Приложение МААМ

Картотека образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями

Ольга Федюк
Картотека образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека образовательных ситуаций

по ознакомлению дошкольников с профессиями

Дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.

Публикация «Картотека образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями» размещена в разделах

Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально- эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, в магазин дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращают внимание на их форму, рассуждают о том, что нужно продавцу, повару – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть его.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.

Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

1. «Разговор о профессиях».

Цель: познакомить детей с профессиями прошлого и настоящего, диагностика представлений детей о труде взрослых.

План:

Вводная часть Мотивация.

Основная часть Беседа о профессиях прошлого.

Итог Обобщение знаний. Воспитатель говорит детям, что она нашла необычную палочку (показывает). Предполагает, что она может быть волшебной. Спрашивает у детей: - Как вы думаете, может быть эта палочка волшебной? (высказывания детей) Воспитатель предлагает с помощью волшебной палочки перенестись в прошлое.

Есть такая игра «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…» …В старину профессий было мало, и все они вместе с царём могли поместиться на одном крыльце. С тех давних пор сохранились письма и книги. Вот какие профессии в них называют : стрелок, повар, хлебник. Портной, садовник, псарь, трубник, мельник, огородник, плотник, купец. Как вы думаете, чем занимались люди этих профессий? В старину люди гордились мастерством. В древних городах улицы часто называли по названиям профессий : Оружейные, Кузнецкие, Мясницкие.

Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других. Любой профессии надо учиться. В каждом деле есть свои правила. В каждой профессии есть свои инструменты.

Какие вы знаете профессии? По названию каждой профессии ребё нку предлагается рассказать: Какими орудиями труда пользуется человек данной профессии? Что делает этот человек?

Просмотр презентации «Когда ты станешь взрослым».

2. «Труд в природе».

Цель: познакомить детей с профессией садовод, формировать положительное отношение к труду, трудовые умения и навыки, учить играть в творческие игры.

План:

Вводная часть Мотивация.

Основная часть Беседа о профессии садовод

Итог Обобщение знаний. Рефлексия Как вы думаете, почему так говорят:

«На необработанной земле лишь бурьян растёт»? (Ответы детей)

Рассматривание иллюстрации с изображением садовода. Садовод – человек, который ухаживает за растениями и любит природу. Люди стали выращивать первые сады очень давно. Сначала они ухаживали за дикими деревьями и растениями. Потом стали выбирать деревья и растения с самыми крупными и вкусными плодами и высаживать их отдельно. Постепенно люди научились выводить новые сорта, правильно ухаживать за ними. Профессия садовода связана с физическим трудом. Ему нужно ухаживать за садом: копать и рыхлить землю, пропалывать сорняки, обрезать лишние ветки, поливать растения, бороться с вредителями, собирать урожай плодов и ягод. Ухаживать за садом приходится, не считаясь с погодными условиями. Садоводу нужно много знать о растениях для того, чтобы правильно за ними ухаживать и получать хорошие урожаи. Садовод должен любить природу и быть наблюдательным, терпеливым, настойчивым и ответственным человеком.

Все деревья садовод и подвяжет, и польет.

Весь в цветенье сад весенний

Над землею поплывет.

Будут вишни и варенье,

Будут джемы и компот.

Есть и ещё профессии, близкие к профессии садовод – овощевод, лесовод (лесник, рыбовод, цветовод.

Сюжетно – ролевая игра «Цветовод» Детям предлагается выбрать растения, которые нуждаются в уходе. Нужно полить растение, порыхлить, убрать с них пыль.

Дети отвечают на вопрос:

Какими будут растения после того, как за ними поухаживали? Раскрашивание картинки с изображением садовода.

3. «Труд в быту»

Цель: диагностика представлений детей о хозяйственно-бытовом труде, формирование привычки поддерживать чистоту и порядок в своих вещах и помещениях группы.

План:

Вводная часть Мотивация.

Основная часть Инсценирование. Формирующий эксперимент. Итог. Рефлексия Наблюдение за работой дворника и няни. Беседа об общественной значимости

труда взрослых. Вбегает зайчик и говорит: - Ой, еле к вам добрался. - А знаете, ребята кто меня послал? - Фея чистоты и порядка. Она хочет проверить содержите ли вы в своей группе чистоту и порядок. Сколько групп обошел, везде было чисто. И сейчас у вас проверю. Обнаруживает вместе с детьми беспорядок в игрушках, пыль на подоконниках. Давайте ребята наведём порядок, чтобы нам не было стыдно перед феей Чистоты. Дети наводят порядок. Результаты диагностики заносятся в таблицу 4. Чтение стихотворения А. Барто «Позовите бабку.»

4. Ручной труд. Профессия клоун.

Цель: вызвать интерес к необычным артистам цирка, развивать связную речь, мышление, внимание, тонкую и общую моторику, воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии, провести диагностику навыков ручного труда.

План:

Вводная часть Мотивация.

Основная часть Беседа о профессии клоуна

Ручной труд.

Дидактическая игра.

Итог Рефлексия Презентация «Цирк».

За что мы любим цирк?

В цирке грустно или весело?

Какое настроение вызывают выступления артистов?

Каких артистов мы можем увидеть в цирке? Ответы детей.

Отгадайте загадку, о ком можно так сказать?

В цирке он смешнее всех.

У него - большой успех.

Только вспомнить остаётся

Весельчак тот, как зовётся? Клоун

Правильно, это клоун. Клоунов любят все. Когда они выступают на арене цирка, и взрослые и дети всегда весело смеются. Это только кажется, что клоуны неуклюжие. На самом деле, чтобы исполнить трюки и рассмешить публику, они должны быть ловкими акробатами, жонглёрами, фокусниками и даже… хорошими музыкантами.

Чем необычен костюм клоуна? (Он яркий, разноцветный, большие банты, смешной нос и рот, несуразный).

Сегодня мы будем украшать костюм у клоуна. Дети выполняют аппликацию техникой "Мозаика".

А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть. Дидактическая игра "Собери картинку"

Что понравилось на занятии?

5. Экскурсия в магазин.

Цель: познакомить с профессиями людей, работающими в магазине, воспитывать уважение к людям труда.

План:

Вводная часть Мотивация.

Основная часть

Экскурсия и наблюдение за работой людей в магазине.

Итог. Вы когда-нибудь были в магазине?

Как называются люди, которые продают товар?

А как называются люди, которые пришли в магазин за покупками?

Итак, мы с тобой отправимся в магазин. Но не за покупками, а чтобы понаблюдать за работой продавца.

В магазине, на базаре

И в буфете, наконец,

Всюду, где бы ни бывали,

Вас встречает продавец.

Он продаст кефир старушке

И свисток озорнику,

Ленту яркую девчушке

И ватрушку толстяку.

Удочку для дяди Пети,

А для тети Веры — брошь.

Так всегда любезно встретит — Без покупки не уйдешь,

Математику он знает

Ну, конечно же, на пять — Деньги быстро сосчитает,

Чтобы сдачу верно дать.

Покупатели толпою

Целый день к нему идут

Очень нужен нам с тобою Продавца нелегкий труд!

В каждом отделе работают люди, которые помогают выбрать покупку, – продавцы. Продавец знает всё о качестве товаров, продаваемых в его отделе, о цене товара.

Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы продовольственных товаров – то есть продуктов (овощей и фруктов, кондитерских изделий, колбасных изделий и т. д., и есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, техники).

Зачем же продавцу нужно приходить на работу пораньше? Ну, вот магазин открылся, пришли покупатели. Продавец встречает покупателей приветливой улыбкой, он рад помочь! Именно у приветливого продавца хочется что - то купить.

Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причёсан. Продавец хорошо знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память. Как только покупатель выбирал товар, продавец провожает его на кассу.

За кассой сидит кассир (закрепляем слово). Кто же такой кассир? Кассир - это тоже продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой (закрепляем слово, он «пробивает» чек и берёт с покупателей деньги за товар. Давай подумаем, кто же ещё может работать в магазине?

В магазине работают водители, их задача привезти новый товар в магазин.

Ещё в магазине работают грузчики (или рабочие) – они принимают и помогают разгрузить новый товар.

В магазине работает товаровед (новое слово, это человек, который следит за качеством товара, продаваемого в магазине, он умеет отличать хороший товар от плохого. Старается договориться с лучшими фабриками и заводами, чтобы закупить нужный товар. Он ответственный за весь товар в магазине. Это очень важная и ответственная работа.

Конечно же, в магазине работают уборщицы) (закрепляем слово, которые следят за чистотой магазина. И если кто -нибудь из покупателей нечаянно что -то разобьёт или прольет, они тут же уберут. В магазине нужно стараться не мусорить, нужно беречь труд уборщиц (ков).

И, наконец, самый главный человек в магазине – директор магазина. Директор магазина следит, что бы все остальные работники правильно и хорошо выполняли свою работу.

Ну, вот и закончилась наша прогулка по магазину. Что нового вы узнали?

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомим дошкольников с профессиями»Фотоотчет «Знакомим дошкольников с профессиями» В нашей подготовительной группе двадцать один ребенок, соответственно родителей сорок два. У родителей разные профессии. Мы решили поближе.

Картотека игровых ситуаций по основам безопасности жизнедеятельностиКартотека игровых ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности Цели и задачи: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного.

Картотека игровых ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности Ситуация №6 "Телефонный звонок". В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефоном, то есть отработать навыки безопасного.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗПрименение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

Тематическое занятие по предупреждению возникновения опасных ситуаций в новогодние праздники для дошкольниковТематическое занятие по предупреждению возникновения опасных ситуаций в новогодние праздники для дошкольников Тематическое занятие по предупреждению возникновения опасных ситуации в новогодние праздники для дошкольников. Автор: Назарова Татьяна.

«Уроки вежливости». Цикл игровых ситуаций для дошкольников Урок первыйВ гости к детям пришла фея вежливости (это воспитатель). С помощью феи выяснили, кого называют вежливым, вспомнили такие слова.

Видео-онлайн образовательных ситуаций «Космическое путешествие»Видео-онлайн образовательных ситуаций «Космическое путешествие» Цель: создать условия для речевого развития Задачи: Образовательные: расширение представления детей о космосе, его первооткрывателях, известных.

Знакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитаниеЗнакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитание В дошкольном возрасте основной вид деятельности -это игра. Используя в работе с детьми игру мы не только учим детей но и воспитываем. Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями
Опубликовано: 22 января 2023 в 19:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федюк (УИ 2215198) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД