Картотека пальчиковых игр

Екатерина Никитина
Картотека пальчиковых игр

Картотека пальчиковых игр.

Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли в садик погулять

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать

1–2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.

3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.

5–6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.

Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.

* * *

Поиграли – отдохните,

Ваши пальчики встряхните,

Сгибайте ваши пальчики,

Совсем как ушки зайчики

1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их.

3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

Стихотворение и все движения можно повторить

***

Волк раскроет свою пасть,

Хочет зайчика украсть:

Щелк да щелк, и снова щелк!

Не поймает зайца волк,

Пастью щёлкнет напрасно —

Заяц бегает прекрасно!

1–4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках.

5–6 строчки – расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками

В домике сидит волчок,

Он глядит на вас в глазок,

Может дверку приоткрыть

И за пальчик укусить,

Если больно, то немножко

Разотри свои ладошки!

1–2 строчки – из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.

3–4 строчки – из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.

5–6 строчки – легкими движениями растираем ладони одна о другую.

***

Избушка на лужочке,

Двери на замочке,

Ключик быстро подберем

И избушку отопрем.

Отряхнем ладошки,

Отдохнем немножко.

1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.

2 строчка – соединяем пальцы в замок.

3–4 строчки – выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого, не размыкая замка.

5–6 строчки – размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.

* * *

Крылья нашей мельницы

У ветерка как пленницы —

Как ветер переменится,

Так повернется мельница.

1–4 строчки – прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются.

* * *

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

Раз, два, три, четыре, пять —

Надо всех пересчитать.

Десять пальцев – как отряд,

И костюму каждый рад.

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

1–2 строчки – растопыриваем пальцы обеих рук (ладонями наружу).

3–4 строчки – повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы.

5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно.

* * *

После завтрака мы с вами

В лес поедем за дровами.

Пилим-пилим, пилим-пилим!

Быстро мы бревно осилим!

Рубим-рубим, рубим-рубим!

Топором работать будем,

Привезем домой дрова,

Сложим посреди двора.

1–2 строчки – сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.

3–4 строчки – ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад.

5–6 строчки – кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу.

7–8 строчки – выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями.

* * *

Скачет на коне Егорка

То на горку, то под горку,

Раз, два, три, четыре, пять —

Весело ему скакать!

Выезжает в чисто поле —

Есть где разгуляться вволю!

1–4 строчки – одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними.

5–6 строчки – разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь. Повторяем все для другой руки.

* * *

Пляшут в кухне на стене

Солнечные зайчики,

А у Маши расшалились

Маленькие пальчики.

Быстро бегают они

По Машиной ладошке.

Успокойтесь, шалуны,

Отдохнем немножко!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или стене.

3–4 строчки – пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой.

5–6 строчки – пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой.

Повторяем все действия для второй руки.

* * *

Две ладошки – два домишки

Там живут бродяги-мишки.

Вот поспят они немножко

И помчатся по дорожкам,

А дорожки – две руки,

Ну-ка, мишкам помоги:

Их на санки посади,

По дорожкам прокати!

1–4 строчки – сжимаем и разжимаем кулаки.

5–8 строчки – сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой.

Игру можно повторить несколько раз.

* * *

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

1–2 строчки – подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.

5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.

6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

* * *

В море лодочка плыла,

В ней лиса веслом гребла.

Притомилася лиса,

Распустила паруса,

Теперь на лавочке сидит,

На море в бинокль глядит.

1 строчка – складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.

2 строчка – разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.

3–4 строчки – поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.

5–6 строчки – сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

* * *

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики!

Пополам согните,

В кулачок сожмите!

Раскройте ладошки,

Встряхните немножко!

Чтобы правильно писать,

Надо ручкам отдыхать!

Выполняем все движения согласно тексту стихотворения. Для занятий в детском саду можно менять текст 7 строки: «Чтоб красиво рисовать» или «Чтоб красиво вырезать».

* * *

Ежик Николка под елку свалился,

Ежик Николка по травке катился,

Брюшко решил он на солнце погреть,

Ну и конечно, слегка загореть.

Солнышко скрылось, ежик замерз,

Успел загореть только маленький нос.

1–2 строчки – сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.

3–4 строчки – разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.

5–6 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

* * *

Пошла гулять Маринка

По узенькой тропинке.

У леса на лужочке

Рвала она цветочки.

Пока домой бежала,

Цветочки растеряла.

1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу.

3–4 строчки – соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть.

5–6 строчки – раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой.

* * *

Я маленькая хрюшка,

На солнце грею брюшко,

И розовые ушки

Стали на макушке

Глазки я закрыла,

Про пятачок забыла:

На солнце загорел

И сильно покраснел.

1–2 строчки – поглаживаем ладони обеих рук.

3–4 строчки – прикладываем ладони с сомкнутыми пальцами к голове и сгибаем-разгибаем пальцы.

5–6 строчки – кончиками пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза.

7–8 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

* * *

В каждой из избушек

Живут по пять подружек:

Маня, Настя и Полина,

Катерна и Марина,

Соня, Вера, Зинаида,

Василиса, Степанида.

Вместе песенки поют,

Дружно, весело живут.

1–2 строчки – делаем «домик», соединяя руки кончиками пальцев и основаниями ладоней.

3–6 строчки – называем ими поглаживаем каждый палец, совершая движения от основания к кончику.

7–8 строчки – поглаживаем и потираем ладони одна о другую.

* * *

Мастер шкафчик мастерил,

Ровно досочки пилил,

Молотком по ним стучал,

Точно гвозди забивал.

Дверки сделал и замок,

Ключик сделать он не смог.

1–2 строчки – ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад.

3–4 строчки – сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди».

5 строчка – соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки».

6 строчка – соединяем пальцы обеих рук в замок.

Игру можно повторить несколько раз.

* * *

Маленький Тимошка

Гладил ладошки

И у каждой руки

Сосчитал бугорки:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем на другой считать:

Раз, два, три, четыре, пять

Начинай считать опять.

1–4 строчки – указательным пальцем одной руки круговыми движениями поглаживаем ладонь другой руки.

5–6 строчки – обводим бугорки у основания каждого пальца.

7–8 строчки – делаем то же самое для другой руки.

* * *

Солнышко яркое в небе сияло,

Лучами своими нас согревало,

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли,

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи.

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают.

1–2 строчки – поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук.

3–4 строчки – соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения.

5–6 строчки – поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево.

7–8 строчки – снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи».

* * *

Поиграем с вами просто:

Строим домик для Барбоса.

Крепкий дом, теплый дом,

Будет жить Барбосик в нем.

Чтоб устроить там веселье,

Всех зовет на новоселье.

1–6 строчки – соединяем руки подушечками пальцев и основаниями ладоней. Качаем «домик» вперед-назад, вправо-влево.

* * *

Тетушки-ежихи —

Классные портнихи!

Могут все на свете сшить

И на память подарить.

1–4 строчки – раскрываем обе ладони и поочередно продеваем пальцы одной руки между пальцами другой.

* * *

Два маленьких кузнечика

Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались,

На скрипочках играли —

Всех рыбок распугали.

1–2 строчки – указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу.

3–4 строчки – поглаживаем ладонями поверхность стола.

5–6 строчки – поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

* * *

Для девочки Полинки

Выросла малинка.

Собрала Полинка

Ягодки в корзинку.

Съела всю малинку

Девочка Полинка.

1–6 строчки – собираем пальцы обеих рук в щепоть и «рвем ягодки» с поверхности стола или стены. Можно подносить сомкнутые пальцы ко рту, изображая, как Полинка ест малинку.

* * *

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается —

Цветочки раскрываются,

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».

5–6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.

Игру можно повторить несколько раз.

Публикации по теме:

Картотека пальчиковых игр. Считалочка «Грибы» 1. Массаж пальцев. Каждый называемый пальчик массажировать. Большой палец: Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой. Указательный.

Картотека пальчиковых игр и упражнений Картотека пальчиковых игр и упражнений. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении.

Картотека пальчиковых игр Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул. Этот крепко, крепко спит. Тише.

Картотека пальчиковых игр КАРТОТЕКА пальчиковых игр. Не секрет,что "пальчиковая гимнастика" хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка.

Картотека пальчиковых игр и упражнений Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают.

Картотека пальчиковых игр и упражнений Картотека пальчиковых игр и упражнений. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении.

Картотека пальчиковых игр «Деревья» Пальчиковые игры на тему «ДЕРЕВЬЯ» Деревья Вот деревья: Клен, рябина, липа, Дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта, Мы в.

Картотека пальчиковых игр «Зима» Картотека пальчиковых игр на тему: «Зима» Игра «Снеговик» Раз рука, два рука. Ладони выставляем вперёд Лепим мы снеговика. Вращать ладонями.

Картотека пальчиковых игр по темамКартотека пальчиковых игр по темам ЦВЕТЫ Наши алые цветки распускают лепестки. (раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево) Ветерок чуть.

Картотека пальчиковых игр в стихах Картотека пальчиковых игр в стихах. Пальчиковая гимнастика в стихах влияет на развитие речи, память, поднимает веселое настроение. Перед.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Картотека пальчиковых игр
Опубликовано: 4 мая 2018 в 14:12
+184Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Родительское собрание в старшей группе «Вот и стали мы на год взрослей....
20 сентября 2019 года в старшей группе «Почемучки» МДОУ № 15 г. Тейково прошло организационное родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». Этап...
Фотоотчет тематической недели с 16.10 по 20.10.2019 г «Профессии»
В нашей старшей группе с 16 октября по 20 октября текущего года прошла тематическая неделя «Профессии». Цель данной темы была: Расширить представления о...
Конспект ОД по конструированию «Оригами «Царевна лягушка» в старшей группе
Конспект ОД ( образовательная область «Конструирование») Тема: Оригами «Царевна лягушка» в старшей группе Задачи: 1) Образовательная: Формировать...