Ольга Федюк
Картотека образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека образовательных ситуаций
по ознакомлению дошкольников с профессиями
Дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Публикация «Картотека образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями» размещена в разделах
Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально- эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, в магазин дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращают внимание на их форму, рассуждают о том, что нужно продавцу, повару – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть его.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.
Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
1. «Разговор о профессиях».
Цель: познакомить детей с профессиями прошлого и настоящего, диагностика представлений детей о труде взрослых.
План:
Вводная часть Мотивация.
Основная часть Беседа о профессиях прошлого.
Итог Обобщение знаний. Воспитатель говорит детям, что она нашла необычную палочку (показывает). Предполагает, что она может быть волшебной. Спрашивает у детей: - Как вы думаете, может быть эта палочка волшебной? (высказывания детей) Воспитатель предлагает с помощью волшебной палочки перенестись в прошлое.
Есть такая игра «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…» …В старину профессий было мало, и все они вместе с царём могли поместиться на одном крыльце. С тех давних пор сохранились письма и книги. Вот какие профессии в них называют : стрелок, повар, хлебник. Портной, садовник, псарь, трубник, мельник, огородник, плотник, купец. Как вы думаете, чем занимались люди этих профессий? В старину люди гордились мастерством. В древних городах улицы часто называли по названиям профессий : Оружейные, Кузнецкие, Мясницкие.
Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других. Любой профессии надо учиться. В каждом деле есть свои правила. В каждой профессии есть свои инструменты.
Какие вы знаете профессии? По названию каждой профессии ребё нку предлагается рассказать: Какими орудиями труда пользуется человек данной профессии? Что делает этот человек?
Просмотр презентации «Когда ты станешь взрослым».
2. «Труд в природе».
Цель: познакомить детей с профессией садовод, формировать положительное отношение к труду, трудовые умения и навыки, учить играть в творческие игры.
План:
Вводная часть Мотивация.
Основная часть Беседа о профессии садовод
Итог Обобщение знаний. Рефлексия Как вы думаете, почему так говорят:
«На необработанной земле лишь бурьян растёт»? (Ответы детей)
Рассматривание иллюстрации с изображением садовода. Садовод – человек, который ухаживает за растениями и любит природу. Люди стали выращивать первые сады очень давно. Сначала они ухаживали за дикими деревьями и растениями. Потом стали выбирать деревья и растения с самыми крупными и вкусными плодами и высаживать их отдельно. Постепенно люди научились выводить новые сорта, правильно ухаживать за ними. Профессия садовода связана с физическим трудом. Ему нужно ухаживать за садом: копать и рыхлить землю, пропалывать сорняки, обрезать лишние ветки, поливать растения, бороться с вредителями, собирать урожай плодов и ягод. Ухаживать за садом приходится, не считаясь с погодными условиями. Садоводу нужно много знать о растениях для того, чтобы правильно за ними ухаживать и получать хорошие урожаи. Садовод должен любить природу и быть наблюдательным, терпеливым, настойчивым и ответственным человеком.
Все деревья садовод и подвяжет, и польет.
Весь в цветенье сад весенний
Над землею поплывет.
Будут вишни и варенье,
Будут джемы и компот.
Есть и ещё профессии, близкие к профессии садовод – овощевод, лесовод (лесник, рыбовод, цветовод.
Сюжетно – ролевая игра «Цветовод» Детям предлагается выбрать растения, которые нуждаются в уходе. Нужно полить растение, порыхлить, убрать с них пыль.
Дети отвечают на вопрос:
Какими будут растения после того, как за ними поухаживали? Раскрашивание картинки с изображением садовода.
3. «Труд в быту»
Цель: диагностика представлений детей о хозяйственно-бытовом труде, формирование привычки поддерживать чистоту и порядок в своих вещах и помещениях группы.
План:
Вводная часть Мотивация.
Основная часть Инсценирование. Формирующий эксперимент. Итог. Рефлексия Наблюдение за работой дворника и няни. Беседа об общественной значимости
труда взрослых. Вбегает зайчик и говорит: - Ой, еле к вам добрался. - А знаете, ребята кто меня послал? - Фея чистоты и порядка. Она хочет проверить содержите ли вы в своей группе чистоту и порядок. Сколько групп обошел, везде было чисто. И сейчас у вас проверю. Обнаруживает вместе с детьми беспорядок в игрушках, пыль на подоконниках. Давайте ребята наведём порядок, чтобы нам не было стыдно перед феей Чистоты. Дети наводят порядок. Результаты диагностики заносятся в таблицу 4. Чтение стихотворения А. Барто «Позовите бабку.»
4. Ручной труд. Профессия клоун.
Цель: вызвать интерес к необычным артистам цирка, развивать связную речь, мышление, внимание, тонкую и общую моторику, воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии, провести диагностику навыков ручного труда.
План:
Вводная часть Мотивация.
Основная часть Беседа о профессии клоуна
Ручной труд.
Дидактическая игра.
Итог Рефлексия Презентация «Цирк».
За что мы любим цирк?
В цирке грустно или весело?
Какое настроение вызывают выступления артистов?
Каких артистов мы можем увидеть в цирке? Ответы детей.
Отгадайте загадку, о ком можно так сказать?
В цирке он смешнее всех.
У него - большой успех.
Только вспомнить остаётся
Весельчак тот, как зовётся? Клоун
Правильно, это клоун. Клоунов любят все. Когда они выступают на арене цирка, и взрослые и дети всегда весело смеются. Это только кажется, что клоуны неуклюжие. На самом деле, чтобы исполнить трюки и рассмешить публику, они должны быть ловкими акробатами, жонглёрами, фокусниками и даже… хорошими музыкантами.
Чем необычен костюм клоуна? (Он яркий, разноцветный, большие банты, смешной нос и рот, несуразный).
Сегодня мы будем украшать костюм у клоуна. Дети выполняют аппликацию техникой "Мозаика".
А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть. Дидактическая игра "Собери картинку"
Что понравилось на занятии?
5. Экскурсия в магазин.
Цель: познакомить с профессиями людей, работающими в магазине, воспитывать уважение к людям труда.
План:
Вводная часть Мотивация.
Основная часть
Экскурсия и наблюдение за работой людей в магазине.
Итог. Вы когда-нибудь были в магазине?
Как называются люди, которые продают товар?
А как называются люди, которые пришли в магазин за покупками?
Итак, мы с тобой отправимся в магазин. Но не за покупками, а чтобы понаблюдать за работой продавца.
В магазине, на базаре
И в буфете, наконец,
Всюду, где бы ни бывали,
Вас встречает продавец.
Он продаст кефир старушке
И свисток озорнику,
Ленту яркую девчушке
И ватрушку толстяку.
Удочку для дяди Пети,
А для тети Веры — брошь.
Так всегда любезно встретит — Без покупки не уйдешь,
Математику он знает
Ну, конечно же, на пять — Деньги быстро сосчитает,
Чтобы сдачу верно дать.
Покупатели толпою
Целый день к нему идут
Очень нужен нам с тобою Продавца нелегкий труд!
В каждом отделе работают люди, которые помогают выбрать покупку, – продавцы. Продавец знает всё о качестве товаров, продаваемых в его отделе, о цене товара.
Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы продовольственных товаров – то есть продуктов (овощей и фруктов, кондитерских изделий, колбасных изделий и т. д., и есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, техники).
Зачем же продавцу нужно приходить на работу пораньше? Ну, вот магазин открылся, пришли покупатели. Продавец встречает покупателей приветливой улыбкой, он рад помочь! Именно у приветливого продавца хочется что - то купить.
Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причёсан. Продавец хорошо знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память. Как только покупатель выбирал товар, продавец провожает его на кассу.
За кассой сидит кассир (закрепляем слово). Кто же такой кассир? Кассир - это тоже продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой (закрепляем слово, он «пробивает» чек и берёт с покупателей деньги за товар. Давай подумаем, кто же ещё может работать в магазине?
В магазине работают водители, их задача привезти новый товар в магазин.
Ещё в магазине работают грузчики (или рабочие) – они принимают и помогают разгрузить новый товар.
В магазине работает товаровед (новое слово, это человек, который следит за качеством товара, продаваемого в магазине, он умеет отличать хороший товар от плохого. Старается договориться с лучшими фабриками и заводами, чтобы закупить нужный товар. Он ответственный за весь товар в магазине. Это очень важная и ответственная работа.
Конечно же, в магазине работают уборщицы) (закрепляем слово, которые следят за чистотой магазина. И если кто -нибудь из покупателей нечаянно что -то разобьёт или прольет, они тут же уберут. В магазине нужно стараться не мусорить, нужно беречь труд уборщиц (ков).
И, наконец, самый главный человек в магазине – директор магазина. Директор магазина следит, что бы все остальные работники правильно и хорошо выполняли свою работу.
Ну, вот и закончилась наша прогулка по магазину. Что нового вы узнали?