МААМ-картинки

«Овощи». Картотека ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (I часть)

Галина Бубнова
«Овощи». Картотека ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (I часть)
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие №1

«Жили – Были Овощи»

Образовательные задачи: учить понимать идею сказки, предавать её содержание, подражая интонационно героям. Учить соотносить названия овощей с их внешними характеристиками. Учить образовывать прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Развивающие задачи : развивать понимание текста загадки, стихотворения и соотносить его с предметами и образами по содержанию. Развивать общую моторику и моторику рук, тактильную память, зрительное внимание. Обогащать словарь по теме «Овощи». Акцентировать внимание детей на произносительной стороне слова.

Публикация «„Овощи“, Картотека ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (I часть)» размещена в разделах

Воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, интерес к художественным произведениям разных жанров (стихи, загадки, сказки, практически уметь их различать.

Оборудование: фланелеграф, картинки к нему (герои сказки «Репка», маски – шапочки, муляжи овощей, корзинка, аудиозапись песенки про Антошку.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры, рассматривание овощей, сравнение их по цвету, форме, вкусу. Разукрашивание контуров овощей.

Ход занятия

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель. Приготовились, ребята? Будем мы как поварята:

Мы капусту рубим, мы капусту трём,

Мы капусту солим, мы капусту жмем.

Развитие тактильной памяти.

Воспитатель. Ребята, на занятии мы будем играть с овощами и героями известной сказки. Какая сказка – сами догадаетесь, а пока встречайте её героев …

Игра «Чудесный мешочек»

На фланелеграфе появляется фигура деда.

Воспитатель. Дедушка в огороде собрал много овощей, да в мешочке они перепутались … Поможем ему различить овощи.

Дети по одному угадывают овощ, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешочка, складывают в корзинку. По возможности объясняют, как догадались. Дедушка благодарит за помощь.

Лексико – грамматические упражнение.

Игра «Садовод»

На фланелеграфе – фигура бабушки.

Воспитатель. У дедушки овощи перепутались, а у бабушки – слова в стихах. Давайте угадывать, о чём говорит поэт.

Показал садовод, нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвекла, чеснук и репуста,

Сельдерошек поспел и моркофель дозрел ….

Н. Кончаловская.

Дети отгадывают названия овощей, которые перепутались.

Игра «Большие – маленькие» (с мячом)

На фланелеграфе – фигура внучки.

Воспитатель. Внучка у деда с бабкой маленькая, овощи тоже любит маленькие. В кружок встанем, овощи маленькие назовём.

Дети встают в круг, воспитатель в центре. Он кидает мяч одному из детей и называет овощ, ребёнок возвращает мяч, добавляя к слову уменьшительно – ласкательный суффикс: огурец – огурчик, морковь – морковка.

Физкультминутка.

На фланелеграфе – Жучка.

Воспитатель. Жучка очень любит бегать, кружиться, прыгать. Давайте включим музыку и подвигаемся вместе с собачкой.

Дети имитируют текст песенки про Антошку под руководством воспитателя.

Отгадывание загадок.

На фланелеграфе – Кошка. Дети из корзины берут муляжи тех овощей, которые доставали из «Чудесного мешочка» (каждый – свой) и садятся на стульчики.

Воспитатель. Умная кошка принесла загадки. Если загадка про ваш овощ – надо встать, поднять его над головой и сказать: «Это мой овощ».

Дети с учетом речевых возможностей объясняют, почему они так думают, опираясь на текст загадки.

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Красная девица сидит в темнице,

А коса – на улице. (Морковь)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

Голова на ножке,

В голове – горошки. (Горох)

Я длинный и зелёный,

Вкусный и соленый,

Вкусный и сырой.

Кто же я такой? (Огурец)

Уродилась я на славу:

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня ищи! (Капуста)

Круглый бок, желтый бок –

Сидит на грядке колобок.

К земле приросла крепко.

Что же это? (Репка)

Драматизация сказки «Репка».

Воспитатель. Из какой же сказки были герои на занятии? Кого не хватает на фланелеграфе? Правильно, мышки. Она принесла нам «шапочки» и предлагает поиграть в театр. (Драматизация сказки)

Итог занятия.

Воспитатель. С кем играли на занятии? Чей подарок больше понравился? Что же у нас лежит в корзинке? Как это назвать одним словом?

На память герои дарят изображения корзиночек. Дети должны соединить изображенные овощи с соответствующими геометрическими фигурами. (Игра «На что похоже?»)

Занятие №2

«Фруктовый урожай»

Образовательные задачи: учить употреблять простые предложения с эпитетами, учить образовывать прилагательные от существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; учить объединять простые фразы в короткий рассказ.

Развивающие задачи : активизировать словарь «Фрукты», развивать пальчиковую моторику, слуховую и зрительную память, следить за плавностью речи.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность, усидчивость, умение оказывать помощь ближнему.

Оборудование: баночки, муляжи фруктов, карточки с их изображением, игрушки Петрушка, Винни – Пух, корзинки и контуры фруктов на каждого ребёнка, ваза для фруктов, «чудесный мешочек», мяч.

Предварительная работа: рассматривание фруктов, игры с ними: «Чего не стало?», «Угадай на вкус», «Построй по порядку».

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель. Делаем красивый круг

Поиграет с нами друг.

(Показывает Петрушку.)

Будет знания он получать,

А мы фрукты узнавать.

Из «чудесного» мешочка воспитатель достаё т муляж фрукта и произносит: «Возьми, пожалуйста, вкусное …» (Ребёнок добавляет название фрукта);

«Даю тебе круглый …»;

«Угощаю Сашу большим …».

Словарная работа

Игра «Украшаем вазу»

Воспитатель. Будем вазу украшать,

Слова «красивые» вспоминать.

Дети по одному складывают полученные фрукты, употребляя эпитеты, например :

«Я кладу в вазу вкусный банан»;

«Я украшаю вазочку спелым яблоком» и т. д.

Словообразование

Игра «Какое варенье»

Воспитатель. Винни – Пух прибежал,

О «беде» рассказал:

Перепутал он варенье,

Сидит в грустном настроении.

Будем называть варенье и приклеивать на баночку соответствующую картинку.

Дети по одному заглядывают в банки с муляжами фруктов и определяют название, например :

Это варенье из абрикосов – значит, оно абрикосовое.

Это варенье из яблок – значит, оно яблочное.

Пальчиковая игра

Упражнение «Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура,

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь – кто куда! (А. Зубкова)

Словообразование

Игра «Ласковый Петрушка» (с мячом)

Воспитатель. Петрушка учится говорит вежливые, ласковые слова. Вы догадались, как он называет фрукты:

Не яблоко, а яблочко.

Не банан, а … и т. д.

Построение фраз

Игра «Урожай фруктов»

Воспитатель. Петрушка на даче отдыхал, фрукты собирать помогал. А вы? Расскажите, какие фрукты вы собирали, как собирали, во что складывали. Скажите о том, что мама или бабушка из них приготовили. Начните со слов «Летом я помогал маме (бабушке) собирать урожай фруктов».

Итог

Воспитатель. Петрушка рад: много игр узнал у ребят,

В другой садик убегает,

Нам корзинки оставляет.

С чем они? Угадайте сами.

Детям выдаются контуры фруктов. По внутреннему контуру на корзинах каждый находит «свою» корзину.

Воспитатель. Как вы играли с Петрушкой?

Кто ещё приходил на занятие?

Занятие №3

«Знакомство с перелётными птицами»

Образовательные задачи: учить связно и последовательно передавать содержание текста, давать полный ответ на поставленный вопрос и объединять ответы в короткий рассказ.

Развивающие задачи : активизировать словарь по теме «Перелётные птицы», упражнять в словоизменении (существительные множественного числа родительного падежа, развивать слуховое внимание, память на линейный ряд, общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи: воспитывать чуткое отношение к птицам, эстетическое восприятие; анализировать поступки людей.

Оборудование: опорные картинки к рассказу «Гнездо», картинки с изображением перелётных птиц, книга Мамина – Сибиряка «Серая Шейка», макет гнезда и верёвочки – «прутики» к нему.

Предварительная работа: рассматривание изображений перелётных птиц, соотнесение названия птиц с их изображением, разучивание физкультминутки. Чтение познавательной литературы о питании, полёте, пении перелетных птиц.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Один – много» (в кругу, с мячом)

Воспитатель. Ребята, птички на юг полетели, посчитаться не успели. Я назову: одна птичка, а вы много таких птичек. Например :

«Аист – много аистов» …и т. д.

Игра «Полетели по порядку»

Воспитатель раздаёт каждому картинку с изображением перелётной птицы.

Воспитатель. Птицы улетают стаями, косяками. Наши «птички» тоже готовятся к полёту. Постройтесь, «птички», друг за другом, как назову:

- трясогузка, иволга, жаворонок;

- кукушка, лебедь, грач, журавль;

- аист, цапля, скворец, ласточка.

Работа с текстом

Упражнение «Назови птенцов»

Скворец – (скворчонок).

Аист – (аистёнок).

Кукушка – (кукушонок).

Грач – (грачонок).

Журавль – (журавлик).

Чтение рассказа «Гнездо».

Воспитатель. Дети, у ласточки тоже бывают птенцы. Они делают гнёзда под крышами домов. С одной из ласточек произошла такая история. Вот послушайте. «На чердаке было гнездо ласточки. У ласточки было 4 птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь птенцу. Мальчик Митя шел по улице и увидел птенца. Митя поднял птенца и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала».

Беседа по тексту.

- Про какую птицу был рассказ?

- Где свила гнездо ласточка?

- Сколько птенцов было у ласточки?

- Что случилось с одним из птенцов?

- Кто помог птице?

- Что сделал Митя?

- Как заканчивается рассказ?

- Какой поступок совершил мальчик?

Пересказ текста (использую приём «Я начну, а ты продолжи»).

Воспитатель. Ласточка на чердаке свила гнездо. У неё было … (продолжай, Даша). Один птенчик … (продолжай, Сергей) и т. д. В конце один ребёнок пересказывает текст полностью.

Физкультурная пауза

Подвижная игра «Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правой ногой,

Топай левой ногой,

Хлопай правым крылом,

Хлопай левым крылом,

Вот тогда найдёшь свой дом!

Развитие моторики

Дети выполняют коллективное «плетение» гнезда для аиста.

Воспитатель. Какое получилось гнездо? (Большое, красивое, новое, удобное, теплое, глубокое).

Итог

Воспитатель. Какие приключения случились с нами на занятиях? С птичкой из этой сказки (показывает книгу «Серая Шейка») тоже случилась удивительная история. Позже мы её узнаем.

Занятие №4

«В Некотором Царстве (знакомство с дикими животными)»

Образовательные задачи: формировать словарь и связную речь, учить соотносить словесный образ с конкретными характерными особенностями предмета, учить мотивировать ответ – загадку, участвовать в диалоге при анализе иллюстраций Е. Чарушина, формировать умение мимикой выражать настроение; продолжать знакомство с творчеством Е. Чарушина.

Развивающие задачи : развивать мелкую и общую моторику, интерес к иллюстрациям; развивать дыхание, чувство ритма.

Воспитательные задачи: вызывать потребность заботиться о слабых, защищать беспомощных, формировать умение уступать другу в ситуации выбора.

Оборудование: портрет Е. Чарушина, изображения детёнышей животных данным художником, фланелеграф и картинки к нему, контуры диких животных, карандаши, краски, кисти на каждого ребёнка.

Предварительная работа: познакомить детей с книгами, которые иллюстрировал Е. Чарушин, составить рассказы – описания о диких животных, разучить игру и физкультминутку.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель. В некотором царстве, в некотором государстве случилась такая история …

Пальчиковая гимнастика

Зайцы спрятались от волка.

Чья – то им досталась норка …

Серый волк зубами щелк -

Ах, какой зубастый волк!

Белочка в своём дупле

Орешки щелкает в тепле.

Пересчитала мама медвежат –

В берлоге все послушные лежат.

Упражнения по формированию звуковой культуры речи

Дыхательное упражнение.

Воспитатель. Наши звери ходят по лесу, принюхиваются …

Дети делают короткие вздохи. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнение на развитие чувства ритма.

Воспитатель. Волчата с лисятами (мальчики с девочками) переговариваются:

У –У –У - тяв – тяв – тяв;

У, У – У, У - тяв – тяв, тяв, тяв.

Возможно сопровождение голосовых реакций хлопками в ладоши.

Упражнение на отгадывание и анализ отгадок.

Воспитатель. Чтобы детёныши не перессорились, мама Лиса приготовила им загадки.

На фланелеграфе появляется фигурка Лисы.

Быстрый маленький зверёк по деревьям скок – поскок. (Белка)

Под соснами, под ёлками живёт мешок с иголками. (Ёж)

Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Кто зимой холодной ходит по лесу голодный. (Волк)

Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка. (Заяц)

По ходу отгадывания детям задают вопросы.

- Почему так думаете?

- Почему не все детёныши угадали?

- Как надо слушать загадку?

- Почему ежа назвали «мешок с иголками»?

- Почему заяц – «косоглазый длинноушко»?

- Какие загадки о диких животных наших лесов вы знаете?

Физкультминутка.

Хитрая лисичка – вот она! Придать лицу выражение хитрости

Рыжая сестричка хороша!

Вот лисичка злая, ой – ой – ой! Оскаливают зубы, раздувая ноздри,

От неё скорее убегу домой. Напрягают пальцы, как когти.

У лисички нашей грустный вид, Изображают грусть – опускают голову

Сидит одна лисичка и грустит. и уголки рта вниз.

Улыбнись, лисичка, погляди на нас, Улыбаются.

Тебя мы не оставим не на час!

Словарная работа при анализе иллюстраций.

Воспитатель. В нашем царстве красиво, богато … А как вы понимаете выражение: «Лес – наше богатство»? Наши звери берегут лес и делают его ещё краше: у каждого «дома» портреты своих детёнышей повесили! Кто же их нарисовал? Евгений Иванович Чарушин! Как он передаёт впечатление силуэта и объёма? Как рисует мех? Какие у Чарушина детёныши животных? Какой из них вам понравился больше и почему?

Обведение по контуру.

Воспитатель. Давайте и мы «сделаем» пушистые шкурки для наших героев.

Детям предлагается нарисовать мех животных короткими штрихами (мазками) по данному контуру.

Итог.

Воспитатель. Вот и закончилось наше знакомство с необычным царством, звериным государством. Почему я его назвала необычным? Что мы не увидим в настоящем лесу? Позже мы сделаем выставку ваших рисунков.

Занятие №5

«В гостях у бабушки Заботы (одежда, обувь, головные уборы)»

Образовательные задачи: учить строить сложносочиненные предложения, описывать предметы одежды и обуви и находить их по описанию; учить вариантам слов приветствия и благодарности.

Развивающие задачи : упражнять в словообразовании; активизировать словарь детей по темам: «Одежда», «Обувь», «Сказки»; развивать память, мышление, слуховое внимание и восприятие.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, эстетический вкус, доброжелательность в общении и уважение к старшим.

Оборудование: игрушка бабушки (настольный театр); предметы одежды и обуви, два стула, мяч, простые карандаши на каждого ребёнка, картинки; книги со сказками; пособие «Волшебные башмачки» (вырезанные из картона силуэты ботинок со шнурками, продетыми в прорези).

Предварительная работа: рассматривание предметов одежды и обуви, отгадывание загадок про них; игры «Одень по порядку», «Угадай друга по цвету одежды», «Одену мальчика, одену девочку».

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель. Приглашаю детей в гости к бабушке Заботе. Почему у бабушки такое имя? Посмотрите на свой внешний вид и вид друзей. Все опрятно, аккуратно одеты? Тогда пошли в гости.

Диалог – приветствие

Дети предлагают варианты приветствия

- Тук, тук, тук! Можно к вам бабушка Забота?

- Здравствуйте! Как Ваше самочувствие?

- Добрый день! Как Ваше настроение?

- Приветствуем Вас, бабушка! Как Вы себя чувствуете?

- Мы рады видеть Вас, бабуля! Чем Вы занимаетесь?

Анализ известных сказок

Бабушка. Здравствуйте, ребятки! Проходите, будьте, как дома! Присаживайтесь. У меня есть внучка, ей пять лет, и внук, ему три года. Кто младший?

Я часто рассказываю им сказки, где есть бабушка.

А в каких сказках есть такой герой?

(«Красная шапочка», «Репка», «Колобок», «Машенька и медведь», «Три медведя», «Курочка Ряба» и т. д.)

Словообразование

Игра с мячом в кругу

Бабушка. Я люблю ласковых внучат. Скажем ласково: юбка – юбочка, сарафан – сарафанчик, туфли – туфельки и т. д.

Описание предметов одежды и обуви

Бабушка. Я ходила в обувной магазин за обувью внукам. Продавец просила рассказать о тех вещах, которые хочу купить.

(На столе появляются предметы обуви)

Я сказала, что хочу купить коричневую обувь. Они кожаные, чистые, тёплые. У них есть каблуки и шнурки.

Продавец продала мне …Что? (Ботинки)

В них внук будет ходить ранней осенью. А что бы вы хотели купить? И когда это будете носить? (Описание обуви детьми.)

Мне приятно, что в гости пришла девочка в красной кофточке с длинными рукавами, в синей юбке с оборкой, белых чистых колготках и синих сандаликах с ремешками. Она была внимательной и вежливой. Кто же это? (Даша)

Расскажите, дети, кто ещё себя правильно вел в гостях?

Бабушка описывает внешний вид ребёнка – дети угадывают, кто это)

Выполнение многоступенчатых инструкций

Бабушка. Мои внуки легли отдыхать и оставили свою одежду и обувь на стульях. У кого стульчик вам больше всех нравится? Почему? Да, внучка сложила вещи аккуратно. А вы аккуратно складываете одежду? Вы любите свою одежду?

Почему важно красиво укладывать снятые вещи? Помогите внучку: положите шорты на спинку стула, а тапки поставьте около стула.

Дети выполняют инструкции.

Надо повесить рубашку на спинку стула, колготки положить на сиденье, а сверху на колготки носочки и т. д.

Объясните, что вы сделали? (2-3 раза меняется положение предметов.)

Дорисовывание деталей одежды

Бабушка. Внучата рисовали модели одежды и какие –то части забыли. Помогите

дорисовать.

Каждому ребёнку раздаётся рисунок. По мере выполнения задания воспитатель спрашивает и выслушивает ответ.

- Что ты делаешь?

- Я рисую рукав (манжет, молнию, воротник, оборку и т. д.)

Итог

Воспитатель. Молодцы, помощники! Как помогали бабушке Заботе? Чем занимались у неё в гостях? (Ответы детей).

Бабушка даёт в подарок волшебные башмачки. Кто научится завязывать шнурки у них, тот будет уметь красиво писать в школьных тетрадях. Давайте поблагодарим бабушку Заботу.

Публикации по теме:

Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. Часть 2 Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. ЧАСТЬ 2 Разработал: учитель-логопед.

Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. Часть 3 Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. ЧАСТЬ 3 Разработал: учитель-логопед.

Картотека театрализованных игр «Задоринки» в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи Сентябрь 1. Путешествие в зоопарк на автобусе, который вы сейчас сами построите (используются стульчики, крупный конструктор). Задачи: Развивать.

Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Домашние птицы» - Ребята, сегодня у нас необычное занятие мы отправимся в гости, а вот к кому и куда вы узнаете, отгадав загадки: - Красные лапки, щиплет.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Новогодняя ёлка» «Новогодняя ёлка» Цель: Дифференциация звуков с-з; ж-ш. Задачи: 1. Обучающие: Учить различать звуки з-с; ж-ш на слух в произношении; Отчётливо.

«Земля — наш общий дом». Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Земля – наш общий дом"Цели занятия: Коррекционно-образовательные: 1. Уточнение и расширение представления детей о том, что Земля – наш.

Конспект занятия по развитию ЛГС речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Зима. Зимние забавы» ЦЕЛЬ: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. ЗАДАЧИ: 1. Коррекционно-образовательные: - Активизация и расширение словаря.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Оформление уголка по питанию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленностиОформление уголка по питанию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Для полноценного развития ребенка дошкольного возраста необходимо рациональное питание. Мы оформили уголок по питанию. Стенд оформлен в.

Развлечение в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Лесное приключение»Развлечение в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Лесное приключение» Цель:1. Закрепить изученный лексико-грамматический материал по теме " Лес, деревья",побуждать связно высказываться, используя в речи изученные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Овощи». Картотека ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (I часть)
Опубликовано: 16 марта 2017 в 10:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Овощи». Картотека ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (I часть)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Бубнова (УИ 278093) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД