на поверхность; спустя некоторое время вода впитывается в землю и норки освобождаются. Рассматривание их внешнего вида. Дождевые черви – подземные обитатели, увидеть их можно только во время и после дождя. Почему у них такое веретеновидное тело? (Чтобы легче было передвигаться под землей). Дождевые черви питаются отмершими частями растений: заглатывают их вместе с почвой, извлекают ихз них необходимые для своей жизни вещества, а затем выводят из кишечника обогащенную слизистыми выделениями непереваренную массу вместе с почвенными частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуя проникновению в неё теплого воздуха и влаги.
39. Наблюдение за кучевыми облаками. – Когда на небе видны кучевые облака? Рассматривание облаков. Педагог сообщает, что в зависимости от формы и вида облаков они называются по-разному. Кучевые облака образуются весной, летом и осенью; они красивые, белоснежные, куполообразные, с ровными основаниями; появляются обычно ут ром или к полудню, а к вечеру начинают исчезать – таять. Они громоздятся, принимают вид башен и превращаются в грозовые тучи.
40. Наблюдение за перистыми облаками. – Когда на небе видны перистые облака? Перистые – самые высокие облака, образующиеся очень высоко, состоят из кристалликов льда; имеют вид белых нитей, волокон: они полупрозрачны и не закрывают Солнца, Луны и звезд, затягивают небо слоем молочного цвета, сквозь который просвечивают диски небесных светил.
41. Наблюдение за небом. Педагог обращает внимание детей на то. Как меняется цвет неба осенью: оно как будто увеличилось, вверху оно темно-голубое, а к краям светлее; его стало как бы больше из-за того, что многие деревья меняют свою листву.
42. Наблюдение за дождем. Летом дождь был сильным, но непродолжительным, теплым, осенью дождь моросящий, холодный, затяжной. В такой дождь животные и птицы прячутся в укрытия, люди под зонтиками спешат под защиту зданий и навесов.
43. Наблюдение за машиной. Наблюдают за машиной, которая привезла продукты в детский сад. Отмечают действия водителя при разгрузке.
44. Наблюдение за рябиной. Рябинка – так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу разу не уловишь – ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели кормятся ягодами рябины, она – любимое лакомство лесной куницы и медведя, её ветки и кору охотно подъедают лоси и зайцы. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела.
Какие звери любят ягоды рябины?
Какие птицы клюют ягоды рябины?
Как рябина используется в народном хозяйстве?
45. Наблюдение за погодой. Какая сегодня погода? Что про неё можно сказать? Какое небо? Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили? Сегодня холоднее или теплее, чем вчера, позавчера? Во что мы одеты?
46. Наблюдение за дождем. Отметить, какие изменения произошли в одежде людей во время дождя (резиновая обувь, плащи, люди берут с собой зонтики). Обратить внимание детей на то, что дожди становятся частыми и долгими, воздух становится холоднее.
47. Наблюдение за дождем. Рассмотрите после дождя, предметы стали мокрыми, перечислите их (крыши, скамейки, дорожки, листья на деревьях, трава).
Видишь: облако летит;
Слышишь: с нами говорит:
«В ясном небе я лечу,
Подрасти, скорей хочу.
Стану тучей, а потом
Всех порадую дождем.
Буду грядки поливать,
Буду травку умывать,
Буду в синие озера
Рыбкам воду наливать»
Понаблюдайте за осенним дождем. Он идет медленно, не спеша, моросит. Все вокруг становится мокрым, вымытым, а воздух – влажным и чистым.
Дождик, дождик, что ты льешь,
Погулять нам не даешь?
48. Наблюдение за ветром. В ветреную погоду предложите детям повернуться лицом к ветру, отвернуться от него ощутить его порывы, прикосновения с кожей лица. Отметить, что деревья качаются и гнутся, облака бегут быстро. Предложить вспомнить, какой был ветер летом (совсем слабый – верхушки деревьев еле шевелились). Обобщите, высказывания детей. Предложить детям побегать вначале в сторону ветра, затем против него. Спросите, когда было труднее бежать. Учите рассуждать, аргументировать.
49. Наблюдение за березой. Воспитатель подводит детей к березе.
Какое это дерево?
Покажите ствол березы.
Какой он – толстый или тонкий?
Покажите ветки. Какие они – толстые или тонкие? Какого цвета?
Погладьте ствол березы.
Какой он у неё? (гладкий, шелковистый)
Какой по цвету? (Уточнить, что только у берёзы такой черно-белый ствол)
Какие изменения произошли с березой?
Куда подевались листочки с дерева? Их много или мало?
Где лежат листочки?
Кто их срывает?
Какое время года?
Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме)
50. Наблюдение за цветником. Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света, воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какими стали цветы на клумбе?
Почему они завяли?
Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли.