Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5–6 лет

Ирина Шабан
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5–6 лет

Здравствуй, детский сад!»

«Детский сад»

Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово)

Буду в садике играть (показ жеста «спрятаться»)

И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)

И игрушки убирать. (руки движутся вправо-влево)

Буду бойко танцевать («танцевать» пальчиками по столу)

И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)

Буду песни напевать. (хлопки на каждое слово)

«Адаптация. Диагностика»

«Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

(указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками «клюв», остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть «гребешок»)

Это зайка,

(средний и указательный пальцы правой руки направить вверх «ушки зайца», остальные прижать к ладони)

Это пёс.

(ладонь правой руки стоит на ребре «мордочка пса, большой палец направлен вверх «ушко»)

Вот машинка без колёс.

(правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки)

Это книжки-раскладушки. (раскрытые ладони прижать друг к другу)

Вот и все мои игрушки. (хлопки)

Осень. Признаки осени.

«Осень, осень

Осень, осень (потереть ладони друг о друга)

Приходи! (большой и указательный пальцы «шагают» по столу)

Осень, осень, (потереть ладони друг о друга)

Погляди! (положить ладони на щеки)

Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся. (опустить ладони на стол)

Солнце нас уже не греет, (сжимать и разжимать кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее, (синхронные наклоны рук в разные стороны)

К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится. («барабанить» пальцами по столу)

«Огород. Овощи»

«Капуста»

Мы капусту рубим, (ритмичные удары ребром ладоней по стол.)

Мы морковку трем, (потереть ладони обеих рук)

Мы капусту солим, (указательный и средний палец потереть о большой)

Мы капусту жмем. (хватательные движения обеими руками)

Мы капусту нарубили, (ритмичные удары ребром ладоней по столу) Перетерли, (потереть ладони обеих рук)

Посолили, (указательный и средний палец потереть о большой)

И набили плотно в кадку (удары обеими руками по столу)

Все теперь у нас в порядке. (отряхнуть руки)

«Сад. Фрукты»

«На базар ходили»

(соединять подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга)

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымяннные)

Есть лимоны, апельсины, (средние.)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные)

Но купили мы арбуз- (большие)

Это самый вкусный груз! (сделать «круг» из пальцев обеих рук, а затем пальцы сжать в кулак, большие отвести вверх)

«Хлеб – всему голова»

«Хлеб».

Рос сперва на воле в поле, (слегка покачивать руками,

Летом цвел и колосился, поднятыми вверх)

А потом обмолотили, (постукивать кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился. (выполнить упражнение «Пальчики здороваются»)

Из зерна – в муку и тесто, (сжимать и разжимать кулаки)

В магазине занял место (вытянуть руки вперёд, ладонями вверх)

Вырос он под синим небом, (поднять руки вверх)

А пришел на стол к нам – хлебом. (вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

«Лес. Грибы. Ягоды»

«Гриб»

Меж еловых мягких лап (поглаживание ладонями обеих рук)

Дождик кап – кап – кап. (постукивание по столу пальцами обеих рук)

Где сучок давно засох – (постукивание ребром ладони по столу)

Серый мох, мох, мох. («помять мох», сжимая энергично обе ладони)

Где листок к листку прилип, (хлопки)

Вырос гриб (свести руки над головой)

«Лес. Дикие животные»

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом (на каждое двустишие дети загибают

Есть нора — надежный дом. пальцы на обеих руках)

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, (попеременное постукивание кулаками и

Всем тепло, уютно в нем. ладонями)

«Осень. Обобщение темы»

«Осень»

Ветер северный подул,

И все листья сдул (пошевелить пальцами и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились. (положить ладони на стол)

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами по столу или ладошке)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (постучать кулаками по столу)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-назад)

Одеялом их накрыл. (ладони крепко прижать к столу)

«Я и моя семья»

«Моя семья»

Раз, два, три, четыре, (большим пальцем правой руки прикасаться по

по очереди к остальным)

Кто живет в моей квартире? большим пальцем левой руки прикасаться по

по очереди к остальным)

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопки в ладоши на счет)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, (поочередное загибание пальцев обеих Кошка Мурка, два котенка, рук, начиная с большого пальца левой

Мой щегол, сверчок и я, руки)

Вот и вся моя семья! (растопырить пальцы на обеих руках)

«Мой город»

«Дом»

Я хочу построить дом, (руки над головой «домиком»)

Чтоб окошко было в нём, (руки перед глазами, концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»)

Чтоб у дома дверь была, (ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями)

Рядом чтоб сосна росла. (пальцы растопырены, руки тянем вверх)

Чтоб вокруг забор стоял (руки перед собой кольцом, пальцы соединены)

Пёс ворота охранял. (одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев)

Солнце было, (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

Дождик шёл, («стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл. (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)

«Моя страна»

«Наша страна»

Посмотрю на карту я - (вытянуть вперед прямые ладони)

Вот российская земля: Есть леса тут и озера, (по очереди соединить одноименные пальцы рук)

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия, (крепко сжать пальцы в «замок»)

Ты же Родина моя! (приложить руки к груди)

«Достопримечательности моего города. История города»

«Мой город»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В город выйду погулять. (большим пальцем левой руки прикасаться по очереди к остальным)

Вдоль по улице иду, (средний и указательный пальцы правой руки «шагают» по столу)

Во все стороны смотрю. (приставить горизонтально правую руку к глазам)

Как красиво все кругом, (имитация «фонарики»)

В моем городе родном!

«Зима. Зимующие птицы»

«Я зимой кормлю всех птиц»

Я зимой кормлю всех птиц – («птица» из двух скрещенных рук)

Голубей, ворон, синиц, (загибать пальцы на левой руке, перечисляя птиц)

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей. (соединить ладони обеих рук «домиком»)

Дам им булки, пшенной каши, (загибать пальцы на правой руке,

Дам им зерна, семена. перечисляя корм)

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она. (собранными в щепотку пальцами рук имитировать движения)

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем (средний и указательный пальцы

Неразлучные идем. «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам, (загибать по одному пальцу,

По зеленым берегам, начиная с большого)

Вниз по лестнице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. (уложить ладони на стол.)

«Скоро, скоро Новый год!»

«Новый год»

Утром дети удивились, (большими пальцами обеих рук прикасаться по

Что за чудеса случились очереди к остальным пальцам)

Этой ночью новогодней. (ритмичное попеременное постукивание

Ожидали, что угодно, кулачками и ладошками)

А увидели парад: (поставить ладони на стол)

В ряд снеговики стоят, (руками нарисовать в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывать и открывать ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопать в ладоши)

Пушистая, в иголочках. (соединить ладони, пальчики пропустить между собой и растопырить в стороны, большие пальцы поднять вверх)

«Зимние забавы»

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, (соединить пальцы правой руки с большим.)

Мы с тобой снежок слепили. («лепить», меняя положение ладоней)

Круглый крепкий, очень гладкий (нарисовать круг в воздухе)

И совсем-совсем не сладкий. («грозить» указательным пальчиком)

Раз подбросим.

Два поймаем. (имитировать движения)

Три уроним и сломаем. (имитировать движения и топать ногой)

«Мой дом. Мебель. Бытовые приборы»

"Мебель»

Мебель я начну считать: (показать ладошки обеих рук.)

Кресло, стол, диван, кровать, (поочередно загибать пальцы

Полка, тумбочка, буфет, в кулачок, начиная с мизинца.)

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали, (разжать кулачки и показать ладони.)

Десять пальчиков зажали. (сжать кулачки и поднять их вверх)

«Мой дом. Посуда»

«Машина каша»

Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила. «мешать» в левой ладошке)

Положила Маша кашу (загибать по одному пальцу

Кошке – в чашку, на обеих руках на

Жучке – в плошку, каждое название посуды)

А коту – в большую ложку,

В миску курице, цыплятам

И в корытце поросятам

Всю посуду заняла, (разжать пальцы)

Всё до крошки раздала. (сдуть воображаемые крошки с ладошки)

«Домашние животные и птицы»

«Я в деревне отдыхаю…»

Я в деревне отдыхаю, (руки на столе ладошками вниз, разводить и соединять пальцы правой руки.)

Всех зверей домашних знаю: (Разводить и соединять пальцы левой руки)

Кролик, лошадь и коза, (Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого.)

Кот, корова и свинья. (Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого.)

А еще баран с овцой,

Да верный пес – (Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки.)

Помощник мой. (Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»)

«Транспорт. ПДД.»

«Машины»

Шуршат по дорогам (потереть одну ладонь о другую)

Веселые шины, (хлопки в ладоши)

Спешат по дорогам (крутить воображаемый руль)

Машины, машины…

А в кузове важные, (сжимать и разжимать пальцы)

Срочные грузы –

Цемент и железо, (большим пальцем прикасаться по очереди к остальным, одновременно на двух руках)

Изюм и арбузы

«Знакомство с профессиями»

Профессии"

У каждого дела

Запах особый (сжимать и разжимать кулачки)

В булочной пахнет

Тестом и сдобой. (на каждое двустишие

Мимо столярной идешь мастерской - последовательно соединять Стружкою пахнет пальцы обеих рук с большим)

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой

«Есть такая профессия – Родину защищать»

«Защитники Отечества»

Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)

Защитят свою страну:(руки соединить перед собой)

Пограничник, вертолетчик (соединить по очереди все пальцы

Врач военный и танкист с большим на левой руке)

А еще – десантник, летчик, (соединить по очереди все пальцы

Снайпер и артиллерист. с большим на правой руке)

«Народная культура и традиции»

«Будем есть оладушки»

Лады-лады-ладушки (ритмичные хлопки в ладошки)

Мы печем оладушки (имитация «лепим «пирожки)

Их с вареньем станем есть, (ритмичные поочередные постукивания

А варенья и не счесть: кулачками и ладошками)

Отличное клубничное, (загибать по одному пальчику на обеих руках,

Вкусное арбузное, начиная с больших пальцев)

Медовое айвовое,

Прекрасное ананасное,

Рубиновое рябиновое.

«Международный женский день»

«Наши мамы»

Много мам на белом свете, (развести руки в разные стороны)

Всех их очень любят дети. (обнять себя за плечи)

Журналист и инженер, (загибать пальцы, сначала на одной, затем на

Повар и милиционер, другой руке, начиная с мизинца)

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, (сжать руки в «замочек»)

Мамы разные важны! (развести руки, поднять их вверх)

«Весенние перемены в природе. Перелетные птицы»

«Скворечник»

Мы построили скворечню

Для веселого скворца, (постукивать кулаками друг об друга)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца. (свести руки над головой – «скворечник»)

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том: (попеременно ударять кулак о кулак, ладонь о ладонь)

Мать, отец и скворушки (ритмично соединить каждый палец с большим

Черненькие перышки. пальцем на обеих руках одновременно – «колечки»)

«Весенние перемены в природе. Жизнь животных»

«Белочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (выставить пять пальцев)

Пришли белки поиграть.

Одна куда-то подевалась, (спрятать руку за спину)

Четыре белочки осталось. (выставить четыре пальца)

А теперь скорей смотри- (спрятать руку за спину)

Их уже осталось три. (выставить три пальца)

Ну и ну, какая жалость, (спрятать руку за спину)

Только две у нас осталось. (выставить два пальца)

Эта новость так грустна- (спрятать руку за спину)

Осталась белочка одна. (выставить один палец)

Пока мы с тобой считали, (спрятать руку за спину)

Белочки от нас сбежали

«Мой город. ПДД»

«Постовой»

Постовой стоит упрямый (поставить указательный и средний пальцы правой руки на стол)

Людям машет: Не ходи! («погрозить» указательным пальцем правой руки)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изобразить руль)

Пешеход, ты погоди! («погрозить» указательным пальцем правой руки)

Посмотрите: улыбнулся (хлопки в ладоши)

Приглашает нас идти (раскрыть ладони, приглашающий жест)

Вы, машины, не спешите (хлопки в ладоши)

Пешеходов пропустите! (пальцы «шагают» по столу)

«Моя страна. Культура и традиции»

«Пасха»

В лужах солнышко искрится, (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

Верба пухом зацвела, (соединить ладони, немного округлив их)

«Живы, жить!» - щебечут птицы (пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)

И поют колокола. (хлопки)

На столе кулич душистый, (на левую ладонь поставить кулак правой руки)

Горка крашеных яиц. (на левую ладонь положить «горкой» правую ладонь)

В этот праздник светлый, чистый (попеременно ударять кулак о кулак,

Не увидишь хмурых лиц. ладонь о ладонь)

«Человек. Земля. Вселенная»

«Начинаем мы взлетать»

Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди сгибать пальцы на обеих руках)

Начинаем мы взлетать. (ритмично соединить каждый палец с большим пальцем на обеих руках)

На ракете улетим (соединить пальцы рук, поднять руки вверх)

И всю Землю облетим. (руки развести в стороны, сделать круг)

На Луне мы «прилунимся» (сжать пальцы в кулак)

И на Землю возвратимся. (соединить одинаковые пальцы обеих рук, округлив ладони)

«Знакомство с творчеством детских писателей»

«В гостях у сказки»

Раз, два, три, четыре, пять - (разжать пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

Любим сказки мы читать. (соединить раскрытые ладони «книжкой»)

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок, (сжимать пальцы в кулачок,

Мышка-норушка и Колобок. начиная с большого пальца.)

Курочку Рябу назвать еще надо -

Героев из сказок вспомнить мы рады! (хлопки)

Моя страна»

«Солнышко»

Свети, свети солнышко (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

На зеленое полюшко (указательным пальцем правой руки загнуть большой) палец левой)

На белую пшеницу (по очереди загнуть остальные пальцы левой руки)

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек!

«День Победы»

«Наши деды-славные победы»

Что такое День победы? (нарисовать вопрос указательным пальцем правой руки в воздухе)

Это праздник! (вытянуть руки вперёд ладошками вверх)

Ордена и награды боевые. (кулачки прижать к груди)

И салюты золотые, (поднять руки вверх, пальчики растопырить на обеих руках)

И тюльпанчики цветные, (показать руками «бутон»)

И чистая земля. (нарисовать большой круг в воздухе)

«Весенний лес. Насекомые»

«Пчела»

Прилетела к нам вчера (скрестить большие пальцы, махать Полосатая пчела. ладонями)

А за нею шмель – шмелёк (на каждое название насекомого

И весёлый мотылёк, загибать палец)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (сделать кружочки из пальчиков и

поднести их к глазам)

Пожужжали, полетали, (махать ладошками)

От усталости упали. (уронить ладони на стол)

«Рыбы. Земноводные. Взаимосвязь в природе»

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! (сделать ладонь у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг? (приставить пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда. (разгибать пальцы из кулака,

Вот медуза, вот кальмар. начиная с мизинца)

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

«Лето. Животные жарких стран»

«Путешествие в Африку»

Если в жаркую страну (сжимать и разжимать пальцы)

Я случайно попаду,

То увижу там (соединить все пальцы с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подвести к глазам)

Шакала, бегемота, носорога, (разгибать по очереди пальцы

Кенгуру, гиппопотама, на правой и левой руках,

Обезьяну, тигра, льва, начиная с большого)

Крокодила и слона.

Хорошо живется им (хлопать в ладоши, развести руки в стороны)

Не бывает снежных зим. (указательным пальчиком двигать влево-вправо)

Публикации по теме:

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам и упражнений с использованием шарика Су-Джок Коваленко С. В. воспитатель, Хизуненко К. О. учитель-логопед, МБДОУ №41, г. Усть-Лабинск. Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена. Весёлый.

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели для дошкольников Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели для дошкольников Тема: «Мой любимый детский сад» Этот пальчик хочет спать. (поочередно.

Картотека пальчиковой гимнастики с детьми старшей группы по темам недели Картотека пальчиковой гимнастики с детьми старшей группы по темам недели выполнила Прахт Е. А. МДОУ д. с. №342 г. Челябинска Группа «Незабудки».

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Картотека пальчиковых.

Картотека загадок по лексическим темам Картотека загадок по лексическим темам Тема «Дом, квартира» Здесь начало всех квартир. Домофон здесь - командир. Снизу - полочка для тапок,.

Картотека загадок по лексическим темам (часть 2) Тема «ПДД» Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трёхглазое На одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Осень
Автор публикации:
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей 5–6 лет
Опубликовано: 19 июля 2019 в 15:17
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том, как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование интереса к...
Мастер-класс по созданию коллективной аппликации-коллажа «Мой любимый Бузулук» детьми...
Цель: Закреплять знания старших дошкольников о родном городе. Совершенствовать навыки изображения города с помощью материалов сделанных своими руками в...
Рисуем весенний пейзаж с ребенком подготовительной к школе группы на тему «Ранняя...
Для пополнения методической копилки педагогов предлагаю образец рисования пейзажа с ребенком подготовительной к школе группы на тему: «Ранняя весна....