Алсу Имамутдинова
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Использование пальчиковых игр способствуют развитию мелкой моторики для подготовки руки ребенка к письму, развитию речи, гармонизации эмоционального фона, развитию внимания и способности сосредотачиваться на одном виде деятельности, формированию положительных взаимоотношений между ребенком и взрослым.
Публикация «Картотека пальчиковых игр по лексическим темам» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Пальчиковые игры в НОД формируют положительное отношение дошкольников к занятиям, создают положительный эмоциональный фон ситуации обучения, способствуют переключению внимания, создают ситуации отдыха. Эти игры не только очень эмоциональны и увлекательны, именно поэтому их проведение в процессе НОД стало традиционным
Предлагаю подборку пальчиковых игр по следующим лексическим темам :
1) Профессии
2) Одежда
3) Посуда
4) Животные жарких стран
5) Птицы
6) Школа
7) Инструменты
Некоторые из них были выбраны из методической литературы, дополнены, переработаны, отдельные разработаны самостоятельно.
ОВОЩИ
***
У Лариски Сжимают пальца в кулак,
Две редиски по очереди разжимают их,
У Сережки-сорванца начиная с большого,
Два зеленых огурца. на одной или обеих руках
А у Вовки
Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
Огород
В огороде много гряд: (Сжимают и разжимают пальцы в кулак)
Тут и репа, и салат, (По очереди разжимают пальцы из кулака).
Тут и свекла и горох,
А картофель, разве плох? (Сжимают и разжимают пальцы)
Наш зеленый огород.
Квасим капусту
Это что еще за куст? Стоя, руки перед грудью в замке
Это что еще за хруст? Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст (горлом, языком, щеками)
Как же мне без хруста, Капуста вырастает и становится размером с кольцо из рук,
Если я капуста. кончиками пальцы соединены над головой
Мы капусту рубим, рубим Рубим воображаемую капусту ребрами ладоней
Мы капусту солим, солим Пальцы сложены щепотью и «солят»
Мы капусту мнем, мнем Сжимаем и разжимаем кулаки
А морковку трем, трем Трем ладони друг о друга (с силой – это укрепляем мышцы груди)
Пе-ре-ме-ши-ва-ем! В горизонтальной плоскости
В бочки плотно набиваем Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и разгибая локти
И в подвалы составляем. В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
Эх, вкусная капуста! Гладим себя по животу.
Щи-талочка
Чищу овощи для щей, Хлопаем в ладоши.
Сколько нужно овощей? Разводим руки в стороны.
Три картошки, Загибаем три пальца на левой руке.
Две морковки, Загибаем два пальца левой руки
Луку полторы головки, Загибаем три пальца на правой руке
Да петрушка корешок, Загибаем один палец на правой руке
Потеснись-ка ты, капуста, Ладошками отодвигаем капусту в сторону
От тебя в кастрюле густо!
Раз! Выставляем большие пальцы.
ДВА! Выставляем указательные пальцы.
Три! Выставляем средние пальцы.
Огонь зажжен. Хлопаем в ладоши.
Кочерыжка, Правой рукой показываем в центр.
Выйди вон! Правой рукой показываем на дверь.
Горох и фасоль
Делаем «сухой бассейн» с горохом и фасолью. В пластмассовые ведра насыпаем горох или фасоль.
Горох
В ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль
(в бассейн игрушки из киндерсюпризов)
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
ПРОФЕССИИ
Шофер
Целый день шофер трудился, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Он устал, он запылился, (Загибают пальцы рук поочередно.)
Он возил кирпич на стойку,
Дом он строить помогал.
А теперь ведет на мойку (Крутят воображаемый руль.)
Свой огромный самосвал.
Артист
Прошлый раз был педагогом, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Послезавтра – машинист. (Кулаками стучат по столу).
Должен знать он очень много, (Сжимают и разжимают пальцы).
Потому что он артист.
ОДЕЖДА
Рукавички
Рукавички новые, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Теплые, пуховые.
Мне их бабушка связала, (Делают движения, словно вяжут.)
Подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки (Сжимают и разжимают пальцы.)
Не озябнут ручки».
Рубашка
Это чья рубашка – (Сжимают и разжимают пальцы.)
Белые горошины? (Складывают пальцы, образуя «горошину»)
Бабушка старалась
Шила для Алешеньки. (Делают движение «шитье иглой»)
Это чей сарафан
С белыми ромашками,
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки.
(Г. Браиловская)
Сапожки
- Был сапожник? (Сжимают и разжимают пальцы.)
- Был.
- Шил сапожник? (Делают движение «шитье иглой»)
-Шил.
Для кого сапожки? (Сжимают и разжимают пальцы.)
Для соседской кошки.
Перчатки
Веселая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка)
Перчатку нашла, Поворачиваем руку то ладонью, то тыльной стороной вверх
Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом».
Мышат позвала. Сгибаем и разгибаем пальцы – зовущий жест.
Им корочку хлеба дала покусать, Кончикам большого пальца поочередно стучим по кончикам остальных пальчиков
Погладила всех и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладем под щеку.
ПОСУДА
Посуда
И бежит, бренчит, стучит («Бегут», стучат пальцами
сковорода: по столу)
«Вы куда? Куда? Куда? (Сжимают и разжимают пальцы)
Куда? Куда?
А за нею вилки, (Загибают поочередно пальцы)
Рюмки, да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке(«Скачут пальцами пос толу»).
К. Чуковский
Посуда
Раз, два, три, четыре, (Ударяют кулаками друг о друга.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по
Чайник, чашку, ковшик, ложку другой по кругу.)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (Загибают пальцы по одному)
Ковшик тожк развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали –
Так мы маме помогали. (Ударяют кулаками друг о друга.)
Н. Нищева
Чайник
Привет, я – чайник Показываем руками толщину.
Большой и толстый
Вот моя ручка, Руку вбок.
А вот мой носик. Другую руку вверх и в сторону.
Если буду я кипеть, Хлопаем рукой по макушке.
Я буду свистеть Изображаем свист
С печки меня возьмешь, Наклоняемся в сторону, где рука-ручка.
Чаю себе нальешь. Наклон в сторону, где рука-носик.
ПТИЦЫ
Птички
Пой-ка, подпевай-ка, (Сжимают и разжимают пальцы)
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей (Загибают поочередно пальцы.)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка совушка, сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка скворушка, серенькое перышко,
Это зяблик, эта стриж.
Это – развеселый чиж.
Ну а это злой орлан.
Птички, птички – по домам. (Сжимают руки в кулаки)
Спляшем
У Пэгги жил веселый гусь. Правой рукой изображаем «гуся»
Он знал все песни наизусть. Левой рукой изображаем «гуся»
Ах, до чего ж веселый гусь! Двумя руками одновременно изображаем гусей
Спляшем, Пэгги, спляшем! Дети ставят руки на пояс и пританцовывают.
У Пэгги курочка жила, Правой рукой изображаем «курочку»
Она яички нам несла, Левой рукой изображаем «курочку»
Ах что за курочка была! Двумя руками одновременно изображаем «курочек»
Спляшем, Пэгги, спляшем! Дети ставят руки на пояс и пританцовывают.
Шла кукушка…
Шла кукушку мимо рынка, Идем по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах (остальные поджаты)
У нее была корзинка, Ладони соединяем «ковшом» - корзинка.
А корзинка на пол - бух! Ударяем сомкнутыми ладонями по столу-коленям, разъединяем руки.
Полетело десять мух! Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи)
Колечки
Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали,
Улетев в какие дали,
Где морозы переждали,
Что пернатые клевали,
Гнезда где свои свивали,
Где вы яйца отложили,
Где вы бури пережили,
Сколько вы, в конце концов,
В гнездах вывели птенцов.
Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинцы. Затем колечко из пальцев левой руки надеваем на пальцы правой.
ШКОЛА
Мой портфель
Семь вещей у нас в портфеле: (Сжимают и разжимают пальцы)
Промокашка и тетредь, (Загибают поочередно пальцы.)
Ручка есть, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь,приятель наш.
Карандаш
Все нарисует карандаш (Держат в руке «карандаш»)
Когда ему работу дашь. (Стучат пальцами по столу.)
Но сам без дела не сиди: (Сжимают и разжимают пальцы)
Карандлашом руководи. (Пишут «карандашом» по столу)
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Инструменты
Мне нужны такие вещи: (Сжимают и разжимают пальцы.)
Молоток, тиски и клещи, (Загибают поочередно пальцы на руках.)
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка. (Сжимают и разжимают пальцы.)
Иголка
Все знают мастерицу – (Пальцы сжаты в кулак,
Усердную иголку, выпрямлен указательный палец,
Никак не согласится имитирующий иголку.
Она лежать без толку.
Замок
На двери висит замок. (Руки складываем в замок, переплетая пальцы)
Кто его открыть бы мог? (Ритмично постукиваем основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Мы замочком постучали, (Не расцепляя пальцы, одну руку тянем к себя, другую от себя)
Мы замочком покрутили,
Мы замочек потянули (Тянем ручки в разные стороны, выпрямляя, но не расцепляя пальцы)
И открыли наш замок.
Ножницы
Большой, безымянный палец и мизинец прижат к ладони. Указательный и средний вытянуты вперед. Они то расходятся то сходятся имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала движения выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.
Режу, режу, ткань верчу,
Научиться шить хочу.
Вилка
Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении до счета 5-10.
Вилкой мы едим сосиску,
Макароны и редиску.
МЕБЕЛЬ
Мебель
На эту кушетку, (Поочередно загибают пальцы рук.)
На эту тахту,
На эту кровать
Или даже на ту, (Сжимают и разжимают пальцы.)
На этот диван
Или даже на тот,
Где целыми днями валяется кот,
Ложитесь и спите, (Ладони кладут под щеки)
Пожалуйста, сами!
Ю. Мориц
Шкаф
Шкаф дремучий, шкаф из дуба. (Сжимают и разжимают пальцы.)
В нем костюмы, платья, шубы. (Поочередно загибают пальцы)
В нем еноты, лисы, волки.
Белки там – на верхней полке.
И весь день в шкафу темно, (Закрывают руками глаза.)
Как в лесу или в кино. (Открывают глаза).
Использованная литература:
1) Крупенчук О. И. Пальчиковые игры (для детей 4-7 лет). Развитие мелкой моторики, улучшение координации движений, М., 2005
2) Борисенко М. Г., Лукина И. А. Наши пальчики играют., СПб, 2005
3) Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь, СПб, 1996
4) Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры, М., 2007