Папки-передвижки

Экспериментирование в старшей группе. Картотека опытов по темам «Воздух», «Вода»

Макаренко Людмила
Экспериментирование в старшей группе. Картотека опытов по темам «Воздух», «Вода»

Картотека опытов по темам:

«Воздух», «Вода»

(экспериментирование в старшей группе)

Тема: Воздух

1. Где находится воздух?

Оборудование

• Прозрачная стеклянная банка

• Мячик для пинг-понга

• Лист кальки

• Прозрачная емкость, наполненная водой до уровня выше банки

Ход опыта

1. Положить лист кальки на дно банки

2. Положить шарик на поверхность воды

3. Опрокинуть банку, накрыв шарик, опустить банку на дно емкости.

Результат

Публикация «Экспериментирование в старшей группе, Картотека опытов по темам „Воздух“, „Вода“» размещена в разделах

Вода не проникла в банку, и шарик лежит на дне емкости почти на сухом месте.

Объяснение

Воздух, находящийся в банке, не позволяет воде проникнуть внутрь и намочить кальку.

2. Где находится воздух? (продолжение)

Оборудование

• Прозрачная стеклянная банка

• Мячик для пинг-понга

• Лист кальки

• Прозрачная емкость, наполненная водой до уровня выше банки

Ход опыта

1. Опусти банку в воду.

2. Когда банка коснется дна, наклони ее.

Результат

Из банки выходят пузыри, поднимаются на поверхность. Вода проникает в банку, шарик поднимается, калька намокает.

Объяснение

Воздух, наполнявший банку, выходит из нее, а вода занимает его место

3. Сколько весит воздух?

Оборудование

• Две пластмассовые палочки длиной 15 и 30 см.

• Два одинаковых воздушных шарика

• Две одинаковые банки (жестяные)

• Скотч

• Карандаш

Ход опыта

1. Отметьте середину на более длинной палочке

2. Прикрепите шарики к концам палочки при помощи скотча

3. Банки соединить между собой при помощи короткой палочки

4. Обоприте центр длинной палочки на середину короткой.

Результат

Палочка с двумя шариками находится в горизонтальном положении

Объяснение

Шарики имеют одинаковый вес

5. Сколько весит воздух? (продолжение)

Оборудование

• Две пластмассовые палочки длиной 15 и 30 см.

• Два одинаковых воздушных шарика

• Две одинаковые банки (жестяные)

• Скотч

• Карандаш

Ход опыта

1. Надуйте как можно сильнее один из шариков и снова прикрепите его к палочке, стараясь поместить ее на прежнее место по центру

Результат

Палочка наклонится в сторону надутого шарика

Объяснение

Воздух, заполнивший шарик, делает его тяжелее пустого шарика.

6. Давит ли воздух?

Оборудование

• Линейка

• Большой лист бумаги

• Стол

Ход опыта

1. Положите линейку на стол таким образом, чтобы треть ее выступала за край стола

2. Сверху положите лист бумаги и расправьте так, чтобы он плотно прилегал к столу

3. Ударьте по выступающей части линейки

Результат

Лист не дает линейке подняться

Объяснение

Воздух давит на поверхность листа. Так как поверхность большая, количества воздуха на ней достаточно велико, чтобы не позволить листку подняться

7. Давит ли воздух только сверху вниз?

Оборудование

• Тонкий стакан с гладким бортиком

• Глянцевая открытка

• Раковина, над которой проводится опыт

Ход опыта

1. Наполните стакан водой

2. Плотно накройте стакан глянцевой стороной открытки

3. Придерживая рукой открытку, опрокиньте стакан

4. Теперь отнимите руку

Результат

Открытка крепко держится на стакане, и вода из стакана не выливается

Объяснение

Давление воздуха, оказываемое снизу на открытку больше, чем воды внутри стакана. Поэтому открытка плотно прижата к стакану и не позволяет воде вылиться.

8. Можно ли сжать воздух?

Оборудование

• Шприц без иглы

Ход опыта

1. Возьмите шприц и наполните его воздухом

2. Закройте пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Потом, не открывая отверстия, отпустите поршень.

Результат

Сначала поршень будет опускаться с трудом, потом совсем остановится. Палец, которым закрыто отверстие почувствует сильное давление. Когда отпустите поршень, он вернется в прежнее положение.

Объяснение

Воздух можно сжимать. Поршень заставляет воздух сжаться. Сжатие усиливает давление воздуха, то есть давление на палец и на поршень. Поршень возвращается в прежнее положение, потому что сжатый воздух стремится расшириться.

9. Реактивный воздушный шарик.

Оборудование

• Шпагат

• Скотч

• Воздушный шарик

• Трубочка для коктейля

Ход опыта

1. Пропустите шпагат или прочную нить через трубочку. Концы шпагата привяжите, хорошо натянув через всю комнату.

2. Надуйте шарик.

3. С помощью скотча прикрепите его под трубочкой.

4. Освободите отверстие шарика.

Результат

Шарик быстро начнет передвигаться вдоль шпагата.

Объяснение

Когда отверстие шарика открылось, из него вырвалась струя сжатого воздуха. Она создала реактивную силу, толкнувшую шарик в обратном направлении.

Тема: Вода.

1. Вода поднимается вверх

Оборудование

• Ветка сельдерея длиной около 20 см.

• Стеклянная банка

• Вода

• Чернила красные или синие

Ход опыта

1. Налейте в банку воды и подкрасьте ее несколькими каплями чернил.

2. Опустите в банку ветку сельдерея и поставьте ее в теплое место

Результат

Несколько часов спустя и ветка и листья приобретут цвет чернил

Объяснение

На срезе ветки сельдерея можно увидеть маленькие дырочки, через которые подкрашенная вода поднялась к листьям. Вода в тонких трубочках поднимается вверх. Это явление называется капиллярностью. Оно позволяет корням растений всасывать воду из почвы и направлять ее к листьям.

2. Можно ли увеличить силу воды?

Оборудование

• Две пластмассовые бутылки

• Гвоздь

• Скотч

• Вода

Ход опыта

1. С помощью гвоздя сделайте вертикальный ряд отверстий на одной бутылке и горизонтальный – на другой. Отверстия должны быть одного размера

2. Заклейте отверстия скотчем.

3. Налейте в бутылки воду.

4. Отклейте скотч.

Результат

Струйки воды, выбрасываемые из бутылки с отверстиями расположенными горизонтально, будут одной длины. В бутылке, с отверстиями расположенными вертикально, дальше всего выбрасывается вода из нижнего, а ближе всего из верхнего отверстия.

Объяснение

Вода имеет вес, она давит на стенки и дно бутылки. Поэтому она выдавливается из отверстий с определенной силой. Эта сила будет тем больше, чем больше вес воды над выходным отверстием, то есть там, где больше глубина воды.

3. Самый простой фонтан.

Оборудование

• Резиновая или пластмассовая трубка

• Скотч

• Стеклянная трубочка пипетки

• Воронка

• Вода

Ход опыта

1. С помощью скотча к одному концу трубочки прикрепите воронку, а к другому пипетку

2. Закройте пальцем отверстие пипетки и через воронку наполните трубку водой

3. Опустите конец трубки с пипеткой и уберите палец

Результат

Из пипетки вырывается струйка воды. Чем выше поднимите воронку, тем выше забьет фонтанчик.

Объяснение

В плече трубки с воронкой столб воды выше, чем в плече с пипеткой. Этот более высокий столб оказывает давление, и вода с силой вырывается из пипетки. Если поднять воронку выше, столб воды увеличится, и фонтанчик забьет еще сильнее.

4. Почему одни тела тонут, а другие нет?

Оборудование

• Пластилин

• Крышка с закраинами от кастрюли

• Тазик

• вода

Ход опыта

1. Наполните тазик водой.

2. Сделайте из пластилина лодочку и пустите на воду.

3. Вытащите лодочку, сомните в комок и опустите его в воду.

4. Опустите крышку от кастрюли на воду сначала в горизонтальном положении, затем в вертикальном.

Результат

Лодочка не тонет, а комок от пластилина опустился на дно.

Объяснение

В горизонтальном положении крышка не тонет, в вертикальном – идет ко дну. Чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх. На пластилиновую лодочку и крышку действует выталкивающая сила, превышающая их вес. Она и держит их на плаву.

Пластилиновый комок и вертикально опущенная крышка, вытесняют меньше воды. Выталкивающей силы недостаточно, чтобы держать их на плаву.

5. Предел плавучести.

Оборудование

• Пластилин

• Мелкие предметы (скрепки, шарики, камешки)

• Тазик

• вода

Ход опыта

1. Слепите из пластилина ванночку

2. Налейте в тазик воду и опустите в нее ванночку, отметьте на борту до какого уровня она погрузилась в воду.

3. Постепенно заполняйте ванночку мелкими предметами.

Результат

Чем больше нагружается ванночка, тем глубже она погружается в воду.

Объяснение

Ванночка имеет определенный объем, заполненный воздухом. Но по мере наполнения грузом она при тех же размерах становится тяжелее, т. е приобретает повышенную плотность. До тех пор, пока ванночка вытесняет больше воды, чем весит сама, она не тонет. Но когда ванночка станет тяжелее воды, которую способна вытеснить, она пойдет ко дну.

7. Вода исчезает.

Оборудование

• Два одинаковых стакана

• Блюдце

• Фломастер

• Вода

Ход опыта

1. Наполните оба стакана водой до одного уровня и отметьте уровень фломастером.

2. Один из стаканов накройте блюдцем.

3. Поставьте оба стакана в теплое место (к батарее или на солнце)

Результат

На следующий день уровень воды в открытом стакане значительно уменьшится, а в закрытом почти не изменится.

Объяснение

Часть воды в открытом стакане под воздействием тепла испарилась, превратилась в частички пара.

8. Испаряются ли растворенные вещества вместе с водой?

Оборудование

• Соль тонкого помола

• Два стакана

• Хлопчатобумажная нить

• Блюдце

• Ложка

• Вода

Ход опыта

1. Налейте горячую воду в оба стакана

2. Насыпайте в оба стакана соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.

3. Соедините оба стакана нитью так, чтобы большая ее часть висела между стаканами. Под нить поставьте блюдце.

Результат

Через несколько дней на нити и на блюдце образуются кристаллы соли.

Объяснение

Раствор соленой воды поднимается по нити вверх (капиллярность). Вода испаряется (и с блюдца тоже). Остается только соль, которая образует кристаллы.

9. Как разделить раствор?

Оборудование

• Растворимый кофе

• Маленькая кастрюлька или эл. чайник

• Ложка

• Чашка

• Вода

Ход опыта

1. Вскипятите воду, налейте ее в чашке, растворите в ней кофе.

2. Возьмите холодную и сухую ложку и подержите ее над чашкой из которой идет пар.

Результат

Через несколько секунд на ложке появятся капли. Подождите пока они остынут, и попробуйте на вкус. Это чистая вода, а не кофе.

Объяснение

Испаряется только вода, а не кофе. Пар, касаясь холодной ложки, превращается в капли воды. Тот же эффект будет с соленой и сладкой водой.

Данная картотека разработана на основе "Большой книги экспериментов" и адаптирована для использования при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Публикации по теме:

Картотека опытов и игр — экспериментов в старшей группе Старшая группа 1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений. Ход: Дать детям по одному «летающему» семени.

Картотека опытов и эксперементов «Экспериментирование с песком» ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПЕСКОМ 1. «Росток». Цель: закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. Материалы:.

Картотека опытов и экспериментов «Экспериментирование с физическими явлениями» ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ 1. «Полярное сияние». Цель: понимать, что полярное сияние - проявление магнитных сил Земли.

Картотека опытов и экспериментов по экологии в старшей группе Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта: Показать, что в почве есть воздух. Содержание опыта: Напомнить о том, что в Подземном царстве.

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе Опыт № 1. «Песчаный конус». Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой.

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе Опыт № 1. «Песчаный конус».  Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.   Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой.

Картотека опытов в старшей группе ОПЫТ №1 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. Материал: 3 стеклянные.

Картотека экспериментов и опытов «Вода и лёд» для старшей группы Картотека экспериментов и опытов для старшей группы1. «Вода и лёд» Описание. 1. Положите в сухой тазик кубики льда и оставьте. Через некоторое.

Экспериментирование. Картотека опытов и экспериментов для младшего дошкольного возраста Младшая группа: 1. Рисовальнички Цель: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы,.

Экспериментирование. Картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста. Старшая группа: 1. «Как разделить смеси?» Цель: дать детям представление о разделении смесей. Материалы и оборудование: песок, вода, масло,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в старшей группе. Картотека опытов по темам «Воздух», «Вода»
Опубликовано: 9 января 2019 в 21:42
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД